Часть вторая.
Обоянь была построена 1649 году и тогда же был определен список селений на Псёле и его притоках. Строительство острога началось в ноябре 1649 года. Воевода Иван Колтовский к этому времени сделал подробную роспись всех существовавших и строящихся вокруг будущего уездного центра селений.
В росписи расселения было перечислено 27 деревень с общим количеством дворов – 480.
Эти первопоселения ведут свою историю с 1649 года одновременно с острогом Обоянь:
-деревня Кортамышева - 24 двора;
-Гремячяя- 15 дворов;
-Каменка - 32 двора;
-Шевелева - 36 дворов;
-Енина (современная Туровка) - 32 двора;
-Воробьева - 11 дворов;
-Малыхина (современное село Усланка) - 10 дворов;
-Лунина - 13 дворов ныне село Лунино ;
-Курская, Лохтионово тож, позже Гнездилово (современный Трубеж) - 20 дворов;
-Офонасьева - 12 дворов;
-Горяинова (ныне Горяйново) - 28 дворов;
-Зорина (ныне село Зорино) - 42 двора.
-Хомуты (ныне село Хомутцы) – 28 дворов.
-Самаринова – 9 дворов.
-Озёрова современное село Песчаное.
-Белая, Кутафина (ныне село Белое)- 20 дворов.
-Полшикова
-Салотина ныне село Нижнее Салотино.
-Верховья Салотины.
-Мелехова- Череново
- Полная ныне Бушмино 32двора
- Вышняя Рыбница, потом Переверзева ныне село Бегичево
- Лунёва ныне деревня Шмырёва-
- Гремячий Колодезь ныне деревня Гремячка15 дворов,
-Долженкова ныне село Долженково Обоянского района.
-Шевелева ныне село Шевелёво
Планомерное заселение реки Псёл началось с постройки Белгородской засечной черты. При исследовании берегов реки Псёл в 1637 году, при выборе места крепости указывалось, что есть на притоках малые починки. Обследовались городища- Гочевское, Ивинское, Обоянское. Указом царя селится по правым притокам без дозволения центральной власти было запрещено. Земли правого берега «в больших лесах» относились к Путивльскому уезду. На левый берег это требование не распространялось. Он был в ведении Карповского воеводы. К этому времени по «упалым» рекам выше и ниже по Псёлу от Обоянского городища располагались небольшие поселения карповцев, которые осенью 1648 и весной 1649 годов стали осваивать эти земли и ставить свои первые починки. Карповский воевода Игнат Вердеревский из-за отсутствия свободной земли, разрешил своим служилым людям строиться «деревнями по Псёлу ниже Обоянского городища». В одной из отписок И. Г. Вердеревского находим упоминание об этом событии: «… и я, холоп твой, велел им, сведенцам, строитца дворами в устье реки Пены у реки Псла и вверх по реке по Пслу и по упалым речкам у больших лесов …» Отсюда следует, что разрешение селиться по реке Пслу получили 400 карповских «староверстанных» детей боярских в конце лета 1648 года. Такое решение, было принято с нарушением установленных правил от безвыходности ситуации с размещением детей боярских в Карповском уезде.
Об этом свидетельствует переписка карповского воеводы стольника А. И. Еропкина о самовольном поселении на реке Псёл 200 карповских «нововерстанных» детей боярских. 1648, ФЕВРАЛЬ 25*. ОТПИСКА ВОЕВОДЫ А. ЕРОПКИНА О ПРИЕМЕ КАРПОВА С ПРИЛОЖЕНИЕМ РОСПИСИ. РГАДА.— Ф. 210.— Столбцы Белгородского стола.— № 256.— Л. 255—273.
Наличие поселений и их названия указаны в «Первом описании Обоянского уезда 1649 года Обоянского воеводы Ивана Колтовского. «Роспись Обоянсково уезду землям и деревням, которые поселились от Обоянсково города вниз и вверх по реке Пслу по обе стороны, и та земля занята под Обоянской уезд.» [3, ЕД. ХР. 290, Л. 471– 482] в дальнейшем будет указываться «Первое Описание»
Самым обширным в Обоянском уезде был Большой Чёрный лес, расположенный в Воробженском стане между речками Стригосла и Долгий Колодезь. Один стан уезда, куда входили такие селения, как Быканово, Бабино, Долженково, Филатово и другие, назывался Залесским, так как располагался за этим лесом. Обширным получился и стан. Если Салотинский и Каменский станы протянулись в одну линию вдоль левого и правого берегов реки Псёл, то Залесский стан был расположен по притокам Псёла с правого берега от дороги Обоянь-Сунджа до верховий притоков Псёла и даже на истоках притоков реки Реут- на речке Реутец сёла Нижний и Вышний Реутец, на речке Любачь и ручье Гахов Колодезь- Липовец, Любочь и Гахов, на речке Сула сёло Сула ина речке Немечь сел Немча На истоке реки Суджа село Заломное- Никольское тож и только село Архангельское- Любостань расположено на верховье притока Псёла речке Рыбинке.
В писцовой книге 1684 года Леоновка записана в составе села Бабино, а в писцовой книге 1692 года как самостоятельная деревня. Название деревни Вышняя Бабина впервые встречается в деле поместного приказа 1729 года, до этого разделения на село и деревню нет. В систематизированных сведениях о населённых пунктах южных уездов государства российского деревня Левоновка а 1683/84 годы указана отдельно, рядом с селом Афанасьевским. За 1691 год деревня Левоновка не указана. Пропустить её не могли, значит она указана вместе с селом Афанасьевским. В перечне за 1720 год деревня Левоновка указана как самостоятельный населённый пункт. Деревня Левоновка в настоящее время входит в Большесолдатский район Любостанского сельсовета.
Деревня Бабино известно с 1649 года с момента построения крепости Обоянь. Первые свидетельства о церкви святых Афанасия и Кирилла в селе Бабино Обоянского уезда относятся к 1666 году и с этого времени селение приобрело статус «Село Афанасьевское».
По документам Российского государственного архива древних актов г. Москва. РГАДА. Фонд 350. Опись 2. Дело 284. Листы 232-243 за 1720 год сохранилась запись «Села Бабина Церкви великих святителей Афонасия и Кирилла поп Григорий Иванов той же церкви дьячок Василей». Более ранних сведений о священниках нет.
Село имело и двойное название Афонасьевское, по церкви в честь архиепископов Александрийских Афанасия и Кирилла построенной ранее 1666 года. Двойное название, имели все села. Все селение называлось деревней. Первое имя было названием деревни, второе название добавлялось по названию церкви например: В Воробженский стан входили: село Преображенское Долгий Колодезь тож, деревня Короткая, деревня Суходол, село Богоявленское Белица тож, село Архангельское Щеголек тож, деревня Каменец, деревня Верховье Долгова Колодезя, деревня Петровы Будищи, село Троицкое деревня Кривицкие Будищи тож. После 1700 года деревней называлось поселение без церкви, селом с церковью. Правило называть село двойным именем сохранилось.
Селом Бабино было с изначально с момента основания в нём было предусмотрено строительство церкви в честь архиепископов Александрийских Афанасия и Кирилла. В дальнейшем село увеличивалось в храме стало тесно. Село растянулось вдоль речки Рыбинки без малого на 5 км и в деревне Леоновке напротив прихожан стало больше. Поэтому была построена вторая церковь в 1890 году и село разделилось на Верхнее и Нижнее Бабино со своими храмами. Прихожане деревни Левоновка распределились между храмами.
Первоначально в состав села Афонасьевское входило нынешнее село Леоновка, получившее название по имени первопоселенца Левона Бабина. В писцовой книге 1684 года Левоновка записана в составе села Бабино, а в писцовой книге 1692 года как самостоятельная деревня. Название деревни Вышняя Бабина впервые встречается в деле поместного приказа 1729 года, до этого разделения на село и деревню нет.
Храм к 1892 году совсем обветшал и на его месте возвели новый. Деревянная церковь Афанасия Великого, построена в 1892 году в селе Нижнее Бабино. Потому, что в 1890 году в северной части села была построена церковь в честь иконы Казанской Божьей Матери и село разделилось на Нижнее и Вышнее (Верхнее) Бабино. Денег хватило на один престол, освящённый в честь святого архиепископа Александрийского Афанасия Великого.
В советское время колокольню сломали, а церковь использовали как склад. В 1990-ые годы здание было не пригодно даже для этих целей
В начале марта 2022 года прихожане взялись за обновление: сняли ветхие доски, обновили кровлю, вычистили помещение. Восстановление идёт за счет прихожан. Церковь Афанасия Великого внесена в «Список объектов выявленного культурного наследия, представляющих историческую, научную и художественную ценность», но некоторые эксперты считают, что восстановлению она не подлежит.
В августе 2021 года жителями сёл Нижнее Бабино и Вышнее Бабино, обустроен и освящен источник в честь Афанасия Великого, что явилось своего рода подготовкой к будущему восстановлению церкви.
1 марта 2022 года местные жители сёл Нижнее Бабино и Вышнее Бабино приступили к восстановлению церкви Афанасия Великого собственными силами и средствами. Да прибудет с ними милость Господня.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 9