Река Воробжа приток реки Семь.
Речке Воробже посвятил стихи курский поэт Николай Маяков:
Всё течёт Воробжа река,
расколдуй свои берега...
чтобы кликнула – дозвалась,
чтобы полною ты лилась.
Вторая река Воробжа правый приток реки Псёл на ней село Воробжа в Суджанском районе Курской области. Село Воробжа было центром Воробженского стана. В состав Воробженского стана входили: село Преображенское Долгий Колодезь тож со слободой Долгие Будища, деревня Короткая (Корочка) со слободой, деревня Суходол, село Богоявленское Белица тож, село Архангельское Щеголек тож, деревня Каменец, деревня Верховье Долгова Колодезя в последствии Шелеповка, деревня Петровы Будищи, село Троицкое деревня Кривицкие Будищи тож.
Река Воробжа южная, псёльская или суджанская течет на юг до впадения в реку Псёл. Между их истоками по прямой 36 км. Название произошло от старорусского слова ВОРОБ- разворот развилка. Развилка на этих реках есть. Свой путь речки начинают с развилок. У северной Воробжи развилка образована её истоком и ручьем Воробжа, который впадает в неё слева и на истоке у него у-образный пруд.
У южной суджанской Воробжы её исток, двумя ручьями образует развилку. Один течет из урочища Пранское, это и есть Воробжа, а второй её приток слева. Ниже по течению образуется вторая развилка с правым притоком ручьём Махов Колодезь. На нём первый населённый пункт -село Махов Колодезь Большесолдатского района.
Первое упоминание о деревне Махов Колодезь относится к 1676 году в перечне населённых мест Суджанского уезда: «1686 год.(сб.) с. Съезжая Поляна – Белица тож, д. Махова, д. Осипова Лука, с. Черный Алех, с. Гуйва, д. Будиши, д. Саморядово, с. Ростворово, д. Сторожевая, д. Хотеж Колодезь, с. Козыревка, д. Бирюковка, д. Моховой колодезь, с. Салдацкое, д. Каменец, с. Скородное, с. Поречное, слободка Конопелька, с. Пушкарное. В Московском Государственном архиве хранится запись, где сказано: «отдать спорные земли между с. Растворово д. Мохов Колодезь Грегорию Бахтиярову со товарищи». Это подтверждает, что деревня уже существовала.
Название состоит из двух слов: «Махов Колодезь.» Слово Махов в ранних документах звучит как Моховой, Моховая и связано с растением мох. Колодезь исток ручья, речки оборудованный колодой, деревянным желобом для защиты родника и удобства водопоя. Рядом находятся ручей Долгий Колодезь, на речке Белице Щегол Колодезь и Хотеж Колодезь. Ниже, по течению Воробжи справа в неё впадает Борзов Колодезь. Это водораздел, где берут из родников-колодезей, начало речки притоки рек Псёл и Суджа. Села Растворово и Махов Колодезь сейчас в Большесолдатском районе.. Сегодня села М-Колодезь и Растворово соединились. Растворовская школа основана в 1876 году. Школа в Моховом Колодезе была основана в 1901 году. В этом же году заложены фундаменты 55 школ Курской Губернии в том числе в нашем Суджанском уезде 5 школ. Здание школы было достроено в 1903 году. Пока строилось здание, учительница Михайличенко Анна Васильевна обучала детей на дому. Как свидетельствует статистика Курского Губернского ведомства первый выпуск учеников нашей школы состоялся в 1904 году. Первых выпускников было всего 4 человека, а всего обучающихся детей в трёх классах, 22 человека
Село Саморядово, село Козыревка, деревня Будищи, деревня Бирюковка упомянуты в 1676 году в Суджанском уезде. Сегодня при Саморядовской школе создан музей истории родных сёл. На территории Саморядовского сельского совета находится памятник погибшим воинам-односельчанам в годы Великой Отечественной войны. Погибшим посвящены трогательные слова «. Был у матери сын. Он ушел на войну и вернулся он в каменной каске. И стоит он теперь среди елей сплошных уж, какую весну, словно витязь из сказки.»
В сентябре 2008 года Министерством образования и науки РФ, Федеральным центром детско-юношеского туризма было выдано Свидетельство №12794 музею образовательного учреждения. Статус музея «Историко-краеведческий музей МОУ Саморядовская средняя общеобразовательная школа».
Ниже по течению Воробжи деревня Будищи, название которой означает, что в этих местах были Буды легкие строения для защиты от ветра и непогоды, где жгли лес и добывали поташ,
Село Чёрный Олех. Упоминание о храме встречается в «Топографическом описании Курской губернии» (1784 г.), где записано: «во оном селе церковь деревянная во имя святого великомученика Димитрия Солунского, при которой священно- и церковнослужительских дворов пять, во оных душ 15». В клировой ведомости за 1837 г. сообщается: «деревянное здание церкви, с такой же колокольней, покрытой железом», было построено в 1782 г. ( наличие в госархиве метрических книг за 1775 г. предполагает более раннюю дату сооружения храма).
Земли при церкви имелось: усадебной 3 дес., пашеной и сенокосной 66 дес. В церкви служили два священник: Никита Яковлевич Харланов и Стефан Иванович Олёхин. Прихожанами церкви были однодворцы с. Чёрный Олёх: 319м ., 331 ж. (58 дворов ); дер. Будищи: 533 м., 498 ж. (88 дворов); дер. Осипова Лука: 157 м., 150 ж. (28 дворов). Раскольников беспоповского толка насчитывалось 30 чел.В 1857 г. тщанием прихожан было построено новое здание церкви под названием Димитриевская. К приходу церкви относились дер. Осипова Лука, Будищи. В 1908 г. православных прихожан насчитывалось 1300 чел., раскольников и сектантов – 170. В клировой ведомости за 1916 г. сообщается, что земли при церкви имелось 3 дес., пахотной — 83 дес. 2160 кв. саж., сенокосной — 6 дес., причт пользовался ею вместе с крестьянами в общем владении. Качество церковной земли оценивалось как среднее. Средний доход, приносимый от земли, составлял 400 руб.
Здание церкви было деревянным, на каменном фундаменте, с такой же колокольней в одной связи. В церкви имелся один престол во имя святого великомученика Димитрия Солунского. В 1914 г. заложена каменная церковь.
В с. Чёрный Олёх в 1916 г. насчитывалось: домов – 151 , в них проживали 594 м., 525 ж.; в дер. Осипова Лука – 58 домов с количеством душ: 250 м., 235 ж., в дер. Будищи — 228 домов, 784 м., 747 ж. Всего в приходе имелось 437 домов, 1628 м., 1507 ж., из них духовных лиц — 5 м., 15 ж. (3 дома); крестьян – 1623 м., 1492 ж. (434 дома); раскольников – 79 м., 74 ж. (38 хозяйств); сектантов -1 м., 3 ж.
В приходе действовали 3 земские школы: одна из них – в с. Чёрный Олёх, в 1913 г. была преобразована в двухклассное образцовое училище. С 1911 г. священником Дмитриевской церкви определён Яков Иванович Соколовский, 28 лет. Он же состоял законоучителем в двухклассном образцовом училище. В церковной библиотеке имелся 51 том духовной литературы. Близлежащими к Дмитриевской церкви были Троицкая церковь с. Воробжи (в трёх верстах), Михаило-Архангельская церковь с. Козырёвки (в трёх верстах).
После принятия в 1918 г. декрета СНК РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» Димитриевская церковь продолжала действовать. В «Описи церкви и церковной утвари Димитриевской церкви с. Чёрный Олёх», составленной в декабре 1920 г., указано: церковь деревянная, крытая железом, на каменном фундаменте, имеется 4 медных колокола, иконостас – деревянный, позолоченный, икон разного размера — 100 (из них 35 ветхих), крестов на престол 8 (2 серебряных, 1 медный, 5 жестяных ) и др. церковное имущество.
Во время оккупации в период Великой Отечественной войны богослужения были возобновлены в помещении церковной сторожки. 26 октября 1944 года в селе Чёрный Олёх был зарегистрирован молитвенный дом, в 1950-х гг. располагался в арендованном помещении. В «Общем списке приходов и церквей Курской епархии» на 1 января 1960 г. указан Димитриевский храм с. Чёрный Олёх. В последующие годы церковь оставалась действующей. В соответствии с законом РСФСР «О свободе вероисповедания» от 25.10.1990 г. зарегистрирован православный приход Димитрия Солунского с. Чёрный Олёх (5 июня 1991 г. № 69). В соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26.09.1997 г. возобновлена регистрация религиозной организации православного прихода Димитрия Солунского в с. Чёрный Олёх (7 декабря 1999 г. № 177р).
Комментарии 10
Очень интересно! Моя Родина д.Будище.Екатерина Иванова-Ярычевская.Крым.