Дату существования села дает 1 ревизия податного населения, которая проводилась в 1718—1719 годах при Петре Великом по указу от 26 ноября 1718 года. Долгие Буды, в данных 1 ревизии упоминаются, как слобода Должанские Буды и является официальным населённым пунктом.
Выпись из обоянских мерных и отказных книг воеводы Михаила Андреевича Спасителева, по которой отказано в 1684 году Знаменскому монастырю что в Обояни строителя Игнатия с братею в урочищах меж речек Стригослы и Долгого Колодезя Большой Черный лес с урочищи на основании того, что «воеводой были опрошены дети боярские, проживавшие в деревнях Бегичево, Долгий Колодезь и Стригослы. В результате было установлено, что упомянутый лес никому в поместье не отдавался и не является заповедным лесом. Согласно документам, предъявленным помещиками, им было разрешено заготавливать в Большом Черном лесу дрова и древесину для строительства. Монастырь в итоге не обидели «...монастырь был наделен 10 десятинами леса и правом ловить рыбу в речке Стригосле напротив своих владений» по правому берегу. Ныне это хутор Чернецкий. ( http://old-kursk.ru/book/obojan/ra076.html ). Всё это говорит о том, что в 1684 году селения Должанские Буды не было, иначе воевода опрашивал бы и жителей этой слободы (а Петровы Буды/Будищи расположены выше, поэтому и в сыске не участвовали).
В следующем 1685 году жители Долгого Колодезя и Петровых Буд решали вопрос о спорных землях между собой, о чем составлены отписные и межевые книги 194 года от Сотворения Мира 9 сентября. По данным книгам «отказано «… спорные земли в урочищах от реки Псла меж речек Долгой и Стрыгослы выше Долгой Яруги и от Долгой Яруги вверх по речке Долгой с урочищи» -( фонд 1209 опись 1 кн. 29 Л.145-156 (п. 34 http://rgada.info/opisi/1209-opis_1i/0666.jpg ). Долгая Яруга в данном случае современный яр Долгенький, а вверх «по речке Долгой с урочищи» урочища Плота, Ровня и Бондарка. Они остались за Долгим Колодезем.
Все эти описанияи межевания служили одной цели приисканию свободных мест для будущих поселений.
Перечень населённых мест 1683/84 год. Стан Воробженской: с. Преоброженское – Долгий колодезь тож, д. Короткая, д. Суходол, с. Богоявленское – Белица тож, с. Архангельское – Щеголек тож, д. Каменец, д. Верховья Долгого колодезя, д. Петровы Будищи, с. Троицкое – Кривицкие Будищи, с. Сергиевское и д. Долгая Яруга, д. Немча, Любоч, д. Малый Реутец.
Селения Долгих Буд в перечне нет. Нет Новосёловки, нет Переверзевки, нет слободки Корочка.
Перечень населённых мест Обоянского уезда за 1720 год.
…. «Любостань, с. Заломное, д. Гридасова, с. Кривицкие Буды, д. Верховье Долгово Колодезя - Шеляповка тож, д. Каменец, с. Щеголек, с. Белица, д. Суходол, д. Короткая, с. Долгий Колодезь, д. Петровые Буды, д. Трубеж, д. Лунина, д. Онохина, с. Усланка, д. Енина, с. Каменка, д. Шмырева, д. Кортамышева, д. Стригослы, с. Бушмино, д. Гремячка, д. Бегичева, с. Курасовка, с. Белое, д. Черепова, с. Самарино, д. Нижняя Солотина, д. Хомутцы.
Отдельно перечисляются слободы: Слобода Алексеевка что на Медвенском Колодези, слободы графа Г. И. Головкина, с. Павловка, сл. Алексеевка, помещика Гавриила Переверзева д. Корочка, с. Стюденок.»
Появляется две деревни помещиков Переверзевых при одновременном существовании деревни Короткая. Появилась Корочка с добавления слободка и деревня Корочи. Упоминаются слободы графа Г. И. Головкина и село Павловка.
Кем и как они заселялись? Сделаем краткий экскурс в те времена на правом берегу Днепра подвластные Польше.
Правобережное казачество
Король польский, Ян Собесский, сделал попытку организовать на Правобережья казачество, которое ему было нужно, как военная сила в борьбе с Турцией. В районах южной Киевщины и восточной Брацлавщины было сформировано несколько казацких полков, которые возглавил, утвержденный королем в гетманском звании, Самусь. Его ближайшим сотрудником был, прославленный за свою храбрость и защиту “благочестивой веры” (т. е., православия) полковник фастовский Палий. Но скоро потребность в казаках, как военной силе при внешних столкновениях, для Польши миновала. Война с Турцией была победоносно закончена, а во внутренней жизни Польши, после смерти короля Собесского (1696 г.), наступила борьба за польскую корону между двумя претендентами: Станиславом Лещинским и курфюрстом Саксонским Августом. Первого из них поддерживала всемогущая тогда Франция, второго – Россия.
Во внутренней партийной борьбе в Польше казаки были ненадежной силой; они определенно тяготели к России и православию и стремились освободиться из- под власти любого польского короля и католической церкви и воссоединиться с Левобережьем. В это время там полновластно правил Мазепа, не было ни одного польского помещика, ни одного католического храма или монастыря, а за одно только подозрение в симпатии, даже терпимости, к униатам население с подозреваемым расправлялось самосудом. И когда Россия ввела войска в Польшу, содействуя Августу, то Правобережное казачество приняло в этом участие, надеясь, воссоединиться с Левобережьем.
После Полтавской победы и водворения на польском престоле своего кандидата – Августа, занятый войной со Швецией, ослабленный неудачей Прутского похода 1711 г., Петр не решился предъявить претензии на Правобережье, которое поляки считали исконно своим.
Очутившись перед непосредственной опасностью возвращения польских порядков, правобережные казаки и население предпочли бросить насиженные места и уйти за Днепр. Этот стихийный, массовый совершенно добровольный уход, переселение было добровольным – “бегством от ксендзов, униатов и панов”, как пишет в своих воспоминаниях один из участников этого бегства – сотник Мокриевич. Правобережный Белоцерковский полковник Танский (зять Палия), когда Белая Церковь оставлялась и передавалась Польше, организовал эвакуацию всей территории полка, помогая переселению не только казаков и их семейств, но и всего населения. Впоследствии Танский был полковником Киевского полка (Киев и прилегающие Левобережные области).
Заботы о расселении и обустройстве православных переселенцев были возложены на светлейшего князя Меньшикова и других сановников, которые для решения этих вопросов привлекали более мелкое дворянство. Кроме Слобожанщины на территории Харьковской и Сумской областей правобережные казаки выводились Белгородскую округу (слобода Томаровка графа Головкина) и Курский край -слобода Белая князя Меньшикова и другие более мелкие поселения. Почему так? Потому что для расселения нужны были свободные земли и средства для обустройства поселений. Потому слободы освобождались от налогов на длительный срок. Средства своих «спонсоров-хозяев» поселенцы отрабатывали, возделыванием пашни, обустройством дорог, гатей и плотин.
Подтверждение существования слободы Долженские Буды.
Документы фонда № 1691 Богатенский уездный суд 1762-1797 годы. ГАКО «Дело об избиении и ограблении подданных черкас графа Г. И. Головкина из слободы Долженские Буды Богатенской округи дворовыми людьми богатенского помещика майора И. С. Переверзева П. Кошелевым с товарищами (N197 9 августа - 15 августа 1784 года, 17Л).
Слобода Должанские Буды появилась в официальных документах в 1719 году как селение Карповского, а затем Богатинского, а с 1797 года Обоянского уезда по результатам Первой Ревизии населённых мест.
Храм Рождества Пресвятой Богородицы в селе Долгие Буды строился местными мастерами в течении 17 лет. Был построен и освящен в 1896 году. В тридцатые годы двадцатого века был закрыт. В хозяйственных целях не использовался. Богослужения проходили от случая, к случаю. За время советской власти церковь обветшала до аварийного состояния.
Настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы отец Евгений Чеховской долгие 15 лет своими руками, надеясь лишь на помощь Божью и благодать, восстановил храм в селе Долгие Буды.
Батюшке пришлось все начинать практически с нуля, на голом месте. Прежде всего нужно было восстановить кровлю. Отцу Евгению помогли местные жители и руководители. Стали возводить верхнюю часть церкви. Батюшка сам принимал непосредственное участие в верховых работах. Восстановив купола, принялись за внутреннее убранство храма. Художники из Курска за умеренную плату в короткие сроки выполнили работу. С церковной утварью помог уроженец Долгих Буд, проживающий в Москве. Жители понесли в храм иконы, некогда припрятанные ими до лучших времен. Во времена разорения церкви один из колоколов зарыли в землю. Он был найден и возвращен церкви. Остальные колокола восстановили воронежские мастера.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 22