Мол, сюжет католический, а значит уже в силу этого неканонический, неправильный, неправославный и даже еретический.
На это можно возразить следующее. Действительно, сюжет в окончательном виде сложился именно у католиков. Но противоречит ли он православному Преданию?
Общеизвестно, что в Православии, как и в католицизме, Дева Мария почитается как Царица Небесная. В очень многих молитвословиях и службах к Ней обращаются, как к Царице. На многочисленных иконах Матерь Господа изображается в короне, а порой и с символами царской власти - со скипетром и державой. И почти на всех иконах Богоматерь изображена в царственной багрянице, именно этот царский, багряный цвет имеет ее мафорий. Но если Она Царица, при этом Царица Небесная, то логично предположить, что должен был быть такой момент, в который Она стала Царицей. Вполне естественно, что Царицей Небесной Она стала тогда, когда вознеслась на небеса.
И этот момент, когда Царица по земному рождению (происходящая из царского рода Давидова и по матери и по отцу) становится Царицей Небесной, символически показывается на иконе возложением короны или венца на главу Божией Матери Богом.
Что же говорили святые отцы о Богоматери как о Царице?
Свт. Григорий Палама: "Видите ли, из чего соткан (царский) венец Девы? Видите ли общеполезность сей багряницы? – Потому что не в силу какого случайного обстоятельства Дева царствует над теми, которые, будучи по естеству равными, уступают Ей в царском звании, не придающем Ей ровно ничего, кроме титула, и подчиняющем Ей единоплеменников по земным законам, – которые хотя и предписывают, чтобы цари отличались высоким положением над находящимися ниже, однако ничего не говорят о том, чтобы и нравственностью они возвышались над своими подданными, – но всех подданных Ее возвысив в Своем лице и вместо земного провозгласив им небесное гражданство, Она явившись причастницей и лучшего достоинства и преимущественной силы и избрания с небес, была поставлена быть Царицей высочайшей над высокими и блаженнейшей над блаженным родом, отовсюду блистая светлейшими и божественнейшими сияниями тела и души".
"Не осталась в земле душа Твоя или чистое, всенепорочное тело, но по преставлении Твоем Ты водворяешься в небесных царственных обителях – Царица, Госпожа, Владычица, Богоматерь, истинная Богородица" (Преп. Иоанн Дамаскин)
"Богоматерь в третий день по блаженном успении Своем воскресла и ныне жительствует на небесах душою и телом. Она не только жительствует на небесах, Она царствует на небесах. Она, как Матерь Царя Небесного, объявлена Царицею Небесною, Царицею и святых Ангелов и святых человеков. Ей даны особенная власть и особенное дерзновение ходатайствовать пред Богом о человечестве" (Свт. Игнатий Брянчанинов)
"Она увенчана славою и честью: увенчана славою, ибо произросла из царского корня; увенчана честью, потому что произошла из племени архиерейского. Увенчана славою, потому что произошла от целомудренных родителей; увенчана честью, потому что почтена благовещением и служением архангела. Увенчана славою, как Матерь Божия; ибо что может быть славнее того, как родить Бога? Увенчана честью, как Приснодева; ибо что может быть почетнее, как пребыть и по рождестве девою? Увенчана славою, "славнейшая Серафим", как серафимски возлюбившая Бога. Увенчана честью, "честнейшая Херувим"14, как превзошедшая Херувимов мудростью и познанием Божества: "слава и честь и мир всякому, делающему доброе" (Рим.2:10), - говорит Апостол. Но найдется ли кто из земнородных более добродетельный, чем Пречистая Дева? Она сохранила все заповеди Господни, исполняла всю волю Господа, все наставления Его соблюла, все слова Его сокрыла в сердце Своем, оказала ближним все дела милосердия. Посему достойно Она увенчана, как творящая всеблагое. (Свт. Димитрий Ростовский)
Представляет интерес то, что у греков такие иконы носят название "Η δύναμη του Υψίστου", то есть "Сила Вышнего". Это слова из Великого Акафиста: "Η δύναμη του Υψίστου έπεσε κατά τον Ευαγγελισμό πάνω στη Μαρία και την ήσκιωσε..." ( "Сила Вышняго осени тогда к зачатию Браконеискусную..."). Таким образом, момент символического коронования переносится к событию Благовещения, а не Успения.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев