Открытие Павелецкого вокзала 14 сентября 1900 года стало значимым событием в истории Московского железнодорожного узла, ознаменовавшим начало новой эры в развитии транспортной инфраструктуры столицы. С момента открытия и до 1946 года вокзал носил название Саратовский, отражая важную роль города Саратова в системе Рязанско-Уральской железной дороги. В послевоенный период вокзал получил свое современное имя - Павелецкий, в честь рабочего поселка Павелец Скопинского района Рязанской области, являющегося начальным пунктом железнодорожной линии.
Архитектурные особенности:
Павелецкий вокзал представляет собой яркий пример московского модерна - архитектурного стиля, характеризующегося использованием натуральных материалов (кирпич, камень, дерево), ярких цветов и плавных линий. В проектировании вокзала участвовали известные архитекторы Н.Д. Страхов и А.В. Щусев.
В архитектуре вокзала отчетливо прослеживаются черты, характерные для московского модерна:
▪️ Использование пластичных форм и декоративных элементов в виде лепки и мозаики.
▪️ Сочетание различных материалов в фасадах и интерьерах.
▪️ Особое внимание к детализации и созданию гармоничного ансамбля.
Реконструкция и современное состояние:
В конце 1980-х годов Павелецкий вокзал пережил масштабную реконструкцию, которая привела к увеличению его площади и пропускной способности. Несмотря на модернизацию, архитекторы сохранили исторический стиль здания: главный фасад с часовой башней и декоративные элементы были восстановлены в первоначальном виде.
В процессе реконструкции была встроена станция метро "Павелецкая", что сделало вокзал еще более функциональным и удобным для пассажиров.
Павелецкий вокзал - свидетель истории:
Помимо архитектурных достоинств, Павелецкий вокзал - это историческое место, свидетель эпохи и важная точка на карте Москвы. В его стенах переплелись разные времена, разные истории, разные человеческие судьбы.
▪️ 1924 год: прощание с Лениным: Именно на Павелецкий вокзал привезли тело Владимира Ленина из подмосковных Горок. Это событие запечатлело вокзал в памяти поколений как место народного траура и исторической переломной точки.
▪️ 1941-1945 годы: Великая Отечественная война: Павелецкий вокзал стал важным транспортным узлом в годы войны, пунктом отправления и прибытия военных эшелонов. Он свидетельствовал о героизме и трагедии военного времени.
▪️ 1959 год: визит моделей Dior: В год своего 60-летия вокзал стал свидетелем необычного события: модели французского модного дома Dior посетили один из старейших рынков Москвы - Зацепский, располагавшийся рядом с вокзалом.
▪️ 1987 год: реконструкция и новая эпоха: Масштабная реконструкция Павелецкого вокзала в конце 1980-х годов означала не только обновление его архитектуры, но и вхождение вокзала в новую эпоху. В результате реконструкции вокзал стал более современным, объединяя в себе традиции прошлого и современные технологии.
Павелецкий вокзал - муза кинематографа:
Павелецкий вокзал часто становился декорацией для кинофильмов. В его стенах разворачивались драматические и романтические истории. Его знакомые очертания можно увидеть в таких известных фильмах, как "Роковая ошибка" (1988), "Артистка из Грибова" (1988), "Паспорт" (1990), "Четыре таксиста и собака" (2004).
Павелецкий вокзал - место встреч и прощаний:
Павелецкий вокзал являлся и остается местом встреч и прощаний. Он видел радость воссоединения родных и близких, грусть расставания, волнение перед путешествием. Он стал частью жизни многих людей, частью их историй.
Павелецкий вокзал - часть истории Москвы:
Павелецкий вокзал - это не просто здание, это часть истории Москвы, символ ее развития и прогресса. Изучение истории Павелецкого вокзала позволяет нам лучше понять историю Москвы и России, а также оценить значимость архитектурного наследия для сохранения культурной идентичности. Павелецкий вокзал - это место, где прошлое встречается с настоящим, и где каждый может почувствовать дух истории и величие столицы.
Проект «Большая аудитория» проходит до конца 2024 года в рамках «Популяризации науки и технологий». Он реализуется при поддержке гранта Минобрнауки и направлен на развитие научно-просветительской деятельности.
#Большаяаудитория #Лекторий #Политехническиймузей #Россия #Наука #Изобретения #Знания #ДесятилетиеНаукиИТехнологий #ЮТИ #Политех #форум #столица #павелецкийвокзал #история #Москва #вокзал
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев