Священномученик Серафим (в миру Леонид Михайлович Чичагов) родился в 1856 году в семье военного, принадлежавшей к одному из наиболее знаменитых дворянских родов России. После окончания Императорского Пажеского корпуса он принимал участие в балканской войне (1876–1877) и под впечатлением пережитого стал задумываться над (ставшими перед ним на войне со всей отчетливостью вопросами о смысле жизни и нравственной стороне страданий. По возвращении с Балкан в Петербург он на определившихся для него путях ко Господу находит духовную поддержку у святого праведного отца Иоанна Кронштадтского, ставшего для будущего святителя непререкаемым авторитетом. В 1879 году Леонид Михайлович вступает в брак с Н. Н. Дохтуровой. В уклад своей семьи он сумел внести дух православного благочестия, это супружество возвышенностью взаимоотношений отличалось от обычных великосветских браков.
Будучи военным, Чичагов стремился претворить в своей жизни идеалы служения Богу и людям. Так, он состоял ктитором одного из военных храмов, разработал практику медицинского применения лекарственных трав, что давало возможность использовать их и в военно-полевых условиях. Интересовался Леонид Михайлович и богословскими науками. Выйдя в отставку в чине полковника, в 1893 году Л. М. Чичагов по благословению святого Иоанна Кронштадтского принимает священнический сан. Он служит в различных церквах Москвы и отдает все свои силы благоустроению храмов. В 1895 году умирает его жена. Скорбя об утрате близкого человека и сосредоточившись на молитве, отец Леонид тянется в это время к монастырской жизни, что сказывается и на его творческих интересах: именно тогда он начинает составлять и поныне широко читаемую «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Это становится для него началом изучения жизни и подвигов преподобного Серафима Саровского.
В 1898 году отец Леонид Чичагов принимает постриг с именем Серафим и зачисляется в штат Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Вскоре он, уже в сане архимандрита, назначается настоятелем Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря. Будущий святитель продолжает работу над «Серафимо-Дивеевской летописью». Постоянно ощущавший духовную поддержку преподобного, архимандрит Серафим решился обратиться с просьбой поставить вопрос о канонизации преподобного Серафима Саровского в Священном Синоде непосредственно к Государю Императору Николаю II, являвшемуся «верховным защитником и хранителем догматов господствующей веры». В деле, представленном архимандритом Серафимом, Государь принял искреннее участие. Деянием Синода 1903 года Саровский старец Серафим причислен к лику святых Русской Православной Церкви.
Приняв участие в различных торжественных мероприятиях в связи с канонизацией преподобного в Сарове, свой окончательный вклад в его прославление архимандрит Серафим внес несколько позже, составив замечательный акафист преподобному, обогативший русскую традицию церковной гимнографии. Так завершилось одно из самых значительных для архимандрита Серафима деяний его церковного служения, в котором великий подвижник и чудотворец преподобный Серафим Саровский оказался прославленным во многом благодаря молитвенным и пастырским трудам будущего святителя Русской Церкви священномученика Серафима.
В 1905 году архимандрит Серафим был хиротонисан во епископа Сухумского, а затем попеременно направлялся на Орловскую (1906), Кишиневскую (1908) и Тверскую (1912) кафедры в сане архиепископа. Повсюду он проявлял себя в качестве ревностного устроителя приходских общин.
Несмотря на государственные изменения, происшедшие в 1917 году, Владыка Серафим продолжал активную церковную деятельность. Он участвовал на правах правящего архиерея Тверской епархии в Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917–1918 годов, на котором возглавил Соборный отдел «Монастыри и монашество». Изгнанный раскольниками со своей кафедры в конце 1917 года, святитель Серафим был назначен Святейшим Патриархом Тихоном на Варшавскую кафедру, вступить в управление которой не смог из-за разворачивавшихся в Польше военных действий. В 1921 году, когда он был уже в сане митрополита, его арестовали и приговорили к ссылке в Архангельскую область.
Вернувшись через год в Москву, митрополит Серафим вскоре опять был арестован: ему вменялось в вину прославление преподобного Серафима Саровского. А потом святитель вновь должен был покинуть Москву. Несколько лет он жил вдали от нее, в Воскресенском Феодоровском монастыре под Шуей, пребывая в молитве, раздумьях о судьбах России и Церкви и работая над второй частью «Серафимо-Дивеевской летописи». В 1928 году он возвращается к делам церковного управления с назначением на Ленинградскую кафедру, где царил в то время дух смуты и церковного разделения, охвативший значительное число действовавших в Ленинграде православных приходов.
В своих проповедях Владыка Серафим призывает народ церковный к строго православной жизни, стремится духовно укрепить свою паству, побуждая прихожан усилить молитву, почаще причащаться Святых Христовых Тайн. В 1933 году 77-летний святитель, отдавший все силы служению в епархии, был уволен на покой. Последние годы своей жизни Владыка Серафим провел на даче под Москвой. В деревенской тиши, в духовных размышлениях над богословскими и аскетическими сочинениями, в молитвенных бдениях святитель Серафим подводит итог своей жизни и готовится к встрече со Христом, преодолевая тяжелые телесные недуги, молится о тех, кто забыл о Спасителе и гонит Его Святую Церковь.
Арестованный в ноябре 1937 года старец, больной и немощный, был доставлен на носилках в Таганскую тюрьму. Он не признал предъявленных ему обвинений, держался мужественно. Был расстрелян 11 декабря 1937 года в деревне Бутово неподалеку от Москвы. Так завершилось святительское служение митрополита Серафима, стяжавшего мученический венец в конце своего исповеднического пути.
https://dzen.ru/video/watch/63936bca06aff021e7f464f9?share_to=whatsapp
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев