Завтра, 15 августа (по новому стилю - 28 августа), Святая Русь отмечает Успение Пресвятой Богородицы, конец Её земного жития. За сим днём следовал Третий Спас - последний земледельческий праздник.
Пора эта прозывалась в народе “Спожинками-Дожинками” или “Госпожинками”.
"Спожинки-Дожинки" - потому что к сему времени хлеборобы дожинали или спожинали (срезали серпом) последний сноп на озимых полях. А “Госпожинки” - в честь Госпожи-Владычицы Пресвятой Богородицы. Именовали сей Спас ещё и "Ореховым", так как с этой поры на селе зачинали собирать орехи.
Наш мудрый предок примечал, что к Успенью на среднерусском просторе “поспевает всё слетье”, а уж там бредут “осенины” - а значится дело к зиме! С этого дня начинается пора “младого лета бабьего": “С Успенья солнце засыпается!”, оттого и глаголет старый приговор: "До Успенья пахать - лишнюю копну нажать!"
Третий Спас хлеба припас. Вот в святой Успеньев день крестьяне на Руси спокон веков и святили в церквах "новины" - свежий собранный хлеб. Добрый домохозяин приносил в храм к Обедне ещё тёплый душистый каравай. Пока его не возвращали обратно в избу уже освящённым, никто из домашних не брал в рот ни крошки - все ждали “свячёного кусочка”. Остаток такого каравая заворачивали в чистую ткань и оставляли под иконами в Красном углу. Сей хлеб почитался целебным, и посему его берегли для исцелениях болящих.
На Спожинки Русь разговлялась после строгого двухнедельного Успенского поста. В те среднерусские сёла, где в сию пору заканчивалась напряжённая пора жатвы, к духовной радости церковного праздника приобщилась радость от окончания многодневной тяжкой работы на поле.
Вот и устраивали наши предки себе утешение великое - “мирскую складчину” на “развесёлую братчину”. Варили “братское пиво”, распекали калачи да пряженцы из новой муки, созывали сродичей и суседей да всем миром “пировали Успенщину”. Но разговлялись все одинаково - прежде всего вкушали “новый хлеб”.
С этого дня начиналась в сельском простонародье пора осенних “бесед” - вечерних молодёжных сборищ у печи, где парни да девки приглядывали себе пару. Обычно торопились успеть к октябрю - ведь уже с Покрова, пока сытое время, в деревнях принято было играть свадьбы: “С Успенщины не успеешь присмотреть - зиму тебе в девках просидеть!”
Знали наши предки, что “всему на белом Божьем свете - свой час”...
С Праздником!
https://youtu.be/6muvfL3FmL4?si=332j1EH9d2lqdt-P
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3
С детства меня учили тому, что Христос — Бог и учение его Божественно, но вместе с тем меня учили уважать те учреждения, которые насилием обеспечивают мою безопасность от злого, учили меня почитать эти учреждения священными. Меня учили противостоять злому и внушали, что унизительно и постыдно покоряться злому и терпеть от него, а похвально противиться ему. Меня учили судить и казнить. Потом меня учили воевать, то есть убийством противодействовать злым, и воинство, которого я был членом, называли христолюбивым воинством; и деятельность эту освящали христианским благословением. Кроме того, с детства и до возмужалости меня учили уважать то, что прямо противоречит закону Христа. Дать отпор обидчику, отмстить насилием за оскорбление личное, семейное, народное; все это не только не отрицали, но мне внушали, что все это прекрасно и не противно закону Христа.
Все меня окружающе...Ещё.Вот как описывает православное христианство наших предков Лев Толстой в своей статье-В чем моя вера?(1883-1884 год)-
С детства меня учили тому, что Христос — Бог и учение его Божественно, но вместе с тем меня учили уважать те учреждения, которые насилием обеспечивают мою безопасность от злого, учили меня почитать эти учреждения священными. Меня учили противостоять злому и внушали, что унизительно и постыдно покоряться злому и терпеть от него, а похвально противиться ему. Меня учили судить и казнить. Потом меня учили воевать, то есть убийством противодействовать злым, и воинство, которого я был членом, называли христолюбивым воинством; и деятельность эту освящали христианским благословением. Кроме того, с детства и до возмужалости меня учили уважать то, что прямо противоречит закону Христа. Дать отпор обидчику, отмстить насилием за оскорбление личное, семейное, народное; все это не только не отрицали, но мне внушали, что все это прекрасно и не противно закону Христа.
Все меня окружающее: спокойствие, безопасность моя и семьи, моя собственность, все построено было на законе, отвергнутом Христом, на законе: зуб за зуб.
Церковные учители учили тому, что учение Христа Божественно, но исполнение его невозможно по слабости людской, и только благодать Христа может содействовать его исполнению. Светские учители и все устройство жизни уже прямо признавали неисполнимость, мечтательность учения Христа, и речами и делами учили тому, что противно этому учению-противится злодеями,давать им соразмернвй отпор,защищать своё здоровье и свою жизнь.Я недавно с еврейским раввином читал V главу Матфея. Почти при всяком изречении раввин говорил: это есть в Библии, это есть в Талмуде, и указывал мне в Библии и Талмуде весьма близкие изречения к изречениям Нагорной проповеди. Но когда мы дошли до стиха о непротивлении злу, он не сказал: и это есть в Талмуде, а только спросил меня с усмешкой: — И христиане исполняют это? подставляют другую щеку? — Мне нечего было отвечать, тем более что я знал, что в это самое время христиане не только не подставляли щеки, но били евреев по подставленной щеке. Но мне интересно было знать, есть ли что-нибудь подобное в Библии или Талмуде, и я спросил его об этом. Он сказал: — Нет, этого нет, но вы скажите, исполняют ли христиане этот закон? — Вопросом этим он говорил мне, что присутствие такого правила в христианском законе, которое не только никем не исполняется, но которое сами христиане признают неисполнимым, есть признание неразумности и ненужности этого правила. И я не мог ничего отвечать ему
следствием и стороной обвинения где,не установленно следствием и стороной обвинения когда подвергли бы расстрелу из не установленного следствием и обвинением какого имеющегося у них или не имеющегося у них оружия.На суде должны присутствовать потерпевшие, они должны давать показания, как подсудимый против них совершал преступления. А на суде против Стрелкова следователи и сторона обвинения никого не смогли найти потерпевших, никого не было потерпевших, никто не дал показания, потому...Ещё. Минские соглашения и жесты доброй воли Путина возвращаются сторицей. Без суда посаженный Стрелков правильно говорил, с Украиной надо было расправится еще в 2014 году, когда она бежала с поля боя, бросая технику и оружие. А теперь за 10 лет она окрепла. А Путин верного России Стрелкова без суда посадил. Стрелков якобы призывал неустановоеннных следствием и стороной обвинения граждан ,аозможно гражданина Галкина и гражданку Аллу Пугачеву,что бы они расстреляли неустановленно следствием кого, не установленно
следствием и стороной обвинения где,не установленно следствием и стороной обвинения когда подвергли бы расстрелу из не установленного следствием и обвинением какого имеющегося у них или не имеющегося у них оружия.На суде должны присутствовать потерпевшие, они должны давать показания, как подсудимый против них совершал преступления. А на суде против Стрелкова следователи и сторона обвинения никого не смогли найти потерпевших, никого не было потерпевших, никто не дал показания, потому что Стрелков никакого преступления против кого либо не совершал, Путин посадил Стрелкова за личную критику за правду, за гласность-без суда, без доказательста, без потерпевших