Часть 2
Часть 1 https://ok.ru/group/70000005115819/topic/157348033179819 Всего в работе было использовано 19 видов минералов: шесть непосредственно для изготовления мозаики и ещё 13 в качестве декоративных материалов для обозначения различных элементов карты. Все драгоценные камни были природными, за исключением "выращенных" на фабрике рубинов, — рассказывает директор санкт-петербургского ЦНИГР музея имени академика Ф. Н. Чернышёва Алексей Соколов. Именно в этом замечательном музее, о существовании которого знает не каждый, хранится "Индустрия социализма" сегодня.
Основным рабочим материалом стала яшма. Это очень удобный во всех смыслах поделочный камень. Он хорошо обрабатывается, а главное — имеет множество цветов и оттенков.
Всего же для изготовления каменных пластин ушло около 70 тонн яшмы, амазонита и лазурита. Последний, благодаря синему и голубому цветам, обозначал на карте океаны, моря, реки и озёра. Всего по площади — 7 м2.
Памирские ледники на карте были выложены из опала. Северный морской путь представлял аквамарин. Города обозначались позолоченными серебряными звёздами со вставками из искусственных рубинов. Названия столиц союзных республик выполнены из натуральных изумрудов, заключённых в позолоченные серебряные касты.
Линии параллелей, меридианов, железных дорог и все географические названия выполнены из позолоченного серебра. Границы союзных республик обозначены двойной линией огранённых искусственных рубинов в серебряных позолоченных кастах.
Кроме самой карты мастера изготовили и гербы республик, входивших к тому времени в состав СССР. Здесь, помимо различных видов яшмы, лазурита и родонита, были использованы также белый кварц, мраморный оникс, жадеит, нефрит, кварцит.
Москва выделялась на карте большой рубиновой звездой с серпом и молотом, украшенными 17 алмазами!
К слову, оценить уникальную карту в денежном эквиваленте весьма затруднительно. В конце 90-х годов тогдашний директор геологоразведочного музея Анатолий Карпунин называл цифру $110 млн. Пожалуй, это самая дорогая карта в мире.
Мастера потрудились на славу и сделали всё вовремя. В мае 1937 года панно было представлено на Всемирной выставке в Париже вместе с другим шедевром — знаменитой скульптурой "Рабочий и колхозница" Веры Мухиной.
Мозаичное панно "Индустрия социализма", как и предполагалось, вызвала колоссальный интерес публики и даже на фоне "Рабочего и колхозницы" не потерялось.
В марте 1941 года мозаичное панно было впервые широко показано советской аудитории.
В 1948 году произведение разместили в только что открывшемся Георгиевском зале Эрмитажа. Предварительно убрали "нагрузку" в виде обозначений предприятий. Теперь это была "просто карта", только из самоцветов и драгоценных камней.
В Эрмитаже панно экспонировалось до 1982 года. Текстолитовая основа оказалась недолговечной, потребовалась очередная реставрация. "Индустрию социализма" разобрали, и какое-то время она хранилась в подвалах музея.
Последняя реставрация длилась пять лет — с 2008 по 2013 год. Специалисты Царскосельской янтарной мастерской восстановили первоначальный облик панно.
Как сообщил директор ЦНИГР музея Алексей Соколов, карта находится в отличном состоянии и доступна для посетителей. Кстати, помимо знаменитого экспоната, здесь есть на что посмотреть.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1