Всемирный фестиваль молодежи в 2024 году проводится в России уже в четвертый раз. Ранее фестивали молодежи и студентов прошли в нашей стране в 1957, 1985, и 2017 годах. И каждый раз – это большое событие для страны, оставляющее в сердцах его участников светлые воспоминания. Позвольте сегодня вспомнить о песне, которая стала популярной именно благодаря фестивалю 1957 года. Именно ее студенты увозили с собой в разные страны мира, сделав одной из самых популярных русскоязычных песен. Она стала визитной карточкой Советского Союза, сегодня остается музыкальной визиткой России. Речь идет о песне «Подмосковные вечера», автором стихов которой стал наш земляк, известнейший поэт-песенник Михаил Матусовский. Песня переведена на десятки иностранных языков. Ее мелодия узнаваема во многих странах мира. Но, по иронии судьбы, она могла вообще остаться неизвестной и никем не услышанной.
В 1956 г. в Советском Союзе состоялась первая летняя Спартакиада народов СССР. Посвященный этому событию хроникально-документальный фильм «В дни спартакиады» - репортаж, который монтировали из кадров отснятых десятью операторами, требовал хорошего музыкального сопровождения. Заказ на написание музыки и песен для кинофильма получили композитор Василий Соловьев-Седой и поэт Михаил Матусовский. Помимо ритмичных маршевых композиций для озвучивания кадров соревнований, для киноленты требовалась лирическая песня, которая бы сопровождала эпизоды со спортсменами, отдыхающими на одной из спортивных баз Подмосковья. Так началась непростая, овеянная множеством легенд, история песни «Подмосковные вечера».
Работали над песней авторы на даче В.Соловьева-Седого в Комарово, под Ленинградом. Фильму композитор не придавал большого значения. Василий Павлович вдруг вспомнил о мелодии, написанной ним пару лет назад и благополучно убранной в «дальний ящик», по причине того, что мелодия, навеянная летним вечером, ему не очень понравилась и была, на его взгляд, простоватой. Тогда он не знал еще, что песне этой суждено будет покорить весь мир. Поэту же пришлось писать стихи на уже готовую музыку, чего он очень не любил, и сам замечал, что, когда несколько раз соглашался на это, результаты бывали «плачевными».
В своей автобиографической книге «Семейный альбом» Михаил Матусовский вспоминал: «Я очень люблю Подмосковье с его скромными, неторопящимися реками, прохладными лесами и всеми земляничными, ореховыми и грибными местами… Когда мы написали песню для документального фильма «В дни Спартакиады», руководство студии кинохроники срочно вызвало телеграммой Соловьева-Седого в Москву. Помню это унылое заседание, на котором композитору говорили: «Уважаемый Василий Павлович, мы послушали песню и, говоря откровенно, не узнаем вашего таланта. Вы, автор таких прекрасных песен написали на этот раз вяловатую лирическую песенку, и мы не уверены, стоит ли ее вообще включать в наш фильм». Так сначала была оценена эта песня. И все же, она была включена в фильм, а точнее – два ее первых куплета. Справедливости ради, стоит заметить, что ритм ее исполнения в киноленте был чуть быстрей, чем в привычном для нас звучании, что конечно же немного повлияло на восприятие душевности этой композиции.
Исполнять песню предложили Марку Бернесу, но он отказался. В статье «Как родились «Подмосковные вечера», опубликованной на сайте «Культурология РФ», приводится такой диалог Марка Наумовича и Василия Павловича: «Ну, и что это за песня, которая слышится и не слышится? А что это за речка – то движется, то не движется?». Соловьев-Седой отшутился: «Да нормальная гениальная песня». Как показало время, композитор был прав. А Марк Бернес позже даже пожалел, что не исполнил «Подмосковные вечера».
В газете «Комсомольская правда» в 1999 г. было напечатано интервью с Владимиром Трошиным – актером МХАТА, заслуженным артистом РСФСР, который и стал первым исполнителем этой песни. Вспоминал он, что песня не нравилась даже авторам (самокритичность часто присуща именно талантливым людям), что от песни даже хотели отказаться, но Владимиру Трошину все-таки удалось уговорить композитора сделать еще одну запись: «…Все-таки уговорил. Седой даже помог уломать оркестр поработать сверхурочно. Он стал рассказывать какой-то анекдот (мастер был). Потом остановился и говорит: «А сыграйте-ка мне, ребята, напоследок вот эту вещь - тогда я вам конец расскажу». Оркестр грустно вздохнул и дунул в трубы… Перемотали, прослушали. И вдруг сделалось тихо. А режиссер фильма, для которого записывали «Вечера» горестно вздохнул: «Господи! Куда же я ее вставлю?!» «Вечера»… пустили вторым планом в… конце фильма. Потом песня прошла в передаче «Доброе утро». На следующий день телефон в квартире Трошина скакал по столу: звонили и поздравляли».
Но настоящую популярность песня получила в дни VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов, который проходил в Москве в июле 1957 г. Она была отмечена первой премией и Большой золотой медалью на Международном фестивальном конкурсе. Фестиваль посетили 34000 человек из 131 страны мира, и каждый из них увозил в своем сердце воспоминания и, возможно, мелодию «Подмосковных вечеров». Так началось путешествие этой песни по миру.
В 1958 г. в Ленинград приехал Лауреат первой премии Первого международного музыкального конкурса имени П.И.Чайковского – американец Ван Клиберн. Он неожиданно пришел в Дом композиторов на улице Герцена. Ради шутки Соловьев-Седой сыграл с ним в четыре руки забавный вальсик, а потом и «Подмосковные вечера». Перед тем, как уезжать на родину, В.Клиберн давал прощальный концерт в Москве, в конце которого исполнил «Подмосковные вечера». Зал разразился громовой овацией песне и исполнителю. Ван Клиберн увез песню к себе на родину и продолжал исполнять ее. По мнению В.Соловьева-Седого, именно этот факт заметно способствовал ее стремительному распространению по всему миру.
Песня «Подмосковные вечера» была музыкальной эмблемой большого концерта советского искусства на Брюссельской выставке (1958 г.) во время «национальных дней» Советского Союза: ее звуками, в исполнении Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской армии имени А.В.Александрова, открылся и закрылся этот концерт. Она же звучала на советской выставке в Нью-Йорке (1959 г.), и американцы восприняли ее с энтузиазмом, как добрую, знакомую: ведь подмосковные вечера стали в США одной из самых популярных русских песен с тех пор, как ее «взял» с собой на родину из Советского Союза американский пианист Ван Клиберн.
Краевед и исследователь творчества М.Матусовского Татьяна Сакович в своих статьях подмечала, что с конца 1950-х годов «Подмосковные вечера» играли и пели повсеместно. Начальный мотив стал позывным сигналом радиостанции «Маяк». Он исполнялся через каждые пол часа. Песня «Подмосковные вечера» вошла в книгу рекордов Гинеса как наиболее часто исполняемая.
Советская печать публиковала подробную информацию об использовании песни за рубежом. Известный джазовый музыкант Кенни Болл перед отлетом из Брюсселя в Лондон случайно услышал по радио песню в исполнении венгерского ансамбля и, не уловив названия, тут же набросал мотив на обороте авиабилета. В Лондоне Болл сделал джазовую аранжировку и выпустил пластинку с записью под названием «Полночь в Москве». Пластинка разошлась в количестве 300 тысяч экземпляров.
В Бразилию песню из Москвы привезла бразильская фольклорная группа «Фарроппинья».
В США песня исполнялась в 3-х инструментальных вариантах.
В Италии на конкурсе «Неаполь против всех», где в течение тринадцати дней шло соревнование лучших песен мира и знаменитых неаполитанских песен, «Подмосковные вечера» в исполнении Анатолия Соловьяненко получили премию.
Известна песня и во Франции. Её французский вариант назывался «Время ландышей».
В 1990-х годах, директор Музея истории г.Луганска Ольга Васильевна Приколота и научный сотрудник музея Анна Николаевна Кравченко, во время рабочей командировки в Москве, встречалась с Евгенией Акимовной Матусовской, женой нашего известного поэта-песенника. Встреча произошла на их даче, которая расположилась среди вековых сосен подмосковной Красной Пахры. Гостей Евгения Акимовна провела в кабинет поэта. «Рядом с книжными полками, которыми заполнена стена у рабочего стола, большой черно-белый портрет Мирей Матье с автографом, - вспоминает Ольга Приколота. – В начале 1970-х годов, будучи всемирно известной певицей, она приезжала в Советский Союз на свои первые гастроли. Для ее концерта был предоставлен Кремлевский дворец. Открывала она концерт песней «Подмосковные вечера», которую исполняла на русском, а затем на французском языках. На концерт был приглашен Михаил Львович и Евгения Акимовна. А на следующий день Мирей Матье была приглашена на встречу в Союз писателей СССР».
Мирей Матье в Советском Союзе просто боготворили. Возможно, в какой-то мере, завоевать сердца слушателей ей помогла песня «Подмосковные Вечера». С 2006 г. в Москве ежегодно проходит Международный военно-музыкальный фестиваль «Спасская башня». В нём принимают участие российские и зарубежные военные оркестры, фольклорные коллективы, а также подразделения почетной охраны глав государств. Традиционно он завершается масштабным мероприятием на Красной площади. И ежегодно, в рамках фестиваля звучат «Подмосковные вечера», а Мирей Матье стала почетной гостьей фестиваля «Спасская башня».
В своей книге воспоминаний «Семейный альбом» Михаил Матусовский писал: «Не скрою, мне было приятно встречаться с «Подмосковными вечерами» и на знойных, не остывающих даже к ночи улицах африканских городов, и в трагической Хиросиме, и в гостеприимных домах наших друзей на Филиппинах…» Михаил Матусовский много путешествовал, побывал во многих странах мира. Во время круиза на теплоходе «Эстония», судно заходило в Конакри (Гвинея), где «Подмосковные вечера» М. Матусовский услышал из настежь распахнутых окон домов – песню передавали по радио, а в записях поэта появилось воспоминание: «Как удалось ей (песне) отыскать меня в темной бездне Африканской ночи? Все было здесь непривычно – пушечные удары Атлантики, сотрясающие причал; пьяный запах перезрелых бананов; голоса людей, разговаривающих на юге всегда более громко, чем обычно… И только успокаивающе знакомо, вея прохладой, звучала песня, родившаяся в иных краях, под другими звездами…»
С теплотой вспоминал Михаил Львович встречу со своей песней в Италии, в ресторане, где добрую половину зала занимала деревенская свадьба. Когда гости узнали, что в ресторане присутствуют русские, они стали шушукаться, сговариваться с музыкантами, и тогда в честь туристов грянули «Подмосковные вечера». «Как неожиданный подарок принял я нашу песню у озера Неми. И звучала она здесь, как, где-нибудь в Павловом Посаде или на Красной Пахре», - будет вспоминать Михаил Матусовский.
Запомнилась ему также и встреча с песней на другом краю земли во многомиллионном Токио. Друзья пригласили М.Матусовского в ресторан «На дне» (названный в честь пьесы Горького). Михаил Львович вспоминал, как на небольших подмостках в сопровождении двоих баянистов появился черноволосый японский паренек в русской вышитой косоворотке. Звали его Сусуму Танимото. Сначала он исполнил «Калинку», а потом и песню о подмосковных вечерах. Далеко от дома, в огромном Токийском муравейнике звучала песня, сочиненная когда-то в начале лета на даче В.Соловьева-Седого в Комарово.
Встретилась песня Михаилу Матусовскому и в Париже в метро: «Шагая безлюдными, длинными, как во сне, коридорами, мы вдруг прислушались… На одном из поворотов подземного лабиринта стояли двое парней. Один из них… наигрывал на флейте «Подмосковные вечера». Каким ветром занесло ее сюда на станцию Одеон, где скрещиваются несколько линий парижского метрополитена?»
Но самой удивительной была встреча Василия Соловьева-Седого со своим детищем в Венеции. Композитор приехал в город каналов и гондол поздно вечером и тут же, бросив нераспакованный чемодан в номере гостиницы, поспешил к Гранд-каналу. Василий Павлович много слыхал о голосах венецианских гондольеров, и ему не терпелось послушать их пение. «Первое, что услышал Соловьев-Седой в сумраке Венеции… были «Подмосковные вечера». Их пел лодочник, стоя на носу своей лаково-черной гондолы, - вспоминал Михаил Матусовский. – Надо было лететь из Ленинграда в Москву, а затем в Рим и Венецию, чтобы в первый же вечер у Дворца дожей услышать свою собственную песню!»
Песня живет и здравствует лишь тогда, когда она вызывает желание у людей подхватить ее, запеть – в этом был убежден Михаил Матусовский. Именно такими получились «Подмосковные вечера». Много критики за все эти годы обрушилось на эту песню, много испытаний прошла она, отстаивая свое право прозвучать в фильме «В дни спартакиады», да только многие ли вспомнят имена критикующих, многие ли вспомнят документальную ленту, смонтированную к первой спартакиаде народов СССР. А песня живет и здравствует, по сей день оставаясь визитной карточкой России, находя отклик в сердцах людей, и вызывая желание подхватить ее и запеть…
Заведующая отделом
«Поэт Михаил Матусовский»
ГУ «Музей истории Г.Луганска»
Юлия Злынько
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев