Постоянное благоговение пред судьбами Божиими необходимо для правильности духовного жительства...
Судьбы Божии и христианское отношение к ним
«Очевидно, что христианство – этот таинственный духовный дар Божий человекам – удаляется неприметным образом (для невнимающих своему спасению) из общества человеческого, пренебрегшего этим даром. Надо увидеть это, чтобы не быть обманутым актерами и актерством благочестия; увидев, надо отвратить взоры от грустного зрелища, чтоб не подвергнуться пороку осуждения ближних, надо обратить взоры на самих себя, позаботиться о собственном спасении, так как милость Божия еще дарует возможность спастись тем, которые произволяют спастись»237.
«Святые Отцы предвозвестили, что в последние времена спасающиеся скроются от взоров человеческих и пойдут смиренным путем делания, хранясь осуждать отступников, предавая все воле Божией и суду Божию, благоговея пред самими попущениями Божиими»238.
«Всемогущий Господь печется о Церкви, которою Он невидимо управляет, попуская то, что Ему угодно попускать»239.
«К положению Церкви должно мирствовать(*42), хотя вместе должно и понимать его. Это – попущение Свыше... Старец Исаия240 говорил мне: «Пойми время. Не жди благоустройства в общем церковном составе, а будь доволен тем, что предоставлено, в частности, спасаться людям, желающим спастись»241.
«Милосердый Господь да покроет останок242 верующих в Него! Но останок этот скуден; делается скуднее и скуднее»243.
«Отступление попущено Богом: не покусись остановить его немощною рукою твоею. Устранись, охранись от него сам: и этого с тебя достаточно. Ознакомься с духом времени, изучи его, чтоб по возможности избегнуть влияния его»244.
«В настоящее время главный труд злых духов заключается в том, чтоб уронить все истинные идеи о Боге и о всем Божественном и возвеличить идеи о человеке в падшем естестве его, – тем приготовить возвеличение того человека, который превозносится паче Бога по предречению св. Ап. Павла245. Та же идея, которая сгубила человеков в раю! только она теперь развивается обширнее»246.
«Предсказанное Словом Божиим должно совершиться. Наш священный долг – благоговеть пред судьбами непостижимыми Бога Господа и, понимая глубокое значение совершающегося, обратить все внимание, внимание усиленнейшее на усвоение себя Христу, как Святые Отцы сказали: «Спасаяй, да спасет душу свою». Спаситель заповедал: «бдите и молитеся, да не внидете в напасть» (Мф.26:41). Пред наступлением великих скорбей должно молиться с особенною тщательностию и умолять Бога о помиловании»247.«Положимся на Бога, Который предвозвестил, что «придут соблазны» и отступления (Мф.18:7). Когда таково попущение Божие, то нам нечего говорить и не подобает смущаться. Пусть все делается так, как попускает всему делаться Бог. Мы должны благоговеть пред судьбами Его»248.
«Постоянное благоговение пред судьбами Божиими необходимо для правильности духовного жительства. В это благоговение и в покорность Богу должно приводить себя верою. Все совершающееся совершается или по милости Божией, или по попущению Божию, т.е. все совершающееся совершается по судьбам Божиим, непостижимым для человека. Святые три отрока в пещи Вавилонской249 исповедали Бога, исповедали, что все гражданские и духовные бедствия, попущенные на них и на Израильский народ, попущены по праведному суду Божию. Такое воззрение привлекает в душу мир, не попускает увлекаться разгорячением, направляет зрение ума к вечности, доставляет терпение в скорбях, которые и представляются кратковременными, ничтожными случайностями и мелочами»250.
«Над судьбами мира и каждого человека неусыпно бдит Промысл всемогущего Бога, – и все совершающееся совершается или по воле или по попущению Божиим. Нам должно обращать взоры ума на себя и умолять Господа, чтоб Он сохранил нас в верности православной Церкви, открыл нам всесвятую волю Свою и непреткновенный путь к Себе, источнику истинной жизни и спасения251.(*43)
* * *
Я боюсь своим немощным словом ослабить впечатление от сильных слов еп. Игнатия, которые могли бы производить, вероятно, еще большее впечатление, если бы были скомбинированы более систематично, чем это сделал я. Сделать лучше мне было трудно хотя бы уже по одному тому, что я писал или, точнее, диктовал это письмо в недужном состоянии, в состоянии переутомления, так что и сделанное требовало от меня значительных усилий. В виду вышесказанного мне, может быть, не следовало бы продолжать беседы с вами. Но мне хочется, с одной стороны, подвести краткий итог мыслям еп. Игнатия, с другой – предотвратить возможные при чтении их недоумения.
Кратко выразить главные мысли автора можно, мне думается, так:
1. Совершается всеобщее отступление от христианства.
2. Вместе с охлаждением к вере и с усилением безнравственности народа оскудевает монашество, являющееся барометром по отношению ко всему христианскому обществу.
3. С внутренним оскудением и падением монашества неизбежны удары по монастырям извне.
4. Та же участь должна постигнуть и Церковь, то церковное общество, которое внутренне отпало от Церкви – Тела Христова.
5. Эти испытания, связанные с религиозно-нравственным падением христианского общества (духовенства, монашества и мирян) промыслительно попущены Богом.
6. Усиливающееся отступление подготовляет путь антихристу.
7. Десницею Божиею сохраняется «останок» верных, ради коего отсрочиваются и умягчаются небесные кары.
8. Все совершающееся идет по Писанию и оправдывает Писание.
9. Все совершающееся, как выявление воли и попущения Божиих, должно быть принимаемо нами с покорностью и благоговением.
10. Останок верных «да внимает себе» и, храня благодатию Божией верность православной Церкви, да усвояется Христу – Источнику вечной жизни.
Что касается недоуменийвозможность которых я предполагаю, то я имею в виду собственно один недоуменный вопрос, могущий возникнуть при чтении сделанных мною извлечений из писем еп. Игнатия: не слишком ли пессимистичен взгляд епископа-подвижника на судьбы Церкви? Ведь и при нем, и после него были люди в русской Церкви, имевшие несомненное помазание свыше, – хотя бы те, имена коих приведены мною наряду с именем еп. Игнатия в моем предыдущем письме. В оправдание «пессимистического» взгляда еп. Игнатия (если он нуждается в оправдании) я выскажу два соображения.
1. Еп. Игнатий имел пред глазами и основоположников Оптинского старчества (под руководством первого из них Леонида он полагал начало своего подвижничества), и митрополита Филарета, и еп. Феофана, и безызвестного, но исключительно благодатного, по его мнению, бабаевского просфирика Никандра, и других в духовном отношении достойных лиц. Но он не обольщался этими «единицами», а, проникая в глубинное настроение современного ему общества, при свете Писания и отеческих творений, ясно зрел попущенное Богом отступление и не питал себя радужными надеждами, будто какими-то реформами или иначе как можно поднять падшее церковное общество, духовенство и монашество. Его «пессимизм» получил блестящее оправдание в современной нам церковной действительности, и нельзя не дивиться духовной чуткости и исключительной проницательности этого великого служителя Церкви Христовой.
2. Те самые люди, носившие на себе печать «избрания», которые своим существованием как будто опровергали «пессимизм» еп. Игнатия, не обинуясь, высказывали (см. мое предыдущее письмо) такие же пессимистические воззрения на судьбы Церкви и русского народа, жизнь которого теснейшим образом связана с жизнью Церкви, как и еп. Игнатий; только последний высказывался ярче, сильнее, определеннее.
Хочу еще остановить ваше внимание на двух пунктах:
1. Напоминаю вам слова свят. Тихона Задонского, приведенные мною в предыдущем письме: «Должно опасаться, чтобы христианство, будучи жизнь, таинство и дух, не удалилось неприметным образом из того человеческого общества, которое не умеет хранить этот бесценный дар Божий»252.
Эту мысль свят. Тихона Задонского, заимствованную мною из письма еп. Игнатия, последний сам повторяет неоднократно в очень категорическом тоне. Не раз высказывал и усиленно подчеркивал он и другую мысль свят. Тихона – о гибельном распространении в церковном обществе лицемерия. «За сто лет до нас, – пишет еп. Игнатий, – свят. Тихон говорил: «ныне почти нет истинного благочестия, а одно лицемерство». Пороки зреют от времени. Ныне лицемерство достигло неимоверной наглости и бесстыдства».
Сопоставьте обе эти мысли – об удалении из современного церковного общества христианства, как «жизни, таинства и духа», и о замене подлинного, живого благочестия лицемерством – со словами Господа, обращенными к церкви Сардийской: «Знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мертв» (Откр.3:1)(*44). Не являемся ли мы той церковью, к которой обращен страшный укор Господень?
А смотрите, что далее говорит Господь: «Бодрствуй и утверждай прочее близкое к смерти... Вспомни, что ты принял и слышал, и храни и покайся. Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя» (Откр.3:2–3). Не свершилось ли это грозное нашествие Господне на нашу Церковь, нашествие, неоднократно и уверенно предсказанное тайнозрителем Игнатием?!
Последуем дальше за Господом в Его беседе с ангелом церкви Сардийской: "Впрочем, – продолжает Господь, – у тебя в Сардисе есть несколько(*45) человек, которые не осквернили одежд своих и будут ходить со Мною в белых одеждах, ибо они достойны» (Откр.3:4).
Эти немногие, сохранившие верность Господу, наводят меня на мысль о том «останке» верующих в Христа, о котором еп. Игнатий не раз упоминает в своих письмах. И затем мысль моя переходит к словам, которые Господь изрекает ангелу церкви Филадельфийской(*46).
Эта церковь немногочисленна: «Ты немного имеешь силы, – говорит Господь ангелу этой церкви и ублажает его следующими словами: Ты сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего» (Откр.3:8). За эту верность Господь далее обещает привлечь к ногам церкви Филадельфийской богоборных иудеев (Откр.3:9) и сохранить ее «от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле» (Откр.3:10).
«Милосердный Господь да покроет останок верующих в Него», – молитвенно взывает, как вы видели, праведный архипастырь Игнатий, устремляясь духом к Пастыреначальнику Христу.
2. Заслуживает серьезного внимания мысль еп. Игнатия, теснейшим образом связанная с его духовным устроением и очень часто повторяемая им в письмах, – мысль о спасительном значении скорбей вообще, а для нашего и грядущего времени в особенности. Вы помните, как он характеризует нынешнее монашество (а вместе – и современное христианское общество): «подвигов нет, истинного монашества нет, руководителей нет: одни скорби заменяют все», т.е., значит, и подвиги, и духовное руководство.
Эта мысль еп. Игнатия заставляет вспомнить следующее собеседование древних Отцов. Некогда святые Отцы египетского скита пророчески беседовали о последнем роде: «Что сделали мы?» – говорили они. Один из них великий авва Исхирион отвечал: «мы исполнили заповеди Божии». Спросили его: «что сделают те, которые будут после нас?» «Они, – сказал авва, – примут (будут исполнять) делание вполовину против нас». Еще спросили его: «А что сделают те, которые будут после них?» Авва Исхирион отвечал: «Они отнюдь не будут иметь монашеского делания, но им попустятся скорби, и те из них, которые устоят, будут выше нас и отцов наших»253.
Этим скорбным и вместе утешительным пророческим словом великого Исхириона, имеющим отношение, конечно, не к одним инокам, я и заканчиваю свое письмо к вам, мои дорогие.
Не будьте требовательны ко мне, хотя бы ради недуга моего. Чувствую, что апокалипсический экскурс вышел в письме не так ясен, как он ясен для меня. Ну, додумайте сами. Молитесь о мне.
Ваш брат о Господе...
»...Тот день не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха» (2Фес.2:3).
«...В последние времена отступят некоторые от веры» (1Тим.4:1).
* * *
Источник: Письма к друзьям / М.А. Новоселов
Нет комментариев