Они указывают покраденное, предсказывают будущее, или даже заставляют лозов (духов) приносить требуемые вещи из-за сотен верст.
Здесь, в Нарыме, нет таких вороженцев-знахарей, которые, как в России и Малороссии, только морочат народ, но здесь есть некоторые из инородцев, которые в этом случае оказывают чудеса. Хотя они и крещены и считаются христіанами, но ещё много не бросили свое языческой веры и обрядов.
Прежде были здѣсь у них и колдуны (кватпыеӊ), которые имѣли в своей власти всех здешних лóзов, или духов, и, созывая их и спрашивая, знали что делается во всём мире. Были и ворожецы-шаманы (кэдычан, сóмбырни), которым давалось во власть несколько местных лóзов, и лóзы разных зверей, медведей, лисиц, волков и прочих, и эти ворожецы спрашивали у них что угодно, и поэтому тоже знали многое. Эти люди иногда показывали любопытствующим своих подручных лозов, в виде воробья без перьев, обтянутого черною шкурою, и имеющего перепончатые крылья, как у летучей мыши. И наконец был третий отдел таких лиц, называвшихся се́йдырнан, и это были что-то вроде ясновидящих под влиянием магнетизма.
Ныне из всех видов знающихся с лóзами (духами) остались только кэдычан, т.е. шаманы; но не шаманы с бубном, которые били в бубен, кривлялись до изнеможения, падали с пеною у рта и назывались сомбырни; а только люди, имеющие во власти несколько лозов, которые подчиняются им и исполняют их волю. Они ходят в церковь, ставят свечи, молятся; но всё это не мешает им знаться с лозами (духами) и даже повелевать ими."
📃Н. П. Григоровский о ворожбе у колпашевских селькупов, Очерки Нарымского края, 1882г.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев