В далеком 1923 году в слободе Большинка, в семье Волковых родился первенец и назвали его Петр. Мальчик рос смышленым, увлекался техникой, мечтал о небе. В многодетной семье праздно отдыхать не доводилось, надо было помогать по хозяйству. Учебу тоже приходилось совмещать с тяжелым сельским трудом. На старшего и обязанностей возлагалось больше. Со всем этим справлялся Петр.
Окончив Большинскую среднюю школу он пошел работать трактористом в колхоз «Свободный труд» (с 1960 года это земли 3-го отделения совхоза «Щаденковский», прим. авт.). Там же освоил управление грузовой автомашиной. Однако своим братьям и сестре он говорил, что все равно станет летчиком.
Судьба распорядилась так, что он стал пилотом Гражданского Воздушного Флота.
Как это произошло, установить не удалось. Из имеющихся в архиве документов известно, что в августе 1941 года ВОЛКОВ Петр Федорович призывается Тарасовским райвоенкоматом в ряды Красной Армии.
На фронт он направляется не сразу. В списках Действующей армии он числится лишь с сентября 1943 года. Возможно, что в этом промежутке он и закончил авиашколу.
К осени 1943 года сержант ВОЛКОВ Петр Федорович пилот 4 авиаэскадрильи связи 9 отдельного авиаполка Гражданского Воздушного Флота.
8 ноября 1942 года юго-западная особая авиационная группа Гражданского Воздушного Флота преобразована в 9-й отдельный авиационный полк Гражданского Воздушного Флота. Он вошел в оперативное подчинении 4-й Воздушной Армии. Командир подполковник СЕГЕДИН Иван Яковлевич – с ноября 1942 года по июль 1944 года. Гвардии майор ФЕДОТОВ Александр Васильевич – с июля 1944 года по 24 ноября 1944 года.
В составе этого полка и воевал наш земляк - ВОЛКОВ Петр Федорович.
Прибыв в полк, он сразу включается в боевую работу.
В это время наши войска готовятся к проведению Новороссийской наступательной операции. Авиация поддерживала наши части, воздушным связистам тоже хватало дел, большей частью полеты приходилось выполнять ночью, чтобы снизить потери от вражеских истребителей. Порой вылеты выполнялись и днем, если того требовала обстановка. Не раз доводилось пересекать и линию фронта, срезая маршрут, чтобы быстрее доставить важное донесение. «Мессеры» гонялись за нашими связными самолетами.
9 отд. авиаполк ГВФ имел связными в основном самолеты У-2 (По-2 - название с 1944г., прим. авт.), созданный под руководством Н. Н. Поликарпова еще в 1927 году. У-2 мог действовать и в самых неблагоприятных погодных условиях.
На этих самолетах сражались девушки-летчицы из 46 гв. авиаполка под командованием БЕРШАНСКОЙ Евдокии Давыдовны и 889-го Новороссийского ночного легкобомбардировочного авиаполка. Эти летчицы отличились в небе Кубани, в частности под Новороссийском, затем в Крыму и далее.
Храбро сражался на Кубани на таком самолете и наш герой. Не считаясь с риском для жизни, ВОЛКОВ П. Ф. выполнял любое задание. Командование полка ценило молодого летчика. Боевого опыта молодой пилот набирался быстро. Сообразительность и смекалка не раз выручала сержанта ВОЛКОВА Петра Федоровича.
Выполняя задания по доставке боевых приказов, донесений, по перевозке офицеров связи, разведке погоды, он всегда проявлял мужество и ратное мастерство.
ВОЛКОВ П. Ф. всегда действовал сообразно обстановки. Если был важный приказ или донесение, либо офицер связи с важным донесением, он всегда выбирал наиболее оптимальный маршрут, исключающий малейший риск. Однако война всегда вносит свои коррективы. Порой приходилось боевые задачи решать на ходу с учетом воздушной обстановки.
К примеру, 14 декабря 1943 года сержант ВОЛКОВ Петр Федорович, выполняя задание штаба 4 воздушной армии, вылетел в направлении Керченского полуострова. Командир полка подполковник СЕГЕДИН Иван Яковлевич лично проинструктировал пилота, обратив внимание на важность задания и необходимость безусловного его выполнения.
В Крыму наши войска 31 октября 1943 года начали Керченско-Эльтигенскую десантную операцию. Особенно ожесточённые бои развернулись в районе Эльтигена. За мужество и отвагу, проявленные на Эльтигенском плацдарме, звание Героя Советского Союза получил уроженец хутора Мокроталовка, Тарасовского района старший лейтенант ПОПОВ Георгий Васильевич. Другой наш земляк в это время доставлял боевые донесения, офицеров связи на плацдарм. По ночам он сбрасывал десантникам мешки с боеприпасами и продовольствием.
Однако, вернемся к событиям 14 декабря 1943 года. При вылете на Керченский полуостров, сержант ВОЛКОВ П. Ф. попал в обстановку воздушного боя. Над восточной частью полуострова и над Керченским проливом шли жаркие воздушные схватки. Огненная карусель мелькала там и тут. Надо было быстро принимать решение. Над водной гладью скрыться от вражеских истребителей будет негде, если заметят – это верная гибель. Успеют прийти на помощь наши истребители, или они все будут скованы боем? Вопросы с быстротой молнии мелькали в голове. Здравый смысл диктовал безопасное решение: вернуться на аэродром вылета и подождать улучшения воздушной обстановки. Но тогда будет не выполнен боевой приказ, да и сержант ВОЛКОВ Петр Федорович был не из робкого десятка. Он принимает решение идти на полуостров. Пилот уверено направил свой У-2 на запад, направление – Крым. Как и предполагал наш пилот, фашистские стервятники заметили наш «тихоход» и, предвкушая легкую добычу, один из фашистских асов отвалил от общей группы и начал делать боевой разворот, чтобы атаковать У-2. Все это предвидел сержант ВОЛКОВ П. Ф. Наш пилот, пренебрегая опасностью, вышел на косу Чушка под защиту своих зенитных точек. Фашист был вынужден убраться восвояси. Летчик У-2, выбрав удобный момент, перелетел пролив и вышел на площадку в Еникале. Приключения сержанта ВОЛКОВА П. Ф. в этот день не закончились. Едва наш связной самолет пошел на приземление, как в это время площадка подверглась артиллерийскому обстрелу противником. Проявляя смелость и находчивость, сержант ВОЛКОВ П. Ф. произвел посадку на границе аэродрома, отрулил самолет в капонир и доставил срочный пакет в штаб.
Таким был наш отважный земляк. Причем это не единичный случай мужества и отваги.
В мае 1944 года тоже в Крыму, выполняя боевое задание по доставке срочного пакета, он попал в туман. Пробив его в верх, заметил вражеские истребители, которые барражировали над кромкой тумана, возможно, что они ожидали свою добычу. ВОЛКОВ П. Ф. не растерялся, он снова нырнул в молочную пелену тумана. Маскируясь в полете, выбрал окно, подобрал случайную площадку и благополучно свершил посадку. Организовал охрану самолета, сам доставил пакет.
Это вам еще один пример бесстрашия и сообразительности нашего героя.
К августу 1944 года ВОЛКОВ Петр Федорович по праву заслужил воинское звание «старшина». Коммунисты полка приняли его в члены ВКП(б). Его боевой опыт и навыки ценил командир 9 отдельного авиаполка подполковник СЕГЕДИН Иван Яковлевич. Вновь назначенный в июле 1944 года командиром полка гвардии майор ФЕДОТОВ Александр Васильевич 21 августа 1944 года представляет старшину ВОЛКОВА Петра Федоровича к ордену Красного Знамени (это второй по значимости орден в стране, прим авт.). Однако, наш отважный земляк был награжден только орденом Красной Звезды (приказ № 0574/н от 23.09.1944г. Издан АДД (авиация дальнего действия).
На 21 августа 1944 года старшина ВОЛКОВ П. Ф. всего выполнил 161 оперативное задание, совершил 604 самолето-вылета и налетал 353 часа. Общий налет с начала летной работы составляет 551 час.
Вдумайтесь в эти сухие цифры. Это в условиях войны, большинство в экстремальной обстановке! Не случайно в его характеристике есть такая фраза: «Показал себя смелым, волевым летчиком».
Старшина ВОЛКОВ Петр Федорович вместе со своим полком продвигался на запад, меняя один аэродром на другой, выполняя различные боевые задания командования.
Однажды фронтовая удача отвернулась от него. Старшина ВОЛКОВ Петр Федорович был ранен, попал в госпиталь. 29.12.1944 года он умер от ран. Похоронен: Республика Польша, Мазовецкое воеводство, г. Седльце, ул. Дрешера, за казармами Войска Польского, воинское кладбище, могила № 207 (г. Седльце, ул. Зельна).
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ ГЕРОЯМ! ВЕЧНАЯ СЛАВА!
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев