«Труженики тыла. Военное детство»
Работу выполнила:
студентка 1 курса
ГБПОУ Поволжский государственный колледж
Посталюк Светлана
Мои земляки – дети войны
В суровые дни войны делалось все возможное, чтобы защитить, уберечь детей от страданий, но порой дети все-таки оказывались на фронте, приписывая себе года. В тылу они заменяли взрослых, работая на заводах, фабриках, на полях и фермах. Дети вынесли то, что, казалось бы, не всегда под силу взрослому человеку, вели себя как герои и как герои погибали. Они выдержали испытание войной и вместе с взрослыми победили. Дети военной поры, рано повзрослев, все-таки оставались детьми.
Несмотря на суровое время, они ходили в школу, учились. Не было бумаги – писали на газетах, не было чернил – писали сажей, свекольным соком, не было ручек, перьев – писали карандашами, заточенными палочками. В классах было холодно. Но, несмотря на всё это, каждое утро дети шли в школу, писали, читали, учили стихи…
Поселок Ильичевский - это место, где я родилась и выросла. Здесь рядом со мной живут замечательные люди. Собирая материал для своей работы, я встречалась с некоторыми из них, и никто не отказывался меня принять и выслушать. Мои земляки тоже совершали подвиг во имя Победы над врагом. Они трудились в своем далеком от фронта поселке, помогая солдатам, чем могли. Сейчас это пожилые люди, живущие рядом со мной. Они вспоминают трудные военные годы со слезами на глазах. А ведь пройдет некоторое время, и этих живых свидетелей не станет. Поэтому я считаю, их нужно окружить особой заботой, любовью и вниманием.
Я хочу показать своим ровесникам, как проявлялась любовь к Родине, стойкость в испытаниях у тружеников тыла в те далекие военные годы, как формировались лучшие качества человека: патриотизм, чувство долга, ответственность, самоотверженность. Я думаю, что именно этих качеств так не хватает многим современным школьникам.
Рабочие места мужчин заняли женщины, старики, подростки. Бригадир ходил по домам и собирал детей – подростков на работу. В первый год войны много посевных площадей осталось неубранными, и весной школьники собирали колосья. Во время уборки, на очистке зерна, вручную работали женщины и девушки. Работы было много: сенокос, уборка хлеба, озимые сеять нужно, и зябь пахать. Хлеба косили жнейками «Коммунар», которые тянули быки. На жнейке сидел подросток и скидывал скошенные хлеба в валки. Затем эти валки вручную собирали в копны, а затем или везли на гумно, или скирдовали в поле, чтоб потом обмолотить.
Трудно приходилось нашим землякам. Они рано утром поднимались и шли на работу, а возвращались затемно. Дома оставались лишь старики да маленькие дети. Все другие, включая и 8-12 летних подростков, работали. Они занимались в основном сбором колосьев на полях после механизированной уборки хлебов, вели борьбу с сорняками и вредителями сельскохозяйственных культур. В каникулы все дни были заняты работой на колхозных полях или собственных огородах.
В тяжелые годы войны трудно было и с пропитанием. Голодали все. И хотя на своих участках старались побольше вырастить картофеля, тыквы и свеклы, но их все равно не хватало. Весной ели «съедобную» траву, отлавливали сусликов.
Многое выпало на долю детей военного времени, они рано повзрослели, забывая порой свои любимые игры…В разном возрасте мои земляки из п.Ильичевский встретили войну. Самым младшим труженикам тыла было 10 – 12 лет, в живых их осталось три человека. Вот воспоминания некоторых из них:
Горшенин Николай Семенович родился в с.Калашиновка в июне 1929 года. Безмятежное детство, школа, где он окончил 4 класса. Летом 1941 года началась Великая Отечественная война, а Николаю исполнилось 12 лет. Очень много приходилось работать, так как мужчины ушли на фронт, а в селе остались старики и женщины. В летние каникулы каждому школьнику давали разное задание (работали за трудодни) - собирать в поле колоски, полоть свеклу, капусту, кто постарше, того отправляли на сенокос. Во время войны каждый год в сентябре школьники ходили на поля собирать колоски ржи. Обычно сентябрь, октябрь старшие и средние классы не учились, а работали на совхозных полях, на токах, куда машины привозили с полей собранное зерно, а школьники его просушивали. Но кроме работы надо было еще и учиться. Школа в то время находилась в с.Борщевка, куда приходилось ходить пешком.
В мае 1945 г. война окончилась и эту радостную весть принесли ученики, которые, узнав о Победе, прибежали из села Калашиновка. По окончании войны Николаю Семеновичу было 17 лет. Он получил профессию тракториста, затем шофера. После службы в армии работал шофером в с.Калашиновка. [22]
За свой нелегкий детский труд в годы войны Николай Семенович награжден медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Награждали не всех - самых лучших, не смотря на возраст. Когда награждали - ему было 18 лет.
Ушел на пенсию в 1989 г. Имел юбилейные медали и медаль «Ветеран труда», в 2002
получил удостоверение «Ветеран Великой Отечественной войны».
Катышев Григорий Михайлович родился в 1930 г., в селе Калашиновка.
Когда началась Великая Отечественная война, Григорию было 11 лет. Это было тяжелое время для всех. Весь поселок провожал своих родных и близких на фронт.
Из воспоминаний: «Даже во время войны мы продолжали учиться. Было трудно: школа размещалась в холодном бараке и не была приспособлена к обучению детей. Зимой было очень холодно. С 1942 года я уже работал в совхозе «Прогресс», помогал взрослым вместе с другими ребятами на полях: собирали колосья, привозили воду, работали на сеялках. Умел косить сено, с 13 лет свободно работал серпом. Выполняли любую работу, которую нам назначали. Это был наш вклад в победу над врагом. Работа была очень сложная, физически тяжелая, но подросткам старались давать работу полегче и, когда можно было, рабочий день укорачивали для нас на 1 час.
В 1945 г. мне исполнилось 15 лет и я уже хорошо помню день, когда все узнали о нашей победе. Это была великая радость для тех, кто вернулся домой и тех, кто дождался своих родных. А для тех людей, чьи близкие погибли, было очень тяжело. В годы войны из нашей семьи воевали два моих старших брата». [23]
В 1946 году, когда Григорию исполнилось 16 лет, он получил медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».Трудовой стаж Григория Михайловича большой, он успел поработать кузнецом, маслобойщиком, бригадиром животноводства, зоотехником. Имеет удостоверение «Ветеран Великой Отечественной войны», награжден 5-ю юбилейными медалями.
Королева Мария Яковлевна родилась в 1931 г., проживала в казачьей станице в Чечне. Несколько лет назад переехала в наш поселок.
В июне 1941 года Маше было 10 лет. Как и все дети, она училась в школе, а на летних каникулах помогала женщинам в поле. В военные годы все и дети, и взрослые работали во имя победы над врагом. Не знали ребята, что такое летний отдых, каникул практически не было, так как нужно было помогать взрослым по хозяйству. Были поля, на которых сеяли овес, приходилось сажать и копать картофель, жали серпами хлеб, собирали на полях колосья. На бахчах выращивали дыни, собирали яблоки в саду. То посадка, то прополка. Когда ребят отправляли на прополку полей, бригадиром ставили кого-нибудь из бабушек.
Трудности в годы войны заключались только в одном, было очень голодно. Иногда по несколько дней ничего не ели. «А конфеты и сахар в годы войны были большой редкостью», - вспоминает Мария Яковлевна.
Когда окончилась война, Марии было 14 лет. Весть о победе быстро облетела станицу: все радовались и плакали одновременно. Кто-то от счастья, что скоро мужья, отцы вернутся домой, а кто-то от горя, что своих родных они уже не увидят никогда.
На пенсию ушла в 1986 г. Проживает в п. Ильичевский. Награждена только юбилейными медалями, но является ветераном войны (в Чеченской республики, где проживала Королева М.Я. не вручали медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». [24]
Вывод: Война и дети... Трудно представить что-то более несовместимое. Война оборвала звонкие песни детей, веселые, шумные игры. Работая над темой, я узнала, что, несмотря на тяжелые условия, в которых жили дети - голод, холод, им приходилось рано вставать, идти помогать своим мамам, сестрам, бабушкам, дедушкам. Они понимали, что без их помощи в тылу просто не обойтись. Из бесед с тружениками тыла я для себя отметила, что всех их объединяет одинаковое прошлое: постоянное чувство голода, тяжелая работа, недосыпание. Я не могу себе представить, что дети такие же, как мы, совершали трудовой подвиг, откуда они брали силы, чтобы все успевать: учиться, работать и еще находили время для игр. Нет уже в живых Горшенина Н.С., Дорофеева А.Ф., Давыдовой В.И., но память об их трудовом подвиге в годы Великой Отечественной войны мы, молодое поколение, знаем и помним.
Руководитель: Жаксиликова Наталья Николаевна
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев