Как только я приехал в Петроград, я попросил показать мне школу, и это было сделано. Школа была исключительно хорошо оборудована, гораздо лучше, чем рядовые английские начальные школы; дети казались смышлеными и хорошо развитыми. Я решил, что мне показали специально подготовленную для моего посещения школу. Человек, сопровождающий нас, начал спрашивать детей об английской литературе и их любимых писателях. Одно имя господствовало над всеми остальными. Моё собственное. Такие незначительные персоны как Мильтон, Диккенс, Шекспир, копошились у ног этого литературного колосса. Я покинул школу с натянутой улыбкой.
Через три дня я внезапно отменил утреннюю программу и потребовал, чтобы мне показали любую школу поблизости. Я был уверен, что теперь-то попаду в поистине скверную школу. На самом деле, всё, что я увидел, было гораздо лучше - и здание, и оборудование, и дисциплина. Побывав на уроке, я убедился, что обучение поставлено превосходно. Мне показали массу чертежей и макетов, сделанных учениками. Я видел, как готовили обед для детей; он был вкусно сварен из продуктов гораздо лучшего качества, чем обед, который мы видели в районной кухне.
Под конец мы решили проверить необычайную популярность Герберта Уэллса среди русских подростков. Никто из этих детей никогда не слыхал о нём. Это окончательно убедило меня в том, что я нахожусь в совершенно нормальном учебном заведении. После я обменялся впечатлениями с теми, кто побывал в России, в частности с д-ром Х. Гэстом, который тоже "застал врасплох" несколько школ в Москве, и пришел к убеждению, что в условиях колоссальных трудностей в Советской России непрерывно идет грандиозная работа по народному просвещению и что, несмотря на всю тяжесть положения в стране, количество школ в городах и качество преподавания неизмеримо выросли со времен царского режима.
Герберт Уэллс "Россия во мгле".
Картина Романа Подобедова. Ленин беседует с Гербертом Уэллсом.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 14
19 июня 1920 года Совнарком РСФСР образовал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности. Шло активное создание государственной системы образования для взрослых представленной «лик пунктами» и школами ликвидации неграмотности (для людей 16-50 лет).
В области начального образования главной проблемой в 1920-е годы оставалась ликвидация неграмотности. В 1923 году декретом Народного комиссариата просвещения было создано Общество «Долой неграмотность». Свыше 1,2 млн человек объединяли городские шефские организации...ЕщёОбразование в Советском Союзе было тесно связано с воспитанием и формированием качеств личности. Советская школа, призвана была не только решать общеобразовательные задачи, обучая учащихся знанием законов развития природы, общества и мышления, трудовыми навыками и умениями, но и формировать на этой основе коммунистические взгляды и убеждения учащихся, воспитывать учащихся в духе высокой нравственности, советского патриотизма и пролетарского интернационализма.
19 июня 1920 года Совнарком РСФСР образовал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности. Шло активное создание государственной системы образования для взрослых представленной «лик пунктами» и школами ликвидации неграмотности (для людей 16-50 лет).
В области начального образования главной проблемой в 1920-е годы оставалась ликвидация неграмотности. В 1923 году декретом Народного комиссариата просвещения было создано Общество «Долой неграмотность». Свыше 1,2 млн человек объединяли городские шефские организации, призванные помогать деревне в подъеме культуры. В целях ускорения ликбеза пришлось усилить нагрузку на пригодные школьные помещения: при том, что к 1924 году численность учащихся (при абсолютном сокращении населения) удалось довести почти до уровня 1914 года (98 %), количество школ составило лишь 83 % от предвоенного уровня. Основной приток учащейся массы в этот период составляли беспризорники, численность которых достигала в эти годы 7 млн человек. В 1925-28 гг. по мере обеспечения доступности обучения для всех детей школьного возраста всеобщее обязательное начальное обучение вводилось распоряжениями местных советских органов.
Советские школы перестраиваются в соответствии с «Положениями про единую трудовую политехническую школу». В истории образования СССР 1920-е годы характеризуются как годы поиска смелых и оригинальных решений. В школах широко вводится комплексное обучение, лабораторно-бригадный метод, метод проектов. В школах преподаются языки большинства населения республик. В 1920_х годах среднее образование в СССР имело продолжительность семь лет. Следующим этапом было профессиональное образование, которое включало профессиональные школы, техникумы и институты. Фактически советская школьная система оформилась к 1922 году: начальная школа (4 года обучения), основная семилетняя общеобразовательная школа и старшая ступень общеобразовательной школы (всего 9-10 лет учёбы).
В средних и начальных школах всех видов 11 589 тыс. учеников.
В средних специальных учебных заведениях в этом же году обучалось -- 189 тыс.
В высших учебных заведениях -- 169 тыс. студентов.
Кроме того, несмотря на то, что научный потенциал страны был серьезно подорван во время социальных потрясений, с 1920-х годов он стал восстанавливаться. Заметно увеличилась численность научных работников. К 1927 году их насчитывалось 25 тысяч, то есть в два раза больше, чем до революции. В 1929 году в СССР уже работало 1 263 научных учреждения (в том числе 438 НИИ и их филиалов).
В течение 10-15 лет после октябрьской революции на родных языках была создана письменность для десятков ранее бесписчих народов (абазинцы, лакцы, ногайцы, балкарцы, тувинцы, адыгейцы и др.). Дети десятков национальностей впервые в истории получили учебники и учебные пособия на родном языке. В декабре 1922 года было создано специализированное восточное ...ЕщёК 1927/28 учебному году количество учащихся в СССР увеличилось до:
В средних и начальных школах всех видов 11 589 тыс. учеников.
В средних специальных учебных заведениях в этом же году обучалось -- 189 тыс.
В высших учебных заведениях -- 169 тыс. студентов.
Кроме того, несмотря на то, что научный потенциал страны был серьезно подорван во время социальных потрясений, с 1920-х годов он стал восстанавливаться. Заметно увеличилась численность научных работников. К 1927 году их насчитывалось 25 тысяч, то есть в два раза больше, чем до революции. В 1929 году в СССР уже работало 1 263 научных учреждения (в том числе 438 НИИ и их филиалов).
В течение 10-15 лет после октябрьской революции на родных языках была создана письменность для десятков ранее бесписчих народов (абазинцы, лакцы, ногайцы, балкарцы, тувинцы, адыгейцы и др.). Дети десятков национальностей впервые в истории получили учебники и учебные пособия на родном языке. В декабре 1922 года было создано специализированное восточное издательство, которое выпускало учебники на татарском, чувашском, киргизском, адыгейском и других языках. В 1924 году массовыми тиражами были изданы учебники для мордовских, марийских, татарских и чувашских школ. Кроме того, правительство РСФСР осуществляло мероприятия, направленные на развитие сети школ в ранее отсталых национальных районах и привлечение в них детей коренных национальностей.
- совместное обучение,
- бесплатность образования,
- гуманное отношении к ребенку,
- детское самоуправление как средство демократизации учебно-воспитательного процесса;
- связь школы с жизнью, с трудом, природой и обществом,
- забота о физическом развитии и здоровье детей,
- политехнизация образования,
- воспитание учащихся в духе коллективизма и интернационализма,
- воспитание в духе коммунистической морали.
Главной задачей новой советской школы выдвигалось воспитание всесторонне развитых и всесторонне подготовленных граждан, которые бы разделяли и защищали идеи социалистической революции.
- школы по ликвидации безграмотности для населения от 0 до 50 лет (ликбезы),
- детские сады-ясли,
- рабочие факультеты (рабфаки) давали среднее образование для молодежи, готовившейся поступать в ВУЗы (с 1919),
- фабрично-заводские семилетки (ФЗС) в городах, создавались при предприятиях и давали общее и политехническое образование.
- школы крестьянской молодежи (ШКМ) в сельской местности, где ставилась задача соединения общего образования (в объеме семилетки) с изучением сельск. хозяйства.
- школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) с 1920 года (на базе начальной школы) готовили квалифицированных рабочих,
- детские дома для беспризорных,
- школы-коммуны,
- опытные станции,
- профессиональные техникумы,
- ВУЗы, государст. высш. учебн. заведения для молодежи (бесплатные и доступные для всех
Джон Ф Кеннеди