КЛАССИЧЕСКИЙ ОБРАЗЕЦ ПЕРЕДЕРГИВАНИЯ
Сейчас невозможно в интернете написать хоть слово про роман Островского "Как закалялась сталь" или про Павку Корчагина без того, чтобы все обсуждение в комментариях свелось к узкоколейке. А иногда даже и обсуждения никакого нет. Просто сыплются фразы в духе: "Да какой он герой, узкоколейка же, пффф!" И все, отмахнулись.
О чем речь?
Речь об одном эпизоде романа, который описан ближе к концу. Там Павка с комсомольцами зимой в тяжелейших условиях строит узкоколейную железную дорогу, чтобы организовать доставку дров в замерзающий Киев. Дрова были заготовлены слишком далеко от станции - в шести верстах. На подводах таскать невозможно, это займет не меньше месяца. И тогда комсомольцы в кратчайшие сроки строят временную железную дорогу.
В конце декабря. Посреди вьюг. Отстреливаясь от банд (во время одного из налетов было ранено 11 человек в бригаде). А тут еще эпидемия брюшного тифа бушует. Людей выкашивают не только пули, но и болезнь.
Павка тоже подхватывает тиф, но пять дней он с ним борется, пока его не добивает еще и крупозное воспаление легких. После этого Корчагина грузят в вагон и отправляют на лечение.
Вспомнили эту историю?
Так вот, в 1990 году Михаил Веллер пишет эссе "Кухня и кулуары", где критически разбирает весь эпизод с узкоколейкой. Мол, большевики сами накосячили, не организовав рубку леса поближе к станции и затянув с вывозом дров до зимы, а теперь героически спасают положение. А если бы все делали правильно, то никакого героизма не потребовалось.
Это эссе, особенно та его часть, где речь шла про узкоколейку, стало крайне популярным. В итоге очень быстро сформировался такой тезис: подвиг Павки глуп, да это вообще не подвиг, на ровном месте себе проблемы создали, книга ерунда, в помойку ее.
И теперь этот тезис намертво приклеился к произведению Островского. Все ругают его книгу. Почему ругают? Потому что - узкоколейка! Это главный и чаще всего единственный аргумент.
Но давайте отрешимся от перестроечных штампов и зададимся одним нормальным вопросом. К Павке-то какие претензии? Это что, именно он дрова не там нарубил и не довез их вовремя до Киева?
Зимой 1920 года проблема стоит уже в полный рост. Ее надо решать вне зависимости от того, как она появилась. И Павка впрягается в это решение в самых неблагоприятных условиях (про морозы, стрельбу и эпидемию тифа мы выше говорили). С чего кто-то взял, что это не подвиг?
Да, чаще всего геройствовать приходится тогда, когда ранее кто-то халатно отнесся к своим обязанностям. И что? Это сразу отменяет сам факт мужества человека, который исправляет чужие просчеты?
Но дело даже не в этом.
Непонятно, с чего вообще весь роман Островского нужно мерять исключительно эпизодом про узкоколейку. Павка прошел долгий путь, закаляя свой характер. Книга ведь именно об этом. И в финале он, почти ослепший, почти парализованный, не хочет лежать овощем, а берется за роман про Гражданскую войну. И пишет его! Представьте, что сейчас кто-то написал бы роман про человека, который в таком состоянии работает над книгой. Да все обрыдались бы. И восхищались бы силой его духа.
Кстати, такой роман вообще-то как раз и был написан в 1997 году. Называется "Скафандр и бабочка", автор Жан-Доминик Боби. Это автобиографическое произведение про обездвиженного журналиста, который глазом наморгал целую книгу. О, сколько восторгов по поводу этой книги было ровно в то самое время, когда роман про Павку Корчагина оплевывали!
Да, и еще уточним тут, что парализовало Павку не из-за пресловутой узкоколейки (вопреки мнению многих хулителей, которые не удосужились саму книгу прочитать). Позвоночник ему повредило на войне. И он годами потом с ним мучился.
Решительно не понимаем, почему книга о том, как дух побеждает плоть, должна отправляться в помойку. И почему все ее обсуждение сводится к несчастной узкоколейке. Это классический образец передергивания. Причем передергивания сознательного, идеологически мотивированного. По факту книгу пытаются загнобить только потому, что там речь о комсомольцах.
Опережая напрашивающийся комментарий, сразу ответим - нет, написана она вполне достойно. И живые образы там есть, и динамики хватает, и язык не казенный, не вымученный. С художественной точки зрения там все в порядке. Если у кого-то другое мнение, то он, конечно, имеет на него право. Но должен знать, что у огромного количества читателей нет никаких претензий к Островскому в плане художественного мастерства.
Так что опять все упирается в ту же самую узкоколейку.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 304
Все кто его признал иногагентом...САМИ ВМЕСТЕ С НИМИ ИНОАГЕНТЫ...из одного ,,црушного актерского училища,,..
Корчагин ВСЕГДА БЫЛ ДЛЯ МЕНЯ ИЛЕАЛЬНЫМ ОБРАЗЦОМ СТРОИТЕЛЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ,..образец мужественности и честности.....
Лучший фильм ..из этой темологии...
Если у вас в семье дети школьного возраста, то занимаясь с ними, вы повторно проходите школьное обучение. Давно усвоенные основы классической литературы, истории, искусства и ещё много чего, делающего человека человеком и патриотом. А в процессе этого с удивлением обнаруживаете своеобразный, мягко говоря, нынешний подход к воспитанию патриотизма у наших детей в рамках среднего образования в РФ.
С первого класса прослеживается настойчивое насаждение религиозной подоплёки в учебниках по литературе, истории, иностранному языку. А ведь официально в нашей стране церковь отделена от государства, в том числе и от школы. Вместе с этим дореволюционная жизнь в России преподносится как период благоденствия. А уж монархическое правление показывают, как исторически единственно верное и всячески превозносят. Не объясняя, что общество тогда было сословным.
В учебниках по литературе с трудом и не всегда найдёшь упоминания о таких писателях как А.Н. Радищев, Н.Г. Чер...ЕщёШТАМПУЮТ НЕ ПОМНЯЩИХ РОДСТВА ИВАНОВ
Если у вас в семье дети школьного возраста, то занимаясь с ними, вы повторно проходите школьное обучение. Давно усвоенные основы классической литературы, истории, искусства и ещё много чего, делающего человека человеком и патриотом. А в процессе этого с удивлением обнаруживаете своеобразный, мягко говоря, нынешний подход к воспитанию патриотизма у наших детей в рамках среднего образования в РФ.
С первого класса прослеживается настойчивое насаждение религиозной подоплёки в учебниках по литературе, истории, иностранному языку. А ведь официально в нашей стране церковь отделена от государства, в том числе и от школы. Вместе с этим дореволюционная жизнь в России преподносится как период благоденствия. А уж монархическое правление показывают, как исторически единственно верное и всячески превозносят. Не объясняя, что общество тогда было сословным.
В учебниках по литературе с трудом и не всегда найдёшь упоминания о таких писателях как А.Н. Радищев, Н.Г. Чернышевский, А.И. Герцен, А.М. Горький, В.В. Маяковский, А.А. Фадеев, М.А. Шолохов, А.П. Гайдар и другие из той же плеяды. А из тех, кого упоминают, – А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.А. Некрасов, – начисто выхолощены произведения, критически оценивающие общество того времени. Поскольку они актуальны и для сегодняшнего общества –якобы отмененная цензура не дремлет. Вместе с тем у наших детей пытаются вызвать сочувствие к белоэмигрантской слезливой грусти по берёзкам с их тоской по барской России.
За девять лет неполного школьного обучения ни разу не становится предметом внимания период советского строя в нашей стране. К 15 годам наши дети не знают о декабристах, народовольцах, о революциях 1905 и 1917 годов, о Гражданской войне, о становлении Советского государства и его достижениях.
О Великой Отечественной войне вспоминают на классном часе накануне Дня Победы 9 мая. Произносят при этом нейтральные речи, общие и формальные слова, которые не доходят до сознания детей. Нет нигде упоминания о коммунистах, о руководящей роли ВКП(б), приведшей к Великой Победе в 1945 году. Не упоминаются комсомольцы, пионеры-герои, их бессмертные подвиги, как и идеологическая суть Великой Отечественной войны. Ничего о советском Красном знамени, ради спасения которого люди жертвовали своими жизнями, водружая его в условиях фашистской оккупации.
А если и дома в семье не придают этому особого значения, так как и родители учились по программам, написанным в 90-е годы, то имеем что имеем. Многие школьники Кировского района, где проходила передовая линия обороны блокадного Ленинграда и где большинство улиц носят имена героев-защитников города Ленина, плохо знают или вообще не знают об этом подвиге.
Понятно, конечно, что в наше время не ставится властью задачи воспитывать на примере настоящего советского человека. Уж слишком неказистой на его фоне представляется фигура современного обывателя – потребителя, воспитанного последними десятилетиями капитализма.
К пятнадцати годам у подростка в современном российском обществе не сформирован тот мощный фундамент, на котором только и может крепко стоять человек – патриот. Ему не на что опереться в своей любви к Родине, видя то, чем живет сегодняшняя Россия, а недавнего советского прошлого он не знает. У советского человека такой фундамент был, и он определял совершаемые и во время войны, и в мирное время подвиги, равных которым не знала мировая история.
В последние годы тема качества российского образования не покидает эфир радио и телевидения, всякие совещания и форумы разного уровня. Откровенно высказываются представители высшей, средней и профессионально-технической школ. И вывод такой: качество образования в РФ, мягко говоря, очень невысокое. Например, декан высшей школы театрального искусства МГУ Виталий Третьяков в прямом эфире на TВ-канале Россия-1 в программе «60 минут» 23 марта 2024 года заявил: «Российское образование угроблено с помощью болонской системы». Надо добавить к этому: и усилиями чиновников министерства
Наиболее громко и откровенно эта тема зазвучала после 24 февраля 2022 года - с началом СВО - в тесной связке с направлением патриотического воспитания наших детей, да и не только детей. Тогда, когда технические, экономические, идеологические и тому подобные проблемы повылезали из всех щелей нашей, теперь уже капиталистической страны.
Считается, что в Российской Федерации сейчас работает новое правительство. Принимаются новые программы на перспективу до 2030 и даже 2036-го года. В том числе обещают большие перемены в образовании. Уже принято решение о создании единого учебника истории, обещаны перемены в преподавании литературы. Но есть большие сомнения, что случатся действительные изменения в системе штамповки Иванов, не помнящих родства. Потому что в любом новом правительстве РФ старые, проверенные «лихими» девяностыми люди.
Татьяна ГНУТОВА,
жительница Кировского района Ленинграда, нынешнего СПб
ТР №8 за 2024 год
(https://xn--j1akbb.xn--p1acf/2024/08/31/%D1%88%D1%8...Ещёобразования России.
Наиболее громко и откровенно эта тема зазвучала после 24 февраля 2022 года - с началом СВО - в тесной связке с направлением патриотического воспитания наших детей, да и не только детей. Тогда, когда технические, экономические, идеологические и тому подобные проблемы повылезали из всех щелей нашей, теперь уже капиталистической страны.
Считается, что в Российской Федерации сейчас работает новое правительство. Принимаются новые программы на перспективу до 2030 и даже 2036-го года. В том числе обещают большие перемены в образовании. Уже принято решение о создании единого учебника истории, обещаны перемены в преподавании литературы. Но есть большие сомнения, что случатся действительные изменения в системе штамповки Иванов, не помнящих родства. Потому что в любом новом правительстве РФ старые, проверенные «лихими» девяностыми люди.
Татьяна ГНУТОВА,
жительница Кировского района Ленинграда, нынешнего СПб
ТР №8 за 2024 год
(https://xn--j1akbb.xn--p1acf/2024/08/31/%D1%88%D1%82%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D1%83%D1%8E%D1%82-%D0%BD%D0%B5-%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BD%D1%8F%D1%89%D0%B8%D1%85-%D1%80%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0-%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2/)
До 1995г. Проживал в г. Бухаре..