Первая месть, говорится в "Повести временных лет", совершилась так: пришли лучшие мужи древлян свататься к Ольге, а та велела нести их в ладье. Якобы ради того, чтобы оказать им честь. А на самом деле гостей несли к смерти - на дворе уже была вырыта яма, куда их и сбросили.
Вторая месть была еще коварнее. Опять явились в Киев лучшие мужи Деревской земли. Отправила их Ольга мыться в баню, а сама заперла их. Баню сожгли вместе с послами.
Третью месть Ольга совершила на тризне, устроенной в честь погибшего Игоря. Снова к ней приходят лучшие древлянские мужи - из тех, что еще уцелели. И снова она их обманывает. Когда все напились, древлян перерезали.
А четвертой местью стало уничтожение всей Деревской земли вместе с ее главным городом - Искоростенем. Столицу долго не удавалось взять штурмом, поэтому была применена хитрость. Древлянам пообещали снятие осады за малую дань - по голубю и во три воробья с каждого двора. Когда птиц принесли, Ольга велела привязать к их хвостам трут и поджечь. Горящее крылатое воинство понеслось обратно в город, к своим дворам. В результате Искоростень полностью сгорел.
Все это хрестоматийная история, которая сопровождает любую биографию княгини Ольги. Взята она из "Повести временных лет". И все бы ничего, но историки считают, что ни слова истины в ней нет. За исключением того, что некая расправа над древлянами все-таки произошла. Но точно не такими способами, которые описаны выше.
Почему они так в этом уверены? Причины веские.
Нет смысла разбирать правдоподобность всего описанного. Нет смысла удивляться глупости древлян, раз за разом присылающих на заклание лучших мужей. Перед нами не хроника, перед нами сказка. А точнее - фольклор.
Все три первые мести - это просто вариации на тему погребальных обрядов, которые приняты были тогда у наших предков. Знатных русичей хоронили в ладьях, это не раз описано. Сожжение тел - было широко распространено. А уж жертва на тризне и подавно в древности была излюбленным делом.
В предании об Ольге эти обычаи были тщательно воспроизведены и превращены в связную историю. Хотя связность тут весьма относительна, конечно.
Что касается четвертой мести - военного похода и сожжения Искоростеня, то сюжет про птиц, несущих огонь, широко известен. Он встречается в ряде скандинавских саг. Снорри Стурлуссон повествует, что именно так был взят один сицилийский город конунгом Харальдом. А Саксон Грамматик записал такую же историю про конунга Хаддинга. Скорее всего, это бродячий сюжет со сказочным оттенком, который многократно пересказывался.
В итоге все описание четырехкратной мести княгини Ольги является чистым фольклором. Как княгиня на самом деле отомстила, мы не знаем. Впрочем, так ли уж это важно?
Подпишитесь на группу, это поможет ее развитию! А мы уже готовим для вас новые интересные заметки!
Комментарии 10