Уральск
История монастыря
Свято - Никольский мужской монастырь г. Уральск·4 авг 2018
Первое упоминание в современных СМИ о монастыре сделано Владимиром Кутищевым – краеведом, историком по профессии – при подготовке материалов, которых он опирался на различные источники, в том числе архивные материалы и рассказы старожилов, среди которых предположения и истории, переданные из уст в уста, некоторые до сих пор хранят неразгаданные тайны.
История православия на уральской земле полна замечательных, порою мрачных и трагических фактов. В ней, как в зеркале, отразилась религиозная жизнь всей Российской Империи. Как памятные вехи тех дней стоят каменные церкви. Они уцелели, несмотря на варварство безбожных властей, стремившихся построить новое общество – со своими «храмами» и своим пантеоном «святых», имеющее целью вытравить историческую и народную память.
21 сентября 1858 года перестала существовать самая авторитетная старообрядческая часовня на земле уральских казаков. Часовня Сергиевского монастыря была освящена в единоверческую церковь во имя Николая Мирликийского. Освящение произвел священник Уральской единоверческой Успенско-Богородицкой церкви о. Савва Севрюгин.
Этому событию предшествовало добровольное желание сергиевских старцев отойти, как тогда говорили, от раскола и присоединиться к официальной Церкви. Монастырь по своему толку был беспоповский.
Поначалу епископ Оренбургский и Уфимский Антоний, оренбургская и уральская администрации желали организовать на базе раскольничего монастыря новый единоверческий. Однако удаленность от Уральска, а также нежелание семи старцев из числа монастырской братии принять единоверие, побудило желание организовать новое место для монастыря. Власти опасались, что вдали от контроля атаманом и войсковой канцелярией может произойти обратный отход в раскол.
Еще в 1859 году наказной атаман Уральского казачьего войска Столыпин А.Д. выходил с ходатайством в Оренбург о переселении на Сутягин остров монахов Сергиевского монастыря и Бударинского скита, организовав для них общую обитель. Однако, дело затянулось, а Столыпин 8 апреля 1862 года отбыл из Уральска к новому месту службы.
Воистину громом среди ясного неба для епископа Оренбургского и Уральского Варлаама, сменившего на оренбургской кафедре епископа Антония, стало известие из Уральска от вышеупомянутого священника Саввы Севрюгина. В своем рапорте епископу от 26 июля 1862 года тот сообщал, что отставной уральский казак и 2-й гильдии самарский купец Илларион(Ларион) Аржанов написал духовное завещание о передаче в полное распоряжение причту уральской Успенско-Богородицкой церкви построенного им на Сутягином острове в 14 километрах от Уральска монастыря и в нем церкви. При этом священник упомянул, что Аржанов строил монастырь по разрешению атамана Столыпина и потратил на строительство 8000 рублей серебром. По его мнению, поступок Аржанова поможет искоренению раскола.
По замыслам Аржанова, на Сутягин остров, при посредничестве священника Севрюгина и под его надзор, можно было бы переселить монахов из Сергиевского монастыря. С одной стороны, очень достойный поступок Аржанова, а с другой, Священным Синодом и Оренбургской консисторией в нем отмечена незаконность. По мнению Синода, монастырь должен был строиться только с его разрешения. Сомнений в необходимости принятия такого подарка и организации монастыря добавил новый Уральский атаман – Дандевиль В.Д. в 1862 году. Он полагал, что устройство здесь монастыря можно разрешить, только если он сам будет себя содержать или кем-то на это будут сделаны большие пожертвования. Также атаман полагал, что заселять новый монастырь нужно иноками из лиц, не принадлежащих казачьему сословию и уроженцами из других мест России. Если же переселить под Уральск вновь обращенных в единоверие монахов Сергиевского монастыря, оставив их без финансовой и иной помощи, как на прежнем месте, то еще неокрепшие в своем уверовании старцы, находясь в материальной зависимости и близости к раскольникам Уральска, могут опять переметнуться в раскол. Атаман считал, что переселение в новый монастырь монахов войскового сословия принесет только вред православию, поскольку в Сергиевском монастыре они показали себя, как «не отличающиеся безукоризненной нравственностью и примерной жизнью». Их жизнь здесь, их только внешнее соблюдение единоверия будет вызывать насмешки раскольников, что, безусловно, будет принижать авторитет правящей церкви в глазах местного населения.
Продолжая свою мысль о нежелательности переселения сергиевцев в своем письме епископу 26 октября 1862 года, он просил разрешить принять постройки монастыря, но без непременного условия переселения в них монашествующих из других уральских монастырей и скитов.
Пока шла переписка, по поручению епископа уральская канцелярия провела с помощью депутатов оценку строений и обеспечила их охрану, Илларион Аржанов к 1864 году стал уже самарским первой гильдии купцом. Дело заморозилось еще на два года.
27 августа 1866 года, по Высочайшему соизволению, был все же разрешен переезд иноков из Сергиевского монастыря на Сутягин остров, он произошел в ноябре того же года. Примерно в это же время казак-купец Аржанов положил в банк 11200 руб-лей, проценты от которых должны были идти на содержание монастыря.
Что же представляло из себя место, названное Сутягиным островом? «В 12 или 14 верстах от Уральска к северо-западу есть небольшой возвышенный полуостров, расположенный на правом берегу Деркула, правого притока Чагана, впадающего в Урал подле самого города. Этот полуостров представляет собой вид покатого к западу бугра и окружен почти со всех сторон озером, по берегам которого расположены сады Мизинова, Хорошхиной, Акутина, Маркова и других владельцев из лиц войскового сословия. (Если бы не было небольшой насыпи, ведущей от моста через р. Деркул к монастырскому подъему, то этот бугор можно было бы назвать островом)».
Первым настоятелем стал бывший настоятель из Сергиевского монастыря иеромонах Тарасий. Он родился в 1788 году в крестьянской семье под Екатеринбургом, подстрижен в монахи в 1823 году в Иргизском Спасо-Преображенском монастыре. В 1830 году присоединился из раскола к единоверию, в 1853 году рукоположен в иеромонаха, в Сергиевский монастырь перемещен в 1859 году. Современники говорили, что «это был человек суровый, отличавшийся строгостью к себе и к другим. За свою ревность по монастырской жизни он был удостоен Высочайшей награды – золотого наперстного креста.
Поскольку земля вокруг монастыря являлась общественной собственностью Уральского казачьего войска, вести на ней какую-то хозяйственную деятельность могли только лица войскового (казачьего) сословия. Дабы дать возможность монастырю самостоятельно зарабатывать на собственное содержание, уральская администрация позволила выделить землю подле монастыря под устройство сада. Площадь монастыря составляла одну десятину, а сад занимал семь.
Главный двухглавый храм во имя Святителя Николая, построенный еще Аржановым, был освящен в 1866 году благочинным градо-Уральских единоверческих церквей протоиереем Михайло-Архангельского собора Кориным Иоанном Сергеевичем. Территория монастыря составляла приблизительно 60 сажен с запада на восток и 40 сажен с севера на юг. Здесь на 1878 год находились, кроме упомянутой церкви, келарня (монастырский склад), помещения для настоятеля и братии – деревянные четыре корпуса и две кельи, странноприимный дом, состоящий из пяти комнат и общего зала. В комнатах стояли по две деревянные кровати без тюфяков и подушек, стены украшены литографиями на темы церковной жизни. Сам монастырь окружала каменная ограда.
Поначалу монастырь, как и мечтал Аржанов, находился в ведении священника Саввы Севрюгина, по мере укрепления монастыря он перешел в полное распоряжение настоятеля.
В 1871 году под именем Иоанникий был подстрижен в монахи протоиерей Гурьевского Николаевского собора Донсков Иаков Петрович. В том же году, 17 октября, он был рукоположен в сан игумна и определен настоятелем монастыря. В 1874 году возведен в сан архимандрита.
Кроме основной существовала трапезная церковь, тоже во имя Святителя Николая.
Главный монастырский храм сгорел во время пожара в 1890 году. Из огня смогли вынести антиминс и разместили его в трапезной церкви. Как бы то ни было, но монастырь остался без главного храма.
Инициатором новой стройки в монастыре стал старичок, некий Василий Иванович Махонин. Он жил в лачуге на южном склоне монастырского косогора не один десяток лет и был весьма уважаем за нравственную чистоту. О прошлом старца известно, что он «был солдатом (в стрелках Императорской фамилии), был торговцем, снимал «сады», едва не попав в плен к кокандцам, напавшим на караван; при этом нападении весь изранен и, во время защиты, дал обет посвятить свою жизнь на богоугодные дела». Авторитет среди уральских богомольцев Василий Иванович заработал открытием старинных пещер.
Как-то раз он задумал сделать зимнее помещение для пчел и стал из своей лачуги врываться в склон косогора и «открыл целый ряд пещер прекрасно отделанных; с двумя длинными коридорами и глубокими боковыми нишами, в которых (у некоторых) были сделаны особые выступы, по-видимому, служившие кроватями. В глубине каждой такой ниши на высоте груди взрослого человека, сделаны довольно глубокие ниши, на кои, по всей вероятности, ставились иконы и лампады. Это мы имеем право заключить из того, что в некоторых таких нишах найдены были медные небольшой величины образа». Кроме этого, были найдены вериги в виде свинцовых крестов, соединенных цепями с наплечниками. Весили около пуда. Епископ Оренбургский и Уральский Макарий неоднократно осматривал пещеры, его доброе отношение к Василию Ивановичу еще больше увеличило авторитет последнего перед уральцами.
История монастыря, изображение №1
Заручившись благословением епископа Макария и разрешением на строительство у войскового хозяйственного правления, Василий Иванович обратился к населению с просьбой о помощи в сборе пожертвований.
Строительство нового храма началось на месте, где некогда жил Василий Иванович.
Во время строительства коренными уральцами вспомнились изустные предания о том, что: «На этом-то острове, издавна жили старцы, которые в зимнее время выходили на дорогу из Уральска в Самару и просили подаяние. Летом проезжавшие не встречали старцев… они обходились той растительной пищей, которая в обилии была на острове, а также рыбною ловлею». Современники строительства предполагали, что те стародавние старцы поселились здесь, бежав «от новшеств так называемой Никоновской ереси», т.е. задолго до разгрома Иргизского старообрядчества.
Средств было собрано более чем достаточное количество, что позволило возвести каменную двухэтажную церковь. Начало строительному капиталу было положено несколько раньше. «Богатый Уральский казак, Иван Васильевич Хохлачев (к началу строительства уже умерший – В.К.),… пожертвовал 15000 руб. сер. на построение вновь предполагаемого каменного храма и колокол в 182 пуда 12 ф.».
Верхний единоверческий храм во имя Святой Троицы, а нижний, православный – во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Оба имеют свои трапезные. В проекте верхней церкви предусмотрели помещение для проживания Василия Ивановича, поскольку при строительстве его жилище разрушили. Подрядчиком строительства был известный в Уральске купец Ф.И. Макаров. По мнению обывателей, строительство он произвел по себестоимости выполненых работ и материалов.
14 сентября 1893 года, в день Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, состоялось поднятие крестов на купола храма. При этом присутствовали наказной атаман с супругой, вице-губернатор, атаман 1-го отдела Уральского казачьего войска, старший член войскового хозяйственного правления и другие чиновники.
Окончательно храмы обустроены и освящены в 1894 году. Примерно в это же время старец Василий Иванович Махонин подстрижен в схимомонахи с именем Виссарион.
Церковную школу при верхнем Свято-Троицком храме открыли в 1897 году, учительствовал в ней монастырский послушник Сараев Иван Васильевич.
29 декабря 1898 года на монастырском кладбище был погребен блестящий уральский офицер и военный писатель генерал-лейтенант Михаил Павлович Хорошхин. Погребен неподалеку от скончавшейся в 1896 году матери. По прошествии более чем десяти лет, здесь же упокоился атаман 2-го отдела Уральского казачьего войска генерал-майор Иван Павлович Хорошхин, убитый 4 июня 1908 года. Иван Павлович был председателем комиссии по завершению строительства храма Христа Спасителя в Уральске. Благодаря генералу долгострой был завершен. Храм по сей день радует своей красотой, являясь памятью – одному из многих своих строителей. Надгробный камень Ивану Павловичу, единственно сохранившийся от монастырского кладбища, лежит одиноко в траве на краю бывшего монастырского двора.
В 1904 году купцами Кириллом Рассохиным и Петром Сафроновым построена на собственные средства отдельно стоящая каменная колокольня. Находилась она в семи саженях от двухэтажной церкви.
На содержание причта монастырских церквей ежегодно отпускалось 440 рублей из капитала Уральского казачьего войска.
Богослужебных книг в монастыре имелось два круга, один – для единоверцев, другой – для православных.
Последним известным настоятелем монастыря был игумен Антоний. Он происходил из семьи священно-служителей. Учился в Уфимской духовной семинарии, но курса обучения не окончил. 11 февраля 1892 года подстрижен в монахи Оренбургского Богодуховского монастыря, а 26 февраля рукоположен в иеромонахи. 1 мая 1896 года командирован в Уральский монастырь для служения в нижнем православном храме, а с 21 августа назначен управляющим монастырем. 24 апреля 1902 года за ревностное исполнение настоятельских обязанностей награжден Наперсным крестом. 2 июня 1907 года утвержден настоятелем, а 29 июня возведен в сан игумена. Скончался 28 декабря 1918 года в возрасте семидесяти девяти лет.
Во время Гражданской войны монастырь неоднократно бывал в руках то у одной, то у другой противоборствующей стороны, так как его господствующее положение над местностью обеспечивало с колокольни и церкви прекрасное наблюдение. По сей день вокруг можно в изобилии найти картечные стаканы, саму картечь, множество гильз и пуль. В июне 1918 года, во время второго наступления красных войск на Уральск, в церкви монастыря были отпеты жертвы боевых действий из казачьего войска. Это казаки Ново-Деркульского поселка Горбунов Петр Евсигнеевич, Круглов Назарий Федосеевич и казак Ветелкинского хутора Протопопов Яков Исаакович.
В 1923 году в монастыре уже новые хозяева. Там разместилась «Сельскохозяйственная колония инвалидов имени Парижской Коммуны». Новопоселенцы разрешили остаться двум старым монастырским жителям, куда делись остальные – неизвестно. Как ни старалась газета «Красный Урал» описать хорошее житье-бытье колонии, но даже сквозь оптимистические, даже бравурные ноты повествования корреспондента прослушиваются бесхозяйственность и безалаберность новых хозяев по сравнению с прежними. В слова бывшего монастырского послушника Бубнова Николая Петровича, прожившего в монастыре 17 лет, он вложил всю неприязнь к бесхозяйственности. Сам монастырский столяр, он остался в колонии. «Мне везде хорошо – работа была бы. Хозяйство только жалко, коли так работать – все прахом пойдет! А ведь по новому норовите…»
С 1926 года в стенах монастыря расположился туберкулезный санаторий, переехавший сюда из поселка Подстепного.
В народном музее «Старый Уральскъ» хранится фотоальбом санатория, выполненный руками сотрудников, а может быть, пациентов. На лицевой стороне обложки приклеена фотография рисунка, на котором изображен вид санатория в 1947 году. Рисунок выполнен непрофессиональным художником, но достаточно правильно отображает вид бывших монастырских построек с южной стороны.
В настоящее время здесь также борются с туберкулезом, но если большая часть оставшихся монастырских строений используется песоналом для лечения, включая колокольню, то двухэтажная церковь стоит заброшенная и постепенно разрушается. В последние годы советской власти в ней находился клуб, но сейчас необходимость в нем отпала.
Ничего не осталось от большого сада. Монастырское кладбище еще до Отечественной войны превратили в парк со спортивными площадками. На самом видном месте здесь стояла до поры белоснежная статуя Сталина.
Казалось бы, все – исчез из людской памяти монастырь! Однако сотрудники санатория говорят, что нередко неизвестные люди приходят и просят разрешения зайти внутрь территории. Придя, они молятся на здание церкви и на места, где находились кладбищенские могилы. Причем часто молящиеся приезжают сюда не из Уральска и области, а издалека, из России, а может быть, и подалее.
Смотрите фильм в следующей публикации... https://dzen.ru/video/watch/67379be0ba5bf540dda8360d
https://disk.yandex.ru/i/eUOSQL7KMAPL-A
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев