История о первых героях наземных таранов ВОВ
Раним утром 22 июня 1941 года летчики Военно-Воздушных Сил Красной Армии сошлись в смертельной схватке с имевшим боевой опыт войны в Европе и превосходившим в скорости, маневре и огневых возможностях воздушным противником.
А с учетом катастрофически большим количеством уничтоженных наших самолетов на аэродромах базирования, то противостоять немцам в воздухе было невероятно сложно.
И все же советские летчики дрались ожесточенно, до последнего снаряда, патрона и бомбы, до последнего мига своих жизней, очень часто решаясь на последний, не прописанный в боевых уставах, прием — воздушный и наземный тараны фашистских самолетов и наземных целей.
Но если о воздушных таранах, даже совершенных в трагические первые дни Великой Отечественной войны, достаточно много информации со ссылками на журналы боевых действий, свидетельства однополчан, зачастую наземных наших войск и местных жителей, наблюдавших за воздушными боями, а бывало и оказывавших помощь или хоронивших погибших летчиков, то сложнее с информацией о таранах наземных целей немецко-фашистских захватчиков.
И это объективно понятно: ибо очень сложно понять такую тонкую грань: подбитый, часто уже горевший, поэтому наземные тараны чаще называют огненными, самолет упал на скопление войск и техники противника, или был направлен на врага мужественными летчиками, принявшими осознанное решение нанести врагу максимальный урон даже ценой собственных жизней.
Поэтому встречаются мнения, что дескать этого тарана не было, а тот ставится под сомнение…
А могут ответить такие исследователи на вопрос: пусть даже в определенных случаях подбитый самолет, будучи по причине повреждения неуправляемым, шел неумолимо к земле, то почему летчики не покидали его, пытаясь спастись?
Значит, ими владела жгучая ненависть к врагу, и они осознанно шли на самопожертвование.
Уверен, все они: и совершившие тараны, и не совершившие — проявили себя истинными патриотами, вставшими на защиту Отечества, и в большинстве пожертвовавшими своими жизнями. Очень жаль, что далеко не все из них были отмечены наградами, и о не обо всех сохраняется, как ни прискорбно, память…
★ Старший лейтенант Петр Степанович Чиркин (фото 1) был командиром авиационного звена 62-го истребительного авиационного полка, базировавшегося у деревни Лисятичи Львовской области. Боевые действия летчики полка начали с первых минут Великой Отечественной войны, и несмотря на потери, сражались мужественно.
Петр Чиркин успел выполнить несколько боевых вылетов на разведку и штурмовку вражеских танковых и мотоколонн, в последнем его И-153 «Чайка» была подбита, и летчик, имея возможность покинуть самолет, направил свою боевую машину на колонну немецких танков.
Своим тараном Петр Чиркин нанес значительный урон противнику и задержал на некоторое время продвижение фашистов на данном участке фронта. Петр Степанович погиб героической смертью ради будущей Победы над сильным и жестким врагом, планировавшим истребление народов Советского Союза.
После Великой Отечественной войны в деревне Лисятичи был установлен обелиск в честь летчиков, отдавших свои жизни в первые дни воздушных боев.
Тогда, в период с 22 по 25 июня 1941 года 4 летчика 62-го истребительного авиационного полка погибли, а еще 10 числились, как не вернувшиеся с боевых заданий, и 26 июня, ввиду больших потерь, полк был отправлен на переформирование.
Одна из улиц деревни Лисятичи получила имя Петра Чиркина, совершившего огненный таран в первые часы начавшейся тогда Великой Отечественной войны.
Награды же Петр Чиркин не был удостоен, таковы реалии тех трагических, страшных и вместе с тем, героических. первых дней и месяцев войны.
★ Подвиг же экипажа бомбардировщика 33-го скоростного бомбардировочного полка старшего лейтенанта Григория Архиповича Храпая (фото 2) засвидетельствовали его однополчане.
Вспоминает Николай Лазуренко:
«24 июня девятка советских бомбардировщиков вылетела в район севернее Бродов. У небольшой реки летчики увидели скопление немецких бронетранспортеров, танков. Очевидно, противник хотел с ходу форсировать водную преграду, но болотистые берега не позволили двигаться дальше. Работали саперы, готовили переправу.
А самолеты нашей эскадрильи, приблизившись к реке, снизились и стали бомбить захватчиков. Тяжелые авиабомбы разбивали танки, поднимали фонтаны земли. Внизу — паника. Несколько танков вышли на сделанную гать, чтобы рвануть вперед.
В строю бомбардировщиков в это время загорелся самолет Григория Храпая.
И твердой рукой отважный летчик повел горящий самолет на выбранную цель. «Погибаю за счастье народа!» — передал по радио Храпай, когда его машина кометой падала на боевую технику врага».
Вторит ему и В. Ефремов:
«Нет уже с нами экипажа старшего лейтенанта Храпая. Под Бродами он направил свой подбитый самолет на мост через реку Шора, возле которого скопилось много фашистских машин. Вместе с летчиком погибли его боевые друзья штурман Филиппов стрелок-радист Тихомиров…»
В некоторых источниках находим информацию, что командир экипажа старший лейтенант Григорий Архипович Храпай был посмертно награжден орденом Красного Знамени. Достоверно же можно сказать, что на малой родине героя, в деревне Обтово Сумской области, одна из улиц была названа его именем.
Была…
Здесь, к горькому сожалению, ключевые слова: был установлен обелиск, была названа улица…
Ответ почему находим в следующей информации: летом 2023 года во Львовской области Украины демонтировали два советских памятника.
Об этом 29 июня 2023 года сообщил глава Львовской областной военной администрации Максим Козицкий:
«В Стрыйском районе демонтировали еще два монумента советской эпохи. На этот раз памятники лишились села Кавское и Лисятичи. Полностью освободить Львовскую область от маркеров советской пропаганды планируем до конца года», — написал он в Telegram.
Вот так герои той, народной и священной войны с фашизмом, умирают вторично… Обидно до глубины души.
«Наша память — гарантия мира в будущем. Забудем дорогу к храмам и памятникам той войны — ждите войны».
автор текста: Владимир Касьянов
Минская правда. 24.01.24
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев