Балалайка — это не просто символ русского народа и деревни, это душа и сердце нашей культуры. Однако, в последнее время этот традиционный инструмент стал редкостью и его звучания почти не слышно в городах, а в деревнях он вовсе исчез. Сейчас балалайку можно встретить, разве что, на стендах музея или как диковинный предмет домашней коллекции.
В Викуловском народном краеведческом музее этот музыкальный инструмент есть и не один, а целых три. Мы расскажем вам историю этих предметов и историю балалайки - инструмента который по праву носит название душа России.
Предмет (балалайка) о котором мы хотим вам рассказать выпущен в свет а 1956 году Ленинградской фабрикой музыкальных инструментов имени А. В. Луначарского. Цена балалайки по тем временам не копеечная, а 46 рублей. Эту информацию нам рассказывают этикетки сохранившиеся внутри корпуса балалайки. (Смотри фото 2 и 3)
В инвентарной книге музея есть запись о дате поступления предмета - февраль 1988 года. Дарителем предмета записан Белых А.К. житель села Викулово. Был ли этот человек хозяином этой балалайки или кем то другим, выяснить не удалось. Но, есть предположение, что этот музыкальный инструмент принадлежал одному хозяину, так как уж больно в хорошей сохранности он дошел до наших дней. Даже, все три струны на месте!
Еще один экспонат за долгие годы жизни значительно растерял свой первоначальный вид и выпущен он был гораздо раньше. Возможно, эта балалайка имеет в своем происхождении пометку «кустарное производство». Корпус и металлические детали этой балалайки имеют признаки, явно, ручной работы. (Смотри фото 5)
Третья балалайка тоже фабричная, но история ее бытования доподлинно не известна. Можно только предположить, что когда в 70-тые годы прошлого столетия активно собирался и пополнялся фонд Викуловского краеведческого музея, эта балалайка была передана сотрудниками Районного Дома культуры.
Когда в 30-е годы прошлого столетия, на базе Народного дома в селе Викулово был организован оркестр народных инструментов, балалаечников в этом оркестре было предостаточно. ( Смотри фото 5 ) Возможно, и эта балалайка тогда побывала в талантливых руках викуловских музыкантов-виртуозов.
А теперь расскажу, почему балалайка получила название «душа России».
У каждого народа есть свои музыкальные инструменты. У шотландцев волынка, у японцев это сямисэн, у туземцев барабаны, а у русских, конечно же, балалайка. В среде иностранцев стоек стереотип образа русского человека в шапке ушанке и с балалайкой. И на самом деле, этот трехструнный щипковый инструмент неотделим от России.
Сказать точно, когда появилась балалайка, никто не может. Есть мнение,что инструмент похожий на балалайку подарил русским купцам арабский путешественник Ахмад ибн Фадлан в 10 веке. Но описание этого предмета настолько расплывчато, что это могла быть лютня, домра или любой другой музыкальный инструмент со струнами.
Гораздо реалистичнее выглядит предположение, что балалайка — упрощенная домра и впервые упоминается в летописях 17 века. На них играли профессиональные скоморохи, пока их выступления не запретили. По настоянию служителей православной церкви скоморохов повелели «бить батогами», за исполнение «непристойных» песен. После чего горе-артисты исчезли с улиц царской Руси, а сложные домры, на которых они играли, упростили обычные люди: нужна же была музыка, чтобы петь и плясать.
Следующие 150 лет — золотой век балалайки. Трехструнный инструмент стал массовым, на нем играли в деревнях и городах. Были песни для свадьбы, для веселья, даже для драки наигрывались определенные мотивы. Частушки исполняли исключительно под балалайку, именно поэтому у них такой несложный мотив — чтобы любой смог подыграть.
У балалайки общий корень со словами «балагурить» и «балаболить», то есть говорить быстро без остановки. Что-что, а «балаболить» и балалаечники, и сама балалайка умеют от души. Может поэтому, балалайка крепче всего прижилась в народной, деревенской среде а высшие сословия стали воспринимать ее как нечто плебейское, примитивное и неинтересное. Считалось, что на ней можно бренчать — но не играть. Этот инструмент проигрывал роялям, арфам, домрам качеством звучания.
В 20 веке балалайка всё-таки попала на большую сцену, благодаря купцу Василию Андрееву. Несмотря на то, что балалаечников его ансамбля в газетах открыто называли «музыкальными клоунами», а журналисты призывали гнать их со сцены и не «потакать испохабленному народному вкусу», ценители народных мотивов продолжали скупать билеты на их редкие концерты. «Народу надо дать доступную музыку, музыку национальную, и балалайка, домра, гусли — именно такие исторические национальные инструменты» — с этими словами Василия Андреева связывают коренной перелом в отношении к русским народным инструментам. На Всемирной выставке в Париже балалайка в талантливых руках музыкантов ансамбля Андреева зазвучала в новом амплуа. С этого момента о русской балалайке узнал весь мир и она стала неотъемлемой частью образа русского человека.Балалайка стала олицетворением широкой, простой и веселой русской души.
Е. Чернякова экскурсовод Викуловского народного краеведческого музея имени А. В. Давыдова vk.com/@museum_vik-istoriya ...
#МузейВикулово #Краеведческиймузей #ИсторияВикулово
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев