Как елка из символа пьянства превратилась в атрибут семейного праздника
Начало хвойному украшательству города положил Петр I, переняв немецкую моду еще в 1699 году. В указе «О праздновании Нового года», царь повелел: «В честь Нового года учинить украшения из елей, детей забавлять, катать на санках с гор. По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять — на то других дней хватает!». Насчет пьянства и мордобоя потомки царю не вняли, но елочки как символ праздника ставить стали, хотя приживалось новшество тяжело.
После смерти Петра традицию долгое время блюли только питейные заведения. По еловым веткам или целым елкам - привязанным к колу, установленным на крышах или же воткнутым у ворот - узнавали кабаки:
У двери скрыпучей Красуется елка… За дверью той речи Не знают умолка. <…> К той елке зеленой Своротит детина… Как выпита чарка — Пропала кручина!
(Стихотворение «Кабак», М. Л. Михайлов, 1848 год)
Так и стали кабаки называть «елками» или «иванами елкиными»: «Пойдем-ка к елкину, для праздника выпьем»; «Видно, у ивана елкина была в гостях, что из стороны в сторону пошатываешься». Так весь диапазон осуждения алкогольной темы постепенно приобрел хвойный оттенок. «Поднять елку» обозначало пьянство, «идти под елку» или «елка упала, пойдем поднимать» - приглашение в кабак. Появилась поговорка: «Елка чище метлы дом подметает» (о возможности просадить все деньги в кабаке).
Возродилась елка как символ праздника (а не пьянства) в ХIХ веке. На Рождество 1828 года императрица Александра Федоровна устроила детскую елку в Аничковом дворце для своих детей, племянниц и детей некоторых придворных. В большой столовой на столах стояли елочки, украшенные конфетами, позолоченными орешками. Под ними лежали подарки — игрушки, безделушки, платьица.
Постепенно традиция украшать рождественскую елку распространилась в богатых семьях. В канун 1840 года в издававшейся Федором Булгариным газете «Северная пчела» появилась заметка о «прелестно убранных и изукрашенных фонариками, гирляндами, венками» елках.
В январе 1842 года жена Герцена описывает в письме подруге, как устраивалась елка для двухлетнего сына: “Весь декабрь я занималась приготовлением елки для Саши. Для него и для меня это было в первый раз: я более его радовалась ожиданиям”. В середине XIX века публичные елки стали устраивать в здании Благородного собрания в Охотном ряду (Дом Союзов). А уже в 1899 году в пособии для учителей и родителей было написано: «В настоящее время обычай зажигать на святках елку для детей все более и более распространяется по России. Редкая школа даже по деревням и редкий частный дом в городах не устраивает в это время для своих детей елки». #историяновогоднейелки
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
"Кремлевскую елку я посещала лет до 15, словом, пока это было возможно"
Кому-то в детстве нравились Новогодние ёлки, кому-то не очень - шумно, много народу, - но родители твердо знали: в зимние каникулы ребенок на новогоднее представление сходить должен. А уж если удавалось достать билеты на ёлку кремлевскую - это был высший пилотаж. Читательница "Московских историй
https://dzen.ru/moscowstories
" Ирина Иринич вспоминает о том, как это было 50 лет назад.
«Из "Националя" выселяли соответственно рангу — кого в высотки, кого в Бескудниково»
Воровать яблоки в Кремле, конфликтовать с Лениным, залезши на Царь-пушку, наблюдать бегущих через черный ход знаменитостей и ходить вместо картинной галереи в кондитерскую - смотреть на пирожные, такими картинками семейной истории поделилась читательница канала "Московские истории
https://dzen.ru/moscowstories
" Нина Богатырева. Это - одна из ее историй про "Националь".
Наряжать елку, водить вокруг нее хороводы и всячески умиляться по этому поводу - все это не одобрялось советской властью. Но, оказывается, ни в чем не повинный символ зимнего праздника подвергался остракизму и во второй половине XIX века. В то самое время, когда мода на разукрашенное дерево наконец-то захватила и Россию - после неудачной попытки внедрения иноземных веяний Петром I и забвения.
Учительница вызывала к столу читать Букварь, а я чувствовала, как от неё едой пахнет
Послевоенные годы на Преображенке вспоминает читательница "Московских историй" Зинаида Сидоренкова. Военные и послевоенные годы были трудные, голодные, даже в Москве. Мне больше запомнились послевоенные. Я во время войны всё-таки ходила в детский сад, голодная не была. Когда не посещала его, брат, он на 7 лет был старше, вез меня в садик на саночках за едой, которая мне была положена.
О послевоенных дворах рассказывает живший в то время в самом что ни на есть центре Москвы, в Оружейном переулке, 15, Исаак Глан. От тех дворов теперь не осталось и следа.
Самый плоский, самый длинный и разорванный - московские дома
«Разорванный» дом На Моховой улице стоят рядом два дома. Один всего в три окна шириной, другой повнушительнее. А номер у них один на двоих — 10. С чего бы?
" Михаила Б. У меня был друг, а у него - уникальный дед. Я знал его полжизни, он умер в середине 90-х. О деде можно книгу написать - 1917 год, гражданская война, базары, вокзалы. Молодой подмосковный паренёк попал на Павелецкий вокзал, а там работают в толпе агитаторы разных партий. Паренёк (этот дед) записался сразу в четыре: к эсерам, анархистам, в РСДРП(б) и ещё куда-то. Один — догадываетесь, какой? - билет ему пригодился, и он гордо шёл с ним по жизни.
" Михаил Б.: Родители моего отца жили на Нижне-Кисловском переулке (Нижний Кисловский), 5, кв. 29. Работали они в гараже Верховного Совета, который тогда располагался в Манеже. Многие годы бабушка была главным бухгалтером этой конторы. На первом снимке - сотрудники гаража перед воротами:
" Нина Суворова поделилась фотографиями из своего архива, а заодно - рассказом. Я родилась в августе 1941 года и до 20 лет, до 1962 года, жила на Таганке с родителями и братом, в Большом Факельном переулке, в двухэтажном доме № 3А. Оттуда, с нашего двора, многие фотографии из моего архива. Моя самая любимая фотография. Храню и берегу ее всю свою сознательную жизнь. Она года 1935-1936-го, то есть довоенная. Меня тогда ещё не было. На ней справа моя мама - такая молодая и красивая:
Остоженка, Дом под рюмкой: Тётка соседок не любила и звала за глаза "сумасшедшие старухи"
Рассказывает читательница "Московских историй" анна коренченко. Моя тетя с дочерью жила в коммуналке на Остоженке, тогда Метростроевской, - в так называемом "Доме под рюмкой". Точнее - в доме № 3, по 1-му Обыденскому переулку. Длинный коридор и множество комнат. По сохранившейся на потолке лепнине можно было предположить, что часть комнат ранее была одним большим залом или гостиной.
Риэлтор 90-х: Эту роскошную квартиру без кухни её дед получил как старый большевик
Читательница канала "Московские истории" анна коренченко в 1990-е годы, оставшись без работы, пошла в риэлторы. И с удивлением узнала, какое разнообразное жилье существует в ее родном городе - Москве.
Как букет императрицы превратился в любимые духи советских женщин «Красная Москва»
По запаху духов «Красная Москва» можно было безошибочно определить русскую, более того, советскую женщину. Но создателем аромата был француз, и предназначались духи для императрицы.
Нет комментариев