Береговая часть нашего Молчаново – это как село в селе. Здесь люди жили как бы обособленно от тех, кто жил на «горе», и про нас говорили: «Это рыбзаводские» или просто «Береговские». Народ здесь был предан матушке - Оби, она поила в прямом смысле этого слова, кормила, давала возможность зарабатывать деньги на жизнь. Ну а сама жизнь на брегах реки была очень нелёгкой - отдаленность от больницы, школы, администрации. Дороги не чистились от снега, осенью и весной грязь была непролазная, только тротуары, которые были положены по сторонам, хоть как-то скрашивали жизнь. В распутье Скорую вызвать было проблемой
А самая большая проблема у «береговских» - это ежегодные наводнения. Кто не жил в затопляемой зоне, тот счастливчик. А мы, жители прибрежных улиц, вкусили все прелести затопления сполна, так как Обь разливалась каждый год.
Весна в те годы приходила поздно. Сначала появлялись забереги, затем лёд приподнимался и все были в ожидании первой подвижки. Поскольку лёд был толстый, то часто случались заторы в тех местах, где на речке были изгибы. Это сейчас взрывают лёд, а в те далекие времена это не практиковалось. И первое наводнение было из-за ледяных заторов. На реке затор.... Лёг спать – улицы без воды, проснулся - вода, кругом вода... Сидишь себе дома, как кулик на болоте, одна радость – в школу идти не надо. Но как говорили старшие: «Заторная вода не страшная, пришла, напакостила и быстро ушла» .Прорвало затор и вода на «глазах» уходит с улиц, оставляя после себя кучу мусора.
Преодолев все сложные участки реки, лёд начинает свое движение, то убыстряясь, то замедляясь. Это было завораживающее зрелище. На ледоход, как на огонь, можно смотреть бесконечно. Казалось бы ледоход каждый год, ничего нового, но ты идешь и смотришь на это буйство природы. В те годы по реке несло очень много брёвен, очень много. Мужики с баграми тут как тут, не зевали, цепляли, тащили на берег, пилили на чурки, кололи дрова. Со всего Молчаново шли люди на речку. Шли неспешно по высокому тротуару с перилами. Наш тротуар – это местный бродвей, своего рода визитная карточка береговой зоны. На нем назначали свидания, встречи, прогуливались. Тротуар вёл к дебаркадеру и речному вокзалу.
Много людей собиралось на реке.
Когда ледоход шел в полную силу, то чего там только не несло: бревна (всегда поражало– откуда они брались?!), щепки, остатки сена. Обычно ледоход шел 3-4 дня.
За последними льдинами сразу шли баржи, следом летели стаи птиц с юга и...... приходил первый пароход, с огнями, музыкой. И сердце радостно билось, словно праздник какой.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 16
- х
Я тебе перешлю.
Новосибирскую ГЭС начали строить в год моего рождения-1950.
Была полностью принята в эксплуатацию в 1961-ом.Так что она не играла никакой роли в наводнениях.