Пт.13дек.24г|н•о•г|(30.11.ст.ст.)
* Седмица 25-я по Пятидесятнице (ев. чтения 28-й седмицы).Апостола Андрея Первозванного (ок. 62).
Свт. Фруме́нтия, архиеп. Индийского (Ефиопского) (ок. 380).
Сщмч. Иоанна Честнова пресвитера (1937).
Григориатской иконы Божией Матери (XV; Афон.)
Утр. – Мф., 9 зач., IV, 18–23. Лит. – 2 Сол., 277 зач., III, 6–18. Лк., 101 зач., XX, 19–26. Ап.: 1 Кор., 131 зач., IV, 9–16. Ин., 4 зач., I, 35–51.
Тропарь апостола Андрея Первозванного, глас 4:
Я́ко апо́столов первозва́нный/ и верхо́внаго су́щий брат,/ Влады́це всех, Андре́е, моли́ся,/ мир вселе́нней дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.
Кондак апостола Андрея Первозванного, глас 2:
Му́жества тезоимени́таго богоглаго́льника/ и Це́ркве возсле́дователя верхо́внаго,/ Петро́ва сро́дника восхва́лим,/ зане́ я́коже дре́вле сему́/ и ны́не нам воззва́:// прииди́те, обрето́хом Жела́емаго.
Господь предоставил апостолам идти по жизни в соответствии с логикой внутренней жизни существовавшего тогда мира. Ну разве мог мир спокойно встретить такое радикальное свидетельство о ценностях человеческой жизни, которое принесли апостолы? Разве могли патриции, утопавшие в роскоши на своих виллах, в теплых банях, услаждаемые грехом, понять, что им говорят апостолы? А философы, обладавшие надменным знанием и считавшие, что они достигли вершин мудрости? Кто их мог оспорить? Несчастные рыбаки с окраин империи?.. Да и израильский народ смущался от слов апостолов, от их проповеди о Воскресении, о любви ко всему миру, о том, что каждый человек вне зависимости от своей национальности, в том числе и принадлежности к народу избранному, является чадом Божиим и наследником обетований. Вот почему в другом месте апостол Павел и говорит, что проповедь, которую они несли миру, для одних – иудеев – была соблазном, а для других – эллинов – безумием (см.: 1 Кор. 1,23).
Пт.13дек.24г|н•о•г|
Богослужебные указания:
http://www.patriarchia.ru/bu/2024-12-13/print.html
Пт.13дек.24г|н•о•г|
ПРОПОВЕДЬ. О жизни по преданию:
2 Сол., 277 зач., III, 6–18. ~||~ Лк., 101 зач., XX, 19–26. Апостол пишет: «Завещаваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас». Здесь уже не в первый раз встречаем слово «предание». Недавно читали: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (2 Фес. 2, 15). Как видим, «предание», это — и устное, и письменное слово. А сегодня — еще об одном виде предания. Запретив поступать «бесчинно, а не по преданию», Апостол объясняет: «Ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас. Ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работали день и ночь, чтобы не обременить кого из вас».
И писаное слово, и устное, и личный пример, — все это и есть живое предание Церкви. Все это постепенно записывалось, обогащалось опытом жизни во Христе, и сохранялось для последующих поколений. Кто же вступает на путь пересмотра этих ценностей, тот вступает на опасный путь. Преподобный Дорофей в своей книге рассказывает, как некто сначала унижал всякого, и говорил: «Нет никого достойного, кроме Макария». Спустя немного, стал говорить: «что такое Макарий? Нет никого, кроме Василия и Григория». Но скоро начал осуждать и сих, говоря: что такое Василий? И что такое Григорий? Нет никого, кроме Петра и Павла«. Я сказал ему: „поистине, брат, ты скоро и их станешь уничижать“. И, поверьте мне, чрез несколько времени он начал говорить: „что такое Петр? И что такое Павел? Никто ничего не значит, кроме Святой Троицы“. Наконец, возгордился он и против Самого Бога и, таким образом, лишился ума».
Чтобы этого избежать, в Церкви существует обычай: не дожидаясь, пока человек дойдет до полной погибели, отлучать его на время от церковного общения. Так и Апостол, напомнив Фессалоникийцам правый путь, одновременно предлагает и «удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию». И речь здесь даже не о нарушения важнейших догматов церкви. Речь идет о заповеди, чтобы верные, «работая в безмолвии, ели свой хлеб». «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь». А некоторые упорно «ничего не делают, а суетятся».
Апостол подчеркивает, что ограничение церковного общения имеет врачующий характер. «Если же кто не послушает слова вашего в сем послании, того имейте на замечании, и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его; но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата». Господь тоже отлучил от Себя Своих предателей: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков, и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья. И вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Сказываю же вам, что вы не увидите Меня». Но и это отлучение тоже не навечно: дверь покаяния откроется для того, кто придет в себя и воскликнет: «Благословен грядый во имя Господне»!
Лишение, это тоже способ научения, тоже сохраненный церковным преданием. Иной — сразу и навсегда должным образом оценит то, что ему дано, а иной — только когда этого лишится. И для иного необходимо на время лишиться церковного общения, чтобы понять, что нет ничего драгоценнее, чем быть и со Христом, под Его крыльями, и — со всеми Его птенцами, со всеми христианами от самого Рождества Христова и даже от самого сотворения мира, со всеми, кто послан был к нам «во имя Господне», и привел нас к Нему.
НОВЫЙ ЗАВЕТ
Пт.13дек.24г|н•о•г|
Второе послание к Фессалоникийцам:
Цѣ́рковнославянский (рус):
Повелѣвáемъ же вáмъ, брáтiе, о и́мени Гóспода нáшего Иисýса Христá, отлучáтися вáмъ от вся́каго брáта безчи́нно ходя́ща, а не по предáнiю, éже прiя́ша от нáсъ: сáми бо вѣ́сте, кáко лѣ́по éсть вáмъ подóбитися нáмъ: я́ко не безчи́нновахомъ у вáсъ, нижé тýне хлѣ́бъ ядóхомъ у когó, но въ трудѣ́ и пóдвизѣ, нóщь и дéнь дѣ́лающе, да не отягчи́мъ никогóже от вáсъ: не я́ко не и́мамы влáсти, но да себé о́бразъ дáмы вáмъ, во éже уподóбитися нáмъ. И́бо егдá бѣ́хомъ у вáсъ, сié завѣщавáхомъ вáмъ: я́ко áще ктó не хóщетъ дѣ́лати нижé да я́стъ. Слы́шимъ бо нѣ́кiя безчи́нно ходя́щыя у вáсъ, ничтóже дѣ́лающыя, но лукáвно обходя́щыя: таковы́мъ запрещáемъ и мóлимъ о Гóсподѣ нáшемъ Иисýсѣ Христѣ́, да съ безмóлвiемъ дѣ́лающе, свóй хлѣ́бъ ядя́тъ. Вы́ же, брáтiе, не стужáйте, дóброе творя́ще. А́ще же ктó не послýшаетъ словесé нáшего послáнiемъ, сегó назнáменуйте и не примѣшáйтеся емý, да посрами́тся: и не áки врагá имѣ́йте егó, но наказýйте я́коже брáта. Сáмъ же Госпóдь ми́ра да дáстъ вáмъ ми́ръ всегдá во вся́цѣмъ о́бразѣ: Госпóдь со всѣ́ми вáми. Цѣловáнiе моéю рукóю пáвлею, éже éсть знáменiе во вся́цѣмъ послáнiи, си́це пишý: благодáть Гóспода нáшего Иисýса Христá со всѣ́ми вáми. Ами́нь.
Синодальный:
Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас, ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас, ни у кого не ели хлеба даром, но занимались трудом и работою ночь и день, чтобы не обременить кого из вас, – не потому, чтобы мы не имели власти, но чтобы себя самих дать вам в образец для подражания нам. Ибо когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб. Вы же, братия, не унывайте, делая добро. Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата. Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем. Господь со всеми вами! Приветствие моею рукою, Павловою, что служит знаком во всяком послании; пишу я так: благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь.
Пт.13дек.24г|н•о•г|
Евангелие от Луки:
Цѣ́рковнославянский (рус):
И взыскáша архiерéе и книжни́цы возложи́ти нáнь рýцѣ въ тóй чáсъ, и убоя́шася нарóда: разумѣ́ша бо, я́ко къ ни́мъ при́тчу сiю́ речé. И наблю́дше послáша лáятели, притворя́ющихъ себé прáведники бы́ти: да и́мутъ егó въ словеси́, во éже предáти егó начáлству и о́бласти игéмоновѣ. И вопроси́ша егó, глагóлюще: учи́телю, вѣ́мы, я́ко прáво глагóлеши и учи́ши, и не на лицá зри́ши, но вои́стинну пути́ Бóжiю учи́ши: достóитъ ли нáмъ кéсареви дáнь дая́ти, или́ ни́? Разумѣ́въ же и́хъ лукáвство, речé къ ни́мъ: чтó мя искушáете? покажи́те ми́ цáту: чíй и́мать о́бразъ и надписáнiе? Отвѣщáвше же рекóша: кéсаревъ. О́нъ же речé и́мъ: воздади́те ýбо, я́же кéсарева, кéсареви, и я́же Бóжiя, богови. И не могóша зазрѣ́ти глагóла егó предъ людьми́: и диви́шася о отвѣ́тѣ егó, и умолчáша.
Синодальный:
И искали в это время первосвященники и книжники, чтобы наложить на Него руки, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал Он эту притчу. И, наблюдая за Ним, подослали лукавых людей, которые, притворившись благочестивыми, уловили бы Его в каком-либо слове, чтобы предать Его начальству и власти правителя. И они спросили Его: Учитель! мы знаем, что Ты правдиво говоришь и учишь и не смотришь на лице, но истинно пути Божию учишь; позволительно ли нам давать подать кесарю, или нет? Он же, уразумев лукавство их, сказал им: что вы Меня искушаете? Покажите Мне динарий: чье на нем изображение и надпись? Они отвечали: кесаревы. Он сказал им: итак, отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И не могли уловить Его в слове перед народом, и, удивившись ответу Его, замолчали.
((
https://chat.whatsapp.com/H0O9k7BjVCNFxe8q9I5DF3. ))
Нет комментариев