Пт.29.11.24г.н.о.г.(16.11.ст.ст.)
* Седмица 23-я по Пятидесятнице (ев. чтения 26-й седмицы)*. Апостола и евангелиста Матфея (60).
Прав. Фулвиа́на, кн. Ефиопского, во Святом Крещении Матфея (I). Сщмч. Филуме́на Святогробца (1979).
Сщмч. Феодора Колерова пресвитера и с ним мчч. Анании Бойкова и Михаила Болдакова (1929); сщмчч. Иоанна Цветкова, Николая Троицкого, Виктора Воронова, Василия Соколова, Макария Соловьева и Михаила Абрамова пресвитеров, прмч. Пантелеимона Аржаных (1937); мч. Димитрия Спиридонова (1938).
Утр. – Ин., 67 зач., XXI, 15–25. Лит. – 1 Сол., 266 зач., II, 14–19. Лк., 82 зач., XVI, 15–18; XVII, 1–4. Ап.: 1 Кор., 131 зач., IV, 9–16. Мф., 30 зач., IX, 9–13.
Тропарь апостола и евангелиста Матфея, глас 3:
Апо́столе святы́й и евангели́сте Матфе́е,/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.
Или тропарь апостола и евангелиста Матфея, глас тот же:
Усе́рдно от мы́тницы к зва́вшему Влады́це Христу́,/ я́вльшуся на земли́ челове́ком за бла́гость,/ Тому́ после́довав, апо́стол избра́нный яви́лся еси́/ и благове́стник Ева́нгелия вселе́нней велегла́сен./ Сего́ ра́ди чтим честну́ю па́мять твою́, Матфе́е богоглаго́ливе,/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га,// да грехо́в оставле́ние пода́ст душа́м на́шим.
Кондак апостола и евангелиста Матфея, глас 4:
Мыта́рства и́го отве́рг,/ пра́вды и́гу притя́глся еси́/ и яви́лся еси́ купе́ц всеизря́днейший,/ бога́тство прине́с ю́же с высоты́ прему́дрость./ Отону́дуже пропове́дал еси́ и́стины сло́во/ и уны́лых воздви́гл еси́ ду́ши,// написа́в час Су́дный.
Тропарь, Сщмч. Филуме́ну Святогробеца (Хасапис), архимандрит, глас 3:
Де́монов победи́телю,/ те́мныя си́лы разори́телю,/ смире́нием унасле́довавый зе́млю,/ на Небесе́х ца́рствуеши;/ священному́чениче Филуме́не,/ моли́ Милосе́рдаго Бо́га на́шего // спасти́ ду́ши на́ша.
Кондак, Сщмч. Филуме́ну Святогробеца (Хасапис), архимандрит, глас 8:
Священному́чеников новосия́нную звезду́,/ у студенца́ возше́дшую Самаряны́ни/ и облиста́вшую Це́рковь Христо́ву/ целому́дрием и страда́нием,/ ны́не воспои́м, я́ко а́гнца, за ве́ру закла́ннаго,/ любо́вию вопию́ще:// ра́дуйся, блаже́нне Филуме́не.
Грех нередко является следствием особых страстей, которые человеку трудно побороть. А если страсти не обуревают, то по глупости, по окамененному нечувствию, как сказано в молитве, мы совершаем каждый день какие-то действия, которые не в полной мере соответствуют тому, чему мы научены, не в полной мере соответствуют нашим обязательствам пред Господом. Необходимо избегать этих повседневных грехов и грешков, из которых постепенно накапливается некая критическая масса, способная погубить человека, подобно тому как в горах накапливается критическая масса снега и в какой-то момент от малого сотрясения, от громко произнесенного слова внезапно обрушивается страшная лавина. Так и маленькие грешки, накапливаясь, создают некую критическую массу в нашей душе, и, к сожалению, нередко происходит «сошествие лавины» – в жизни происходит что-то такое, что является следствием наших грехов, нашей неправды и что воспринимается людьми, не потерявшими веру, как наказание Божие.
Пт.29.11.24г.н.о.г.
Богослужебные указания:
http://www.patriarchia.ru/bu/2024-11-29/print.html
Пт.29.11.24г.н.о.г.
ПРОПОВЕДЬ. О Боге и о сатане:
1 Сол., 266 зач., II, 14–19. ~||~ Лк., 82 зач., XVI, 15–18; XVII, 1–4. _Апостол Павел пишет к Фессалоникийцам: «Мы» «с большим желанием старались увидеть лице ваше». «И раз, и два хотели придти к вам; но воспрепятствовал нам сатана». Кажется, благочестивее было бы сказать: «но не было на то воли Божией». Но Апостол сказал то, что сказал.
Вспомним Ветхозаветную книгу Иова. В самом ее начале с удивлением видим, как Бог кротко, поучительными примерами из жизни, наставляет… сатану, как будто еще надеясь его спасти! «Обратил ли ты внимание, — говорит Он, — на раба Моего Иова? Человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла» (Иов.1,6—8). Сатана возразил: «Разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него» (Иов.1,10)? И тогда Бог предает Своего верного раба во власть сатаны, который лишает Иова имущества, детей, дома, а потом поражает «проказою лютою от подошвы ног его по самое темя его» (Иов.2,7—8). Жена сказала: «ты все еще тверд в непорочности своей! Похули Бога и умри». А он в ответ: «ты говоришь, как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого принимать не будем» (Иов.2,9—10)?
Но вот пришли друзья, «и возвысили голос свой, и зарыдали; и разодрали каждый верхнюю одежду свою, и бросили пыль над головами своими к небу. И сидели с ним на земле семь дней и семь ночей; и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико» (Иов.2,12—13). Наконец, открыл Иов уста свои и проклял день свой. И начал Иов, и сказал: «погибни день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: зачался человек! День тот да будет тьмою» (Иов.3,1—4). А друзья стали как бы защищать Бога. Стали утверждать, что, несомненно, Иов имеет тайные грехи, и ему надо покаяться, чтобы вернуть Божию милость. Иов упорно отказывался согласиться. Он, хотя самую перемену и принял, как Божию волю, но потом, изо дня в день ощущая всю несправедливость, всю беспощадную жестокость своей новой участи, отказался верить, что он и сейчас в Божиих руках. Совесть Иова протестует, и он наотрез отказывается назвать черное белым. Он не хочет уступить своей непорочности и благословить это бессмысленное и несправедливое мучительство.
В этом его правда, и неправда его друзей, что и засвидетельствовал, наконец, Сам Бог: «Горит гнев Мой на» вас «за то, что вы говорили о Мне не так верно, как раб Мой Иов» (Иов.42,7). Бог был рядом, и, снова связав сатану, вернул Иову благополучие. А Иов, в свою очередь, увидев пред собою Бога, забывает все, что пережил, и отрекается от всего, что говорил: «Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. Я слышал Тебя слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов.41,3—6).
И вот, спустя много веков, продолжая, наверное, вразумлять сатану (ведь любовь не имеет предела), Бог указал ему и на Апостола Павла. А в жизни Павла было еще более поучительного, чем в жизни Иова. Наверное, Бог в каких-то пределах дал власть сатане и над Павлом. Но, в отличие от Иова, который только стонет, Апостол, просвещенный Христом, ясно видит, где чьи дела. И он прямо и спокойно говорит: «но воспрепятствовал нам сатана». Он не смешивает благой плод терпения гонений с грехом самих гонителей, «которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся».
Так что все надо называть своими именами. И ужасно, когда люди, подобно друзьям Иова, пытаются быть адвокатами Бога, стараясь с точки зрения Божественной любви объяснить сатанинскую жестокость. Порой лучше помолчать и помолиться друг за друга, веря в неизбежную победу Господа Бога над всем царящим в мире злом.
НОВЫЙ ЗАВЕТ
Пт.29.11.24г.н.о.г.
Первое послание к Фессалоникийцам:
Цѣ́рковнославянский (рус):
Вы́ бо подóбницы бы́сте, брáтiе, цéрквамъ Бóжiимъ сýщымъ во Иудéи о Христѣ́ Иисýсѣ, занé тáяжде и вы́ пострадáсте от свои́хъ сплемéнникъ, я́коже и тíи от иудéй, уби́вшихъ и Гóспода Иисýса и егó прорóки, и нáсъ изгнáвшихъ, и Бóгу не угоди́вшихъ, и всѣ́мъ человѣ́комъ проти́вящихся, и возбраня́ющихъ нáмъ глагóлати язы́комъ, да спасýтся, во éже испóлнити и́мъ грѣхи́ своя́ всегдá: пости́же же на ни́хъ гнѣ́въ до концá. Мы́ же, брáтiе, осиротѣ́вше от вáсъ ко врéмени часá лицéмъ, а не сéрдцемъ, ли́шше тщáхомся лицé вáше ви́дѣти мнóгимъ желáнiемъ. Тѣ́мже хотѣ́хомъ прiити́ къ вáмъ, áзъ ýбо пáвелъ, еди́ною и двáжды: и возбрани́ нáмъ сатанá. Ктó бо нáмъ уповáнiе или́ рáдость или́ вѣнéцъ похвалéнiя? Не и вы́ ли предъ Гóсподемъ нáшимъ Иисýсъ Христóмъ вó пришéствiи егó?
Синодальный:
Ибо вы, братия, сделались подражателями церквам Божиим во Христе Иисусе, находящимся в Иудее, потому что и вы то же претерпели от своих единоплеменников, что и те от Иудеев, которые убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали, и Богу не угождают, и всем человекам противятся, которые препятствуют нам говорить язычникам, чтобы спаслись, и через это всегда наполняют меру грехов своих; но приближается на них гнев до конца. Мы же, братия, быв разлучены с вами на короткое время лицем, а не сердцем, тем с бо́льшим желанием старались увидеть лице ваше. И потому мы, я Павел, и раз и два хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана. Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его?
Пт.29.11.24г.н.о.г.
Евангелие от Луки:
Цѣ́рковнославянский (рус):
И рече́ и́мъ: вы́ есте́ оправда́юще себе́ предъ человѣ́ки, Бо́гъ же вѣ́сть сердца́ ва́ша: я́ко, е́же е́сть въ человѣ́цѣхъ высоко́, ме́рзость е́сть предъ Бо́гомъ. Зако́нъ и проро́цы до Иоа́нна: отто́лѣ ца́рствiе Бо́жiе благовѣству́ется, и вся́къ въ не́ ну́дится. Удо́бѣе же е́сть не́бу и земли́ прейти́, не́же от зако́на еди́ной чертѣ́ поги́бнути. Вся́къ пуща́яй жену́ свою́ и приводя́ и́ну, прелю́бы дѣ́етъ: и женя́йся пуще́ною от му́жа, прелюбы́ твори́тъ. Речé же ко ученикóмъ свои́мъ: не возмóжно éсть не прiити́ соблáзномъ, гóре же, егóже рáди прихóдятъ: ýнѣе емý бы́ло бы, áще жернóвъ осéлскiй облежáлъ бы о вы́и егó, и ввéрженъ въ мóре, нéже да соблазни́тъ от мáлыхъ си́хъ еди́наго. Внемли́те себѣ́. А́ще согрѣши́тъ къ тебѣ́ брáтъ твóй, запрети́ емý: и áще покáется, остáви емý: и áще седми́щи на дéнь согрѣши́тъ къ тебѣ́, и седми́щи на дéнь обрати́тся, глагóля: кáюся: остáви емý.
Синодальный:
Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца́ ваши, ибо что высоко у людей, то́ мерзость пред Богом. Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет. Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует. Сказал также Иисус ученикам: невозможно не прийти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих. Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему.
((
https://chat.whatsapp.com/H0O9k7BjVCNFxe8q9I5DF3. ))
Нет комментариев