Пт.15 марта(02.03.ст.ст.)
*Седмица сырная (масленица) – сплошная. Иконы Божией Матери, именуемой «Державная» (1917). Сщмч. Феодота, еп. Киринейского (ок. 326). Свт. Арсения, еп. Тверского (1409).
Мц. Евфа́лии (257). Мч. Троа́дия (III). Прп. Агафона Египетского (V). Мчч. 440 Италийских (579).
Литургии не положено.
На 6-м часе: Зах. VIII, 7–17. На веч.: Зах. VIII, 19–23.
*Порядок богослужений такой же, как в среду.
*Полиелейная служба в честь иконы Божией Матери, именуемой «Державная», может быть перенесена на четверг, 1 марта (ср. Типикон, 24 февраля, 4-я Маркова глава).
Кондак священномученика Феодота, глас 3:
Мо́ре злове́рия обличи́л еси́,/ и и́дольскаго безбо́жия лесть ве́рою правове́рия уязви́л еси́/ и, всесожже́ние боже́ственное быв,/ чудоде́йствием ороша́еши концы́,/ о́тче святи́телю Феодо́те, Христа́ Бо́га моли́// дарова́ти нам ве́лию ми́лость.
Кондак святителю Арсению, епископу Тверскому, глас 8:
Восприе́мши ра́достно честны́я твоя́ мо́щи, пречи́стая це́рковь,/ в ню́же че́стно вноси́ми мно́жеством священномона́хов, и кня́зи благове́рными,/ и я́же прие́мши я́ко сокро́вище многоце́нное./ Те́мже и мы ны́не твоея́ огра́ды слове́сныя о́вцы,/ о́крест ра́ки твоея́ предстоя́ще,/ любе́зно вопие́м ти́:/ не забу́ди чад твои́х, о́тче,/ и́хже му́дре собра́л и возлюби́л еси́,/ я́ко да зове́м ти́:// ра́дуйся, святи́телю Арсе́ние, па́стырю и учи́телю наш.
Молитва святителю Арсению, епископу Тверскому:
При́зри от Го́рних высо́т, святи́телю о́тче Арсе́ние, на нас смире́нных и гре́шных, во умиле́нии душ и серде́ц к тебе́ прибега́ющих, ве́рою кре́пкою на тя упова́ющих, любо́вию нелицеме́рною прося́щих у тебе́ заступле́ния. Тебе́ бо моли́твенника благоприя́тнаго ве́мы ко Всеми́лостивому Бо́гу. Проле́й о нас твоя́ святы́я моли́твы и умоли́ Человеколю́бца Го́спода не погуби́ти нас со беззако́нии на́шими, но обрати́ти нас к покая́нию и исправле́нию, да про́чее вре́мя жития́ на́шего земна́го, не в рабо́те греху́ и страсте́м, но в де́лании за́поведей Его́ святы́х и в благоче́стии провожда́ем и со благо́ю наде́ждою дости́гнем кончи́ны на́шея. В час же сме́ртный наипа́че яви́ся нам, о́тче, засту́пник благи́й, ускори́ тогда́ на моли́тву о нас безпо́мощных и помози́ нам со прича́стием Та́инств Боже́ственных ми́рную и благу́ю кончи́ну улучи́ти, гро́зныя мыта́рства возду́шныя безбе́дно прейти́ и унасле́довати Го́рнее Ца́рство. Ей, святи́телю Бо́жий, не пре́зри нас и не посрами́ упова́ния на́шего, но бу́ди о нас предста́тель немо́лчный к Бо́гу. Па́стырю наш до́брый, упаси́ нас бо́дренными твои́ми моли́твами и сохрани́ ненаве́тны от вся́каго зла, да сла́вим неизрече́нное человеколю́бие Бо́га на́шего, Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, и твое́ оте́ческое заступле́ние, во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Церковь призвана провозглашать весть о спасении, проповедовать Христа, распятого и воскресшего, и эта проповедь является задачей исторической по своему характеру. Это означает, что вечные и неизменные религиозные истины должны быть переданы не абстрактному человеку вообще, но конкретному человеку, живущему в определенное время, в определенном обществе. Поэтому проблемы, стоящие перед человеком той или иной эпохи, его нравственный и социальный уровень неизбежно должны учитываться в осуществлении церковной проповеди. И это не будет «приспособлением Церкви к новым условиям» как к чему-то чуждому и навязываемому извне; меняются люди, входящие в историческую Церковь, а значит, меняется и сама Церковь странствующая, и проблемы современности начинают волновать ее изнутри. Но решение этих проблем означает не что иное, как создание Церковью определенного богословского мировоззрения, то есть некоего артикулированного выражения вероучения и критического его осмысления с точки зрения человека данной эпохи. И, несмотря на то что фундаментальные основы религиозного мировоззрения должны оставаться неколебимыми, все же для каждого времени Благовестие о спасении означает уже не совсем то, что оно означало в какую-то другую эпоху.
Пт.15 март 2024
Богослужебные указания за года:
http://www.patriarchia.ru/bu/2024-03-15/print.html
Пт.15.03.24г.
Библейское чтение:
Церковнославянский (рус):
Си́це глагóлетъ Госпóдь вседержи́тель: сé, áзъ спасý лю́ди моя́ от земли́ востóчныя и от земли́ зáпадныя и введý и́хъ въ зéмлю и́хъ, и вселю́ся посредѣ́ Иерусали́ма, и бýдутъ ми́ въ лю́ди, и áзъ бýду и́мъ въ Бóга во и́стинѣ и въ прáвдѣ. Си́це глагóлетъ Госпóдь вседержи́тель: да укрѣпя́тся рýцѣ вáсъ слы́шащихъ во днéхъ си́хъ словесá сiя́ от ýстъ прорóческихъ, от негóже днé основáся хрáмъ Гóспода вседержи́теля, и цéрковь отнéлѣже создáся. Занé прéжде днíй óнѣхъ мздá человѣ́комъ не бѣ́ во успѣ́хъ, и мздá скотóмъ не бя́ше, и исходя́щему и входя́щему не бѣ́ ми́ра от печáли, и послю́ вся́ человѣ́ки коегóждо на и́скренняго своегó.
И ны́нѣ не по днéмъ óнѣмъ прéжнимъ áзъ сотворю́ остáнку людíй си́хъ, глагóлетъ Госпóдь вседержи́тель, но покажý ми́ръ: виногрáдъ дáстъ плóдъ свóй, и земля́ дáстъ жи́та своя́, и нéбо дáстъ рóсу свою́, и наслѣ́дити сотворю́ остáнкомъ людíй мои́хъ си́хъ вся́ сiя́. И бýдетъ, я́ко бѣ́сте въ кля́твѣ во язы́цѣхъ, дóме Иýдовъ и дóме Изрáилевъ, тáко спасý вы́, и бýдете въ благословéнiи: дерзáйте и укрѣпля́йтеся рукáми вáшими. Занé си́це глагóлетъ Госпóдь вседержи́тель: я́коже помы́слихъ озлóбити вы́, внегдá прогнѣ́ваша мя́ отцы́ вáши, глагóлетъ Госпóдь вседержи́тель, и не раскáяхся: тáко устáвихъ и умы́слихъ во дни́ сiя́ добрó сотвори́ти Иерусали́му и дóму Иýдову: дерзáйте. Сiя́ словесá, я́же сотворитé: глагóлите и́стину кíйждо и́скреннему своемý, и́стину и сýдъ ми́ренъ суди́те во вратѣ́хъ вáшихъ, и кíйждо злóбы и́скренняго своегó не помышля́йте въ сердцáхъ вáшихъ, и кля́твы лжи́выя не люби́те, занé вся́ сiя́ возненави́дѣхъ, глагóлетъ Госпóдь вседержи́тель.
Синодальный:
Так говорит Господь Саваоф: вот, Я спасу народ Мой из страны востока и из страны захождения солнца; и приведу их, и будут они жить в Иерусалиме, и будут Моим народом, и Я буду их Богом, в истине и правде. Так говорит Господь Саваоф: укрепите руки ваши вы, слышащие ныне слова сии из уст пророков, бывших при основании дома Господа Саваофа, для создания храма. Ибо прежде дней тех не было возмездия для человека, ни возмездия за труд животных; ни уходящему, ни приходящему не было покоя от врага; и попускал Я всякого человека враждовать против другого.
А ныне для остатка этого народа Я не такой, как в прежние дни, говорит Господь Саваоф. Ибо посев будет в мире; виноградная лоза даст плод свой, и земля даст произведения свои, и небеса будут давать росу свою, и все это Я отдам во владение оставшемуся народу сему. И будет: как вы, дом Иудин и дом Израилев, были проклятием у народов, так Я спасу вас, и вы будете благословением; не бойтесь; да укрепятся руки ваши! Ибо так говорит Господь Саваоф; как Я определил наказать вас, когда отцы ваши прогневали Меня, говорит Господь Саваоф, и не отменил, так опять Я определил в эти дни соделать доброе Иерусалиму и дому Иудину; не бойтесь! Вот дела, которые вы должны делать: говорите истину друг другу; по истине и миролюбно судите у ворот ваших. Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь.
Пт.15.03.24г.
Свт. Феофан Затворник. Мысли на каждый день года:
"Я спасу вас, и вы будете благословением", обещает Господь через пророка Захарию (Зах. 8, 7-23). Но под каким условием? Под тем, если каждый будет говорить истину искреннему своему, если дела свои будут разбирать между собою праведно, если не будут злопамятствовать в сердце своем на ближнего своего, не будут любить лживых клятв, и полюбят мир и истину. Если исполнены будут эти условия, то, говорит Господь, "будут Моим народом, и Я буду их Богом, в истине и правде", и распространится среди них благословение. Тогда услышат все сторонние и скажут: пойдем к ним помолиться лицу Господню, ибо слышали, что Господь с ними. "И будут приходить многие племена и сильные народы, чтобы взыскать Господа Саваофа". Так привлекала к Господу людей и народы высокая нравственная чистота первенствующих христиан. И всегда живущие по духу Христову, без слова, лучшие проповедники Христовы и самые убедительные апостолы христианства.
Пт.15.03.24г.
Ищем смысл - Доброта и сострадание:
«Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4:32)
~Доброта и сострадание – это великая сила в жизни. То зло, которое наносится едкими речами, холодным безучастием к ближнему, отсутствием понимания чужих чувств, постоянным подозрением – все это смягчается и покрывается только порывом добра, только проявлением любви. Любовь ищет в людях добро, а не зло, а там, где добра не находит, оплакивает зло и старается его исправить, вместо того чтобы осуждать. Избыток наших лучших чувств живой струей изливается на наших ближних. Любя их, мы ставим себя на их место и поступаем с ними, как бы желали, чтобы поступали с нами. Мы болеем их скорбями и нуждами, как своими собственными.
~«Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, – более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3:12, 14).
~Никакое земное благо не может сравниться с тем душевным настроением, которое описывает ап. Павел в этих словах. Как часто мы испытывали на себе могущество любви и долготерпения! Как часто в тяжелую минуту нашей жизни, пригретые добрым, ласковым словом, мы вновь видели свет, давно исчезнувший для нас!
~Любовь, названная совокупностью совершенства, – это живой источник, радостно бьющий ключ. Он изливается из своей полноты и на других и обращается в неиссякаемый поток любви. Никогда не умирая, он неутомимо несется все дальше к вечности, принося на пути все новые и новые плоды.
~У одного знаменитого старца-миссионера однажды собралось много людей, посвятивших себя служению бедным и желающих услышать от него слова наставления. Он говорил долго, с удивительной силой, и закончил свою речь словами: «Хотите узнать три условия, необходимые для успеха вашей деятельности среди погибающих душою и телом людей? Первое условие – будьте добрые, второе – будьте добрые, третье – будьте добрые. Вот что я извлек из моего многолетнего опыта».
Пт.15.03.24г.
*Выдержка в поучениях*,- Грех осуждать ближних:
(Слово святого Афанасия, еже не осуждати всякого согрешающего.)
Судить человека нам не следует, во-первых, потому, что сердце человеческое глубоко, как море, и внутренние расположения сердца знает один Бог; во-вторых, потому, что в суждениях о ближнем мы всегда почти можем ошибаться, и, наконец, в-третьих, потому, что над всеми нами один Судия истинный есть – Бог, а сами мы не судьи, а подсудимые.
~Святый Афанасий говорит: «Помыслим братья, Господа, говорящего: не судите, да не осуждены, будете. И еще Апостол учит нас, говоря: мняйся стояти, да блюдется, да не падет. И паки: блюдый себе, да не и ты искушен будеши. Многие явно согрешили, но тайно покаялись, и прощение получили и Святого Духа приняли. И многие из тех, которых мы считаем грешниками, праведны пред Богом. Мы грехи их видели, а того, что они покаялись, не знаем. Вы знали скомороха Филимона в Египте. Он считался грешником, а между тем однажды совершил столь великое дело, что сравнялся с Великим Макарием. Потому, если увидим согрешающих, не будем осуждать их. Десять шагов отойдет иногда осужденный нами, и за это малое время он может перемениться к лучшему. Иуда предатель в четверг со Христом и с Апостолами был, а разбойник с убийцами распят был. Между тем в пятницу Иуда во тьму кромешную ушел, а разбойник со Христом в рай вселился. «Поэтому не подобает осуждать согрешающего и тем восхищать себе сан Христов; и осуждающий бывает сходен с антихристом. Если же нас будут судить, тогда другое дело: невинно осуждаемые, мы тогда от Господа прощение грехов получим. Никто, братие, без греха, только один Бог. Кто мог думать, что Господь и таких грешников простит, как блудницу, мытаря и царя Манассию, который пятьдесят два года идолам служил и всех людей Израилевых беззакониям научил. Однако и такого грешника простил, и прочее время он провел в покаянии. Будем же, братие, себя судить, а не других, за собою смотреть, а не за другими. До осуждения ли нам, когда сами мы с головы до ног в язвах греховных и сами прежде других достойны осуждения, наказания и изгнания из дома отеческого? До осуждения ли нам, когда меч правосудия Божия висит и над собственными нашими главами? До осуждения ли нам, когда мы, осуждающие других, может быть, в десять раз или в сто раз хуже их? Нет, тут не до осужденья, а нужно самим, чтобы избежать праведного осуждения на суде Божием, осуждать себя и просить помилования. Даждь же, Господи, зрети мне моя собственная прегрешения и не осуждати брата моего. Аминь».
Пт.15.03.24г.
ПРАВОСЛАВНОЕ ВИДЕО:
●Евангелие дня 2024 с толкованием. Чтимые святые:
https://youtu.be/Ikhq1fozgv8?si=CFjO_qUmeinxzwT1
Пт.15.03.24г.
Цитата дня:
• "Истинный пост — удаление от зла, воздержание языка, подавление в себе гнева, отлучение похотей, злословия, лжи, клятвопреступления; воздержание от сего есть истинный пост". /Свт. Василий Великий/
Пт.15.03.24г.
Богослужение. Прямая трансляция из храма во имя Державной иконы Божией Матери, г. Екатеринбург:
https://youtu.be/XpoePVaNZso
Комментарии 1