⠀
4 июля 1989 года для полковника Скуридина было первым лётным днём после отпуска.
Отдохнувший авиатор, хоть и служил начальником политотдела 239-й истребительной авиационной дивизии в Северной группе войск, по правилам должен был выполнить несколько полётов для восстановления навыков управления техникой.
⠀
Непосредственно перед злополучным вылетом он успел порулить учебной машиной, после чего ему предстояло вести боевой МиГ-23М.
В первый раз всё прошло гладко.
Впрочем, ни отход Николая Егоровича от работы в небе, ни временная отлучка из части и так ни у кого не вызывали опасений – он был опытным лётчиком 1-го класса, за плечами которого было более 1700 часов налёта, 527 из них – на МиГ-23.
⠀
Однако второй полет за день у него не задался сразу. Взлетев с аэродрома Багич близ польского курортного городка Колобжег на берегу Балтийского моря, уже на 41-й секунде Скуридин услышал хлопок в левом воздухозаборнике и почувствовал внезапное уменьшение оборотов двигателя и падение тяги.
Истребитель начал снижаться, и полковник, посчитавший, что моторы МиГ-23М выключились, принял решение катапультироваться, о чём сразу доложил руководству.
Получив соответствующее разрешение, полковник покинул самолёт.
Приземление лётчика было успешным, он лишь слегка повредил руку.
⠀
Вышестоящее руководство о происшествии уведомили почти сразу, однако советские военные ошибочно посчитали, что истребитель упал в море, не причинив никому никакого ущерба.
Сам Скуридин уверял, что успел направить самолёт в сторону воды, и к тому же, покидая кабину, видел чёрный дым за турбиной.
На деле же МиГ-23М продолжил полёт как ни в чем не бывало – спустя 6 секунд после катапультирования полковника двигатель труднообъяснимым образом восстановил работу и начал увеличивать обороты.
⠀
Падение прекратилось, из-за включенной системы автоматизированного управления машина перешла к набору высоты и продолжила следовать заложенным курсом – на Запад.
До самой ГДР, благодаря действовавшей системе опознавания «свой-чужой», «неуправляемый» не встретил никаких препятствий.
Лишь приближаясь к границам ФРГ, он был взят на сопровождение радарами НАТО.
К тому моменту высота его полёта достигла 12 тыс. километров, а скорость – 740 километров в час.
Когда самолёт пересек границу ГДР и ФРГ, к нему на перехват с голландской авиабазы поднялись 2 истребителя ВВС США.
⠀
«Это было что-то невероятное: МиГ-23 прямо перед тобой, как на том изображении, которые ты изучал всю свою карьеру летчика-истребителя.
Но теперь всё по-настоящему. Что он здесь делает?
Почему он один?
А у нас проблемы со связью.
Причем непреднамеренные помехи в эфире создавали наши же собственные службы», — рассказывал капитан Билл Мерфи.
Далеко не с первой попытки Мерфи и его товарищ капитан Мартин убедили диспетчера в том, что советский истребитель вторгся в воздушное пространство Североатлантического альянса без пилота и с отсутствующим фонарём кабины.
⠀
Когда им это наконец удалось, они получили приказ следовать за МиГ-23М.
Открывать огонь лётчикам разрешили только в крайнем случае: враждебных намерений машина, очевидно, не имела и была совсем без оружия; полёт же проходил над густонаселённым районами, а предсказать, куда начнут падать обломки с такой высоты, было невозможно.
В итоге сопровождаемый «беглец» пролетел над Западной Германией, Нидерландами, Бельгией и приблизился к Франции.
Прямо по курсу лежал Лилль, и с каждым километром, особенно учитывая продолжительность пути, угроза того, что МиГ-23М упадёт именно на город, возрастала.
⠀
Американские пилоты даже решили, что собьют истребитель, если он подлетит критически близко, однако в конечном счёте машине не хватило топлива, чтобы добраться до французской территории.
«Неуправляемый» упал на ферму в бельгийской деревне Беллегем неподалёку от Кортрейка, в 15 километрах от границы.
К сожалению, совсем без жертв не обошлось – в результате падения советского самолёта погиб 19-летний бельгиец Вим Деларе.
Зато не состоялось крупного международного скандала: СССР сразу взял на себя ответственность за произошедшее и выплатил Бельгии компенсацию за ущерб в размере 685 тыс. долларов, советский посол лично извинился за катастрофу, а Николай Скуридин выразил соболезнования семье погибшего.
⠀
К тому же жертвовать начавшейся разрядкой между Востоком и Западом явно не хотела ни одна из сторон.
В то же время в самом инциденте оказалось немало любопытных деталей.
Так, от взлёта до падения, без пилота, МиГ-23М пролетел аж 901 километр.
Как объяснял потом произошедшее маршал авиации Шапошников, свою роль сыграло отсутствие вооружения и само строение самолёта, который «не продирается сквозь воздух, а действительно летит».
⠀
«И всё-таки мы сами удивлены тем расстоянием, какое он сумел пройти.
Дальность оказалась выше, чем предполагали,
— Случай, по нашим данным, в истории боевой авиации, уникальный».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев