30.12.2024
Публикации, СМИ, Наместник
В очередном номере газеты «Шадринские епархиальные ведомости» за декабрь 2024 г. на стр. 5 в разделе «письма читателей» под заглавием «Вопрос священнику» помещены ответы на вопросы читателей духовника Шадринской епархии, наместника Успенского Далматовского мужского монастыря игумена Варнавы (Аверьянова):
Здравствуйте, отец Варнава! Скажите, пожалуйста, чем отличаются мученики от великомучеников?
Сергей Игнатьев г. Шадринск
Здравствуйте, уважаемый Сергей!
Наименование «мученик» обозначает определённый разряд святых. В греческом языке подвиг этих угодников Божиих обозначается словом «мартирѝа», то есть «свидетельство». В Новом Завете оно преимущественно означает свидетельство о Христе, о непреходящей радости быть с Ним, пребывать верным Ему даже до смерти, чтобы получить венец жизни. Поэтому русский перевод этого слова как «мученичество» имеет особый смысловой оттенок – свидетельство об истине страданиями за веру.
Принятием страданий и смерти мученик утверждает, что царство смерти кончилось, и восторжествовала жизнь. Подвиг мученичества является доказательством самого главного положения христианства – победы Христа над смертью, Его воскресения из мертвых. Вместе с тем мученичество – это последование Христу в Его искупительных страданиях.
Хотя истоки христианского мученичества находятся в мученичестве ветхозаветном, но именно Господь наш Иисус Христос является подлинным Основателем всех видов христианского подвига и первым новозаветным Мучеником в собственном смысле слова.
Несмотря на то, что подвиг и страдания любого мученика несопоставимы с подвигом и страданиями Самого Христа, Церковь усваивает особые наименования для некоторых святых мучеников. Так, архидиакон Стефан именуется «первомучеником» по причине принятия им смерти за Христа от иудеев ранее других членов первохристианской общины. Некоторые святые мученики, жившие в Римской империи, особенно времён наиболее жестоких гонений периода царствования Диоклетиана (284-305) и последующих лет до издания Миланского эдикта 313 г., именуются «великомучениками», в частности, Георгий Победоносец, Пантелеимон, Феодор Стратилат, Феодор Тирон, Екатерина, Варвара и др. Есть, правда, немногочисленные примеры наименования великомучениками святых, живших в иные эпохи и в иных местностях: вмч. Иаков Персянин (Персия, V в.), вмч. Иоанн Новый Сочавский (Балканы, XIV в.), вмц. Злата (Балканы, XVIII в.) и др.
Считается, что причин именования «великомучеником» можно найти две: чрезвычайную жестокость страданий и высокое общественное положение мучимого. Однако следует признать, что эти причины всё же не являются общеобязательными: есть множество святых, претерпевших не меньшие муки, чем вышеперечисленные угодники, однако не получившие наименования «великомучеников»; как и не все великомученики занимали обязательно высокие посты, например, вмч. Феодор Тирон был простым новобранцем, вмч. Иоанн Сочавский – торговцем, так же как и вмц. Злата происходила из бедной семьи.
Таким образом, признавая две вышеуказанные причины выделения особого наименования «великомучеников», следует признать, что конкретное применение данного наименования обусловлено не строго формальными признаками, а церковной традицией.
Здравствуйте батюшка! Мой вопрос такой: почему наказанию за прелюбодеяние подлежали и мужчина, и женщина, но ко Христу обличать привели только женщину?
Мария Журавлева, Катайск
Приветствую Вас, уважаемая Мария!
Да, действительно, в соответствии с ветхозаветным законом, запрещавшим прелюбодейную связь (Исх. 20:14; Втор. 5:18), за этот грех была предусмотрена смертная казнь (Лев.20:10), причем одинаково как для прелюбодея, так и для прелюбодейки.
Для того чтобы понять, почему же тогда в евангельской истории (Ин. 8:2-11) фарисеи и книжники привели ко Христу только одну женщину, «взятую в прелюбодеянии», нужно разобрать этот евангельский сюжет целиком. Скажем сразу – здесь речь идёт именно об искушении Спасителя его недоброжелателями, то есть фарисеями и книжниками, а не о желании найти истину, о чём специально подчёркивается в Евангелии (Ин. 8:6).
Приведя к Иисусу Христу женщину-прелюбодейку, фарисеи и книжники спрашивают у Него, что Он скажет по этому поводу, тогда как Моисей повелел побивать таких камнями. За прелюбодеяние, как уже выше было сказано, полагалась смертная казнь, но без указания на способ исполнения, побиение же камнями – только тому, кто был только еще обручён, но не вступил в брак (Втор. 22:23-24). При этом первыми по закону должны были метать камни свидетели, чтобы побудить их тем самым быть более ответственными за своё свидетельство.
Объявляя вину женщины, фарисеи и книжники как бы провозглашали её уже доказанной. Но Господь «не обращал на них внимания», «наклонившись низко, писал перстом на земле». Тем самым Он хотел подчеркнуть, что как раввин (учитель) не обязан отвечать на этот их вопрос, потому что здесь не суд. Поскольку, если фарисеи и книжники хотят организовать формальное судопроизводство, то его нужно проводить в должном порядке, и на суде представить как раз, в том числе и мужчину-прелюбодея. Однако здесь ничего этого нет. Храня молчание и пиша нечто земле, Господь показывает, что фарисеи и книжники имели цель Его спровоцировать, но Он не намерен поддаваться на их уловку.
В чём была провокация фарисеев и книжников? Если бы Господь отказался вынести смертный приговор женщине, Он выглядел бы в глазах народа как нарушитель закона Моисеева. Если же Он высказался бы за побиение виновной камнями, а надо помнить, что под властью римлян иудеи утратили право самостоятельно выносить смертные приговоры, то Он оказался бы в роли противника римского кесаря. То есть здесь мы видим провокацию аналогичную с вопросом о допустимости для иудеев платить подать кесарю (Мф. 22:15-22).
Фарисеи и книжники считали, что своим вопросом они могут поставить Господа в такое затруднительное положение, из которого невозможно выйти без ущерба для Его репутации. Однако Христос, не отвергая нормы закона Моисеева, предлагает самим фарисеям и книжникам выступить в роли судей и палачей, если они считают возможным предать казни обвиняемую в прелюбодеянии женщину без проведения формальной процедуры судопроизводства. Он говорит: «кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Ин. 8:7). Первыми должны были бросать камни свидетели, а таковых, судя по всему, не было. Поэтому фарисеи и книжники стали потихоньку расходиться, обличаемые совестью. В отсутствии свидетелей ответственность за решение должны были бы взять на себя старшие как наиболее уважаемые, поэтому они первыми и уходят, признавая тем самым неправомерность суда.
Таким образом, в данном евангельском событии Господь не отверг справедливости наказания грешника, но и не осудил женщину-прелюбодейку, поскольку видел её раскаяние, заповедовав ей напоследок лишь не грешить впредь.
Надеюсь, что теперь Вам стало понятно, почему ко Христу обличать привели только женщину – фарисеев и книжников интересовала не её судьба, она была только средством, чтобы опорочить Господа в глазах народа.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев