Упражнения для развития мышленияМыслить детей мы учим через создание проблемных ситуаций и решение проблем, при этом проблемный материал должен быть разнообразным.
Чем похожи? Чем отличаются? Развивает умение сравнивать.
Кто назовет больше признаков? Развивает умение выделять существенные признаки
Формулирование определений. Развивает способность выделять главное, учит четкости и стройности мышления (Называется какой-либо предмет, явление. Надо дать ему как можно более точное определение, которое обязательно включало бы в себя все существенные признаки этого явления.)
Поиск аналогов. Развивает умение классифицировать по признакам и выделять свойства. Например, вертолет – подобрать как можно больше аналогов, т.е. предметы, сходные по наиболее существенным признакам. Можно их и классифицировать: бабочка, самолет (летают и садятся).
Поиск противоположных предметов. Задание направлено на сравнение предметов, поиск свойств предмета.
Поиск предметов по заданным признакам. Задание отрабатывает умение легко находить аналогии между различными предметами и явлениями.
Проблемные ситуации можно создать и на «жизненном материале»; при решении бытовых или ситуационных задач.Вот примеры таких задач на развитие мышления у детей:
Ситуация на транспорте:
Ты с бабушкой едешь на трамвае. Она сошла на остановке, а ты не успел. Что ты будешь делать?
Бабушка села в поезд (автобус), а ты остался. Твои действия? Почему ты поступишь так, а не иначе?
Ситуация с огнем.
В квартире пожар. Что ты будешь делать? Почему?
Дым в соседней квартире. Твои действия?
Ситуация с водой.
Видишь, кто-то тонет. Как поступишь?
В квартире прорвало кран. Ты один дома. Что предпримешь сначала? Что потом? Почему?
Рекомендации по развитию мышления у младших школьников Общаться с детьми на их возрастном уровне
Разговаривать с ребёнком, обсуждать книги, фильмы и все интересные события, как можно меньше поучая, поправляя его.
Предлагать ребёнку вопросы и задания типа: Чем столб отличается от дерева? Если шубу положить на снег, снег под ней растает? и др.
Играть в настольные игры, развивающие память, внимание, мышление, воображение, речь.
Предлагать ребёнку помощь не в виде готового ответа, а в виде суждения, которое ребёнок должен закончить, сделав умозаключение.
Развивать познавательную активность ребёнка: отвечать на все интересующие его вопросы, спрашивать совета.
Регулярная и планомерная работа по развитию мышления существенно повысит интерес к интеллектуальным задачам и доставит удовольствие от их выполнения, а так же будет способствовать успешному обучению в школе.
Елена Капитанец, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии ЮУрГГПУ,
фото из открытых источников
Запишитесь на бесплатные индивидуальные или групповые консультации: тел.: (351) 216-63-64; e-mail:
psycons_cspu@mail.ru;
#АкадемияРодительстваЮУрГГПУ
Нет комментариев