Марина Ладик: ТАНЕЦ – ЭТО СТИХИ ИЗ ЖЕСТОВ И ДВИЖЕНИЙ
На дворе зимняя ночь, за окном мороз, метель забрасывает окна острыми горстями снега, грохочет отломанным куском железного листа, наслаждаясь его жутким скрежетом...В вытяжной трубе завывает ветер... Как будто попал в нее случайно, а теперь ему тесно и выбраться никак нельзя...
В такую погоду люди стараются пораньше забраться в теплую постель, спрятаться под теплым одеялом, укрыться от мира, веря в то, что утром все изменится, ведь солнце обязательно выглянет, и день развеет все ночные страхи.
Я сижу за швейной машинкой, мои глаза устали и вставать мне надо очень рано.
Мне некогда долго предаваться философским мыслям, надо успеть дошить сценические костюмы для выступления. Костюм моему 14-летнему сыну Виталию и его партнерше по танцам Валерии. Завтра они должны выступать в Шелехов на Всероссийских соревнованиях по бальным танцам. Целый год готовились, усердно отрабатывая программу из десяти номеров. Завтра решающий день, а костюмы для танцоров еще не готовы.
Я открываю балконную дверь, тысячи колких снежинок впиваются в лицо и руки, холод моментально пронизывает меня до последнего нерва, а комната наполняется морозным воздухом. Сон проходит моментально, паника из-за того, что я могу не успеть, тоже проходит. Странным образом я моментально успокаиваюсь и возвращаюсь к работе.
Сценические костюмы стоят очень дорого, не все родители могут позволить себе такие траты. Вот я и взялась сшить их сама. Силы вот только не рассчитала. Не сплю я, не спит мой муж, беспокоясь о том, как завтра утром я после бессонной ночи сяду за руль и повезу детей на соревнования.
Я успеваю закончить работу до утра. Вьюга утихла, над городом встало огромное, по-зимнему прекрасное таежное солнце, тихое и морозное утро заставило восхищенно подумать о том, что и зима может быть прекрасна. Мы с ребятами отправились в путь. Дорога до Шелехов оказалась непростой из-за гололеда. Когда тяжелые свинцовые тучи вновь закрыли небо и началась метель, стало совсем трудно, но мы еще и колесо прокололи. Пока я его меняла, очень переживала, боялась, что опоздаем на турнир.
К счастью, приехали вовремя, и только я подумала о том, что стоит, наверное, найти какой-то укромный уголок, присесть тихонько и выдохнуть, как в нашем сюжете появился новый поворот: оказалось, что у нас бабочка – атрибут к костюму Виталия – не того цвета и размера. На соревнованиях такого уровня свои правила: у танцоров разных возрастных категорий бабочки должны быть разные. У нас была черного цвета (еще со свадьбы осталась), а нужна была белая. Пока сын разминался, я понеслась по мага- зинам – искать нужную «бабочку». Нашла, купила, успела прибежать обратно. И чуть не разрыдалась, увидев сына: ткань, которую я купила для костюмов, вытянулась и обвисла на коленях. Так бывает, когда не можешь позволить себе купить дорогую вещь. Пришлось смачивать ее, а сыну до выступления – стоять солдатиком, не сгибая колен, чтобы брюки держали форму и не испортили образ танцоров.
Начался турнир. Это часы невероятного напряжения для всех – участников, родителей, тренеров. Боязнь публики, наверное, присуща каждому чело- веку: кто-то в детстве боится прочитать стихи Деду Морозу, а потом и в зрелом возрасте не спит ночами, зная, что придется сделать доклад на трибуне. Не все же рождаются артистами, спортсменами, музыкантами. А танец – это все сразу: и владение своим телом, как у спортсменов, слух и чувство ритма, как у музыканта, и владение своими эмоциями, как у артиста. Здесь надо уметь скрывать свою боль, когда оступился или подвернул лодыжку, мастерски выйти из ситуации, если поскользнулся или упустил руку партнерши... Я смотрела на сына и не верила, что этот яркий, красивый, стройный юноша – мой сын. Ведь, кажется, совсем недавно он учился переворачиваться на живот со спинки, делать первые шаги, радостно несся ко мне с криками на весь двор: мама, смотри какой большой жук или гусеница!
Все движения сейчас уверенны, правильны, фигурки пары казались мне прекрасными, как в сказке. Я расплакалась от нахлынувших чувств и напряжения. Спряталась за спины других зрителей, чтобы никто не видел.Наши ребята успешно прошли первый отборочный тур, потом второй, третий, дошли до финала, в котором танцевали шесть пар. Когда судьи считали баллы, мы шепотом, гадали, какое место займут наши ребята. Я сказала: шестое, сын – пятое, а тренер Ольга Куклина – четвертое. Никто из нас не угадал. Виталий и Валерия вошли в тройку лидеров! Все наши приключения и испытания оказались не напрасны.
Вообще-то я профессиональный музыкант. Моя мама Валентина Дмитриевна, воспитатель детского сада, нас с братом с детства учила разным навыкам, чтобы мы выросли людьми свободными, открытыми миру, способными видеть в нем красоту и ценить лучшее, что может создать человек своим трудом и своим творчеством. Так, мама говорила, что женщина должна уметь и шить, и танцевать, и на музыкальном инструменте играть. Согласно этой программе, в пять лет меня отдали в балетную студию «Школьные годы» в ДК нефтехимиков, а через три года еще и в музыкальную школу на класс аккордеона. Девочкой я была прилежной, училась старательно и теперь умею и шить, и танцевать, и на аккордеоне играть. И все эти умения не просто пригодились мне в жизни, но и стали ее основой.
Закончив педагогическое училище, а затем иркутской пединститут по специальности «музыка», в Ангарске работала в школе No 15, в детском саду – школе No1, где вела эстетическое отделение – учила ребят не только музыке, но и танцам. Сначала танцы были моим увлечением, но вскоре стали профессией. И даже больше – смыслом моей жизни.
Я живу в танце
С 1994 года в ДК нефтехимиков работает ансамбль бального танца «Сюрприз», которым руководила Ольга Владимировна Куклина. Когда моему старшему сыну исполнилось семь лет, я его привела в этот коллектив. Почему именно сюда? Бальные танцы – это грация, культура, хорошая физическая подготовка и социализация. Правда, мы с мужем Владимиром никак не могли решить, куда сына отдать, спорили, чем мальчику заняться. Владимир увлекался хоккеем, поэтому хотел, чтобы сын занимался этим видом спорта. Но когда муж несколько раз сходил с ребенком на тренировку, увидел его слезы, то махнул рукой. Хоккей – это время, терпение и крепкие нервы, а у сына нет ни того, ни другого, ни третьего. Так Александр стал заниматься бальными танцами. И хотя они тоже требуют немало времени, терпения и нервов, это уже ложилось на мои плечи, а я была к такому готова. Больших артистических задатков у сына не было, как и спортивного характера. Я это видела, понимала и многого от ребенка не требовала. Каждому – своё! Но на тренировки он ходил с удовольствием: ему нравился коллектив, дружелюбная атмосфера, яркие костюмы, интересные движения. Саша закончил школу, поступил в АГТА.
Сейчас ему 32 года, работает в школе учителем физкультуры. Бальные танцы пригодились, они дают силу и выносливость, пластику и гибкость. Сын женат, его дочери Ксении шесть лет. Конечно, я бы очень хотела, чтобы моя внучка занималась бальными танца- ми, но её родители решили отдать дочь в цирковую студию «Шари Вари». Спорить тут не о чем, цирковой мир не менее интересен и прекрасен.
Младший сын Виталий стал заниматься бальными танцами, как и старший, в семь лет. Оказалось, что в нем от природы заложены большие способности, у мальчишки были и амбиции, что в спорте имеет огромное значение. Виталий уже в девять лет выступал в составе сборной команды Иркутской области, неоднократно участвовал во Всероссийских соревнованиях. Но чемпионом он так и не стал. Виталий закончил АГТА, но бальным танцам не изменил – работает балетмейстером в студии «Сюрприз».
Этот образцовый ансамбль бального танца, в 1994 году созданный Ольгой Владимировной Куклиной в ДК нефтехимков, известен далеко за пределами на- шего региона. Но в 2017 году руководитель студии уехала из Ангарска, и существование успешного танцевального коллектива оказалось под угрозой. Я решила перевести своё хобби в профессиональное русло и стала его руководителем.
Уникальность коллектива прежде всего в том, что мы работаем в двух направлениях. Одно из них – традиционный сценический бальный танец, когда дети выступают коллективом на фестивалях. И второй – спортивные танцы. Я, заочно закончив Московский институт физкультуры, решила развить это перспективное направление. Вот такой в нашей студии коктейль из искусства и спорта.
У нас занимаются дети разных возрастов из раз- ных семей. Многие родители, приведя ребенка в студию, сомневаются: «Ой, получится ли у него?» Действительно, в пять лет все дети, как маленькие медвежата, – неуклюжие, неуверенные. Родители бывают чрезмерно критичны к своему ребенку.
Я всегда отвечаю: «Занятие танцами полезно лю- бому ребенку. Вполне может быть, что чемпиона из него не получится, но танцевать он будет!» Так, Марьяна Васильковская, которая в этом году выступала на Чемпионате России, пришла к нам в пять лет. Девочка из многодетной семьи. Скажу откровенно: таких родители партнеров не любят, опасаются, что их «самый лучший мальчик» будет танцевать с девочкой, у которой нет денег на богатый костюм. То есть случается, что родители выбирают пару не по психологической совместимости, а по кошельку в кармане. К счастью, с Марьяной такого не случилось, теперь она перспективный танцор!
Танцы учат ребятишек быть активными, смелыми и трудолюбивыми. К нам часто приходят дети зам- кнутые, пугливые, которые боятся выйти на сцену, плачут, просятся к маме. Стараюсь их заинтересо-вать. Недавно принимала пятилетнего Максима, спрашиваю:
– Хочешь быть артистом, танцевать на сцене?
– Нет.
– А ездить на турниры в разные города и страны? – Нет, я не поеду. Я хочу к маме.
Родители приводят детей на тренировку, переживают, часто подглядывают в дверную щелку, смотрят, как их ребенок осваивается. К каждому ребенку нужен свой подход. Я никогда не кричу на детей, не ругаю за то, что у них что-то не получилось. Стараюсь учить в игровой форме. Но все же тренер я требовательный, потому иногда один элемент приходится долго оттачивать. До блеска. Но радость от того, что все получилось, моментально стирает из памяти дни и часы тренировок. И успех на сцене приводит маленького человечка в настоящий восторг.
Танцы – непростой труд, тренировки проходят пять раз в неделю, каждая – по полтора часа. Но при всем этом я ни разу не видела, чтобы родители си- лой тащили ребенка на тренировку. Занятия в студии дисциплинируют танцоров, организуют в учебе в школе. Был у меня такой случай: занимался мальчик, которого из-за плохого поведения исключили из школы. А в танцах он был неповторим. Парню просто некуда было деть энергию, ему было скучно на уроках, его было слишком много на переменах. Мама хотела забрать его из студии, чтобы мальчик занимался только учебой, но потом поняла, что танцы для такого ребенка – спасение, они дают ему возможность направить избыток своей кипучей энергии в созидательное русло. Действительно, в нашей студии парень реализовался, повысил самооценку... и постепенно и в школе подтянул успеваемость.
В нашем ансамбле занимаются не только дети, но и... пенсионеры. Когда мои знакомые об этом узнают, удивляются: «Как такое возможно?» Я улыбаюсь и подтверждаю, что возможно и даже не как исклю- чение из правил, а обычный наш ритм. Три года в нашей студии работает группа для мужчин и женщин до 65 лет. Занимаются они бесплатно, хотят на занятия два раза в неделю. Они не профессиональные танцоры и, скорей всего, ими не станут, но занимаются увлеченно, с удовольствием, тренировки не пропускают. Для них это возможность держать себя в форме, отдушина, хорошее настроение, встречи с друзьями, яркий кусочек в привычном ритме жизни.
У бальных танцев есть волшебное свойство: они способны сделать человека счастливым. Будь то ре- бенок или совсем пожилой человек.. Танцы делают мир красивым, заставляют восхищаться грацией и совершенством человека, заставляют поверить в самое лучшее в человеке. Они делают нас эмоцио- нальнее, чище и добрее.
Нет комментариев