Жизнь земледельца зависит от природы , и потому ещё в глубокой древности люди старались на неё воздействовать .Появились обряды, целью которых было заклинать плодородие земли, хороший приплод домашнего скота, семейное изобилие и благополучие.. Время совершения обрядов совпадало со сроками работ по выращиванию урожая.
С течением времени земледельческий языческий* календарь причудливо. соединился с календарём христианских праздников. Этот календарь представляет собой в кратком виде следующий комплекс.
ЗИМНИЕ ПРАЗДНИКИ
Зимние святки - с 25 декабря по 6 января ( все даты даны по старому стилю)
Рождество - 25 декабря.
Святые вечера - с 25 декабря по 1 января.
Васильев день - 1 января.
Страшные вечера - с 1 января по 6 января.
Крещение- 6 января.
Масленица - 8 неделя перед Пасхой.
ВЕСЕНЕ- ЛЕТНИЕ ПРАЗДНИКИ
Сороки - 9 марта; день весеннего равноденствия
Пасха - первое воскресение после первого весеннего новолуния.
( между 22 марта и 25 апреля)
Егорьев день- 23 апреля.
Летние святки - русальская , или семицкая ,неделя , седьмая неделя после Пасхи.
Семик- четверг на русальской неделе, седьмой после пасхи.
Троица - в воскресенье. На русальской неделе 7 после Пасхи, Аграфена Купальница - 23 июня.
Иван Купала - 24 июня
Петров день - 29 июня
В каждой из праздников совершались определённые обрядовые действи и , пелись приуроченную к этому празднику песни.
Цель всех обрядов и песен была одна - способствовать жизненному благополучию крестьян. Потому календарным песням свойственно не только торжество смысла,ну и определённое единство музыкального напева. Зимние святки были шумным и весёлым праздником. Молодёжь обходила все дома в деревне со святочными песнями.жгли костры, рядились, собирались на и игрища, устраивали посиделки ,девушки гадали.праздничная атмосфера. Святок! Описано в знаменитой балладе. В.А .Жуковского <<Светлана.>> , в романе А. С. Пушкина << Евгений Онегин>> и в рассказе Н. В. Гоголя << Ночь перед Рождеством>>
Зимние святки начинались с колядования.
Парни и девушки. Ходили по деревне и у каждого двора кликали Коляду.Песни исполнявшиеся при этом, в разных местах России назывались различно: Колядки Овсени .или Виноградия.
Хозяевам дома песней желали жизненных благ и требовали вознаграждение. Песни адресовались либо всей семье( всему двору)либо отдельно хозяину или хозяйки , были специальные песни для парня-жениха ,и для девушки-невесты.В песне рассказывалось о приходе Коляды, или Овсеня (в припевах часто Таусень) -существ , похожих на человека. Даже о самих христианских праздниках говорили как о живых людях : по мосточку срубленым Овсенем, и приходят << три братца>>
- Рождество - Крещение - Васильев день.
Коляда и Овсень- мифологические персонажи песен- должны были принести крестьянам обильный урожай и домашнее счастье.
Девушки в святочные вечера гадали. Гадания были разные, их было много.Некоторые из них. Сопровождались. подблюдными песнями.
<< Ставят на стол четыри блюда , покрытые полотенцами, или платками. В одно блюдо кладут уголь, в другое печину - то есть кусок сухой глины от печки, в третье - щетку , в четвертое кольцо. Хор девушек поет:
Уж я золото хороню,
Чисто серебро прокачу;
Я у батюшки во дому<...>
И под эту песню гадающая девушка вынимает на удачу из блюда судьбу свою, ежели вынет уголь, то ей предстоит дурная участь; ежели печинку , то смерть; ежели щетку то будет у нее старый муж. и ежеле вынет кольцо, то будет жить в радости и муж будет молодой.
Нет комментариев