Из отчёта Рудановского:
«От пролива в Гавань Буссе до Иноскотанная находится селение Кочегопе, оно на живописном местоположении; селение Наеннай в бухте Наеннай… <…> На мысе Иноскотаннай находятся три селения: Иноскотаннай, Яаамбы и Наюкутуру», в двух последних японские сараи или как называют туземцы «Тсепкойки», т.е. рыбацкие дома.»
Селение Кочегопе находилось в районе урочища Пески, Наеннай – на реке Игривая, Иноскотаннай – на реке Островка (также назвался мыс Грина), Яаамбы – на р. Чиркова и Наюкутуру – район нынешнего села Новиково. Рудановский упоминает местами о рыбацких сараях – свидетельство присутствия японских рыбаков. Николай Васильевич также побывал ещё в трёх селениях южнее – Оямпе (ур. Рыбачье), Серетоку (ур. Южное), а также на восточном берегу полуострова – в Аруторо (находилось в устье реки Горбуша или на южной стороне мыса Корнелия в районе скалы Баклан). Во всех вышеупомянутых селениях он насчитал 141 человека, причём самым крупным по числу жителей было селение Наюкутуру – 24 человека. Помимо этого, в селениях вокруг лагуны Буссе проживало ещё около сотни аборигенов.
Рудановский о лагуне:
«Озеро изобильно рыбой, осенью здесь ловилась мелкая сельдь, тогда как нигде по другим местам залива Анива я свежей рыбы не встречал. Кроме того, в озере находятся устрицы, мамаи и прочие раковинные животные, которые айны употребляют в пищу.»
Также о зверобойном промысле айнов:
«Мыс Иноскотаннай окружают камни и кекуры, на них выходят нерпы и сивучи, айны этими зверями существуют. Нерпячье и сивучье мясо едят, а главное топят себе жир, который служит приправой ко всем яствам у айна, из нерпячьей шкуры шьют обувь, из сивучьей же шкуры айны делают ремни, которые служат вместо верёвок.»
Из отчёта Н.В. Рудановского становится ясным, что основным родом деятельности местных айнов была охота на морского зверя, нерпы и сивучи были важным источником мяса и материала для изготовления одежды и т.д. Также большое значение в жизни айнов имела рыба - сельдь и лососёвые виды.
В 1855-ом году между Россией и Японией в городе Симода был заключён договор о совместном освоении Сахалина. С этого момента увеличивается присутствие русских и японцев на острове. Более активно, чем прежде, развиваются японские рыбные промыслы, правда многие поселения их являлись сезонными. С начала XIX-го века сахалинские айны уже находились в зависимости от японских рыбопромышленников, вот что об этом писал агроном Михаил Семёнович Мицуль:
«В числе промыслов первое место занимает рыболовство. Развитие этого промысла между японцами поставило айнов в полную от них зависимость, потому что туземцы, будучи постоянно обременены работами в пользу японцев, лишены возможности заготовлять достаточные запасы сельдей, кеты и горбуши для зимнего употребления в пищу как для них самих, так и для собак. Правда, что при нынешних условиях между айнами уже невозможны случаи голодной смерти, как это было прежде; японцы всегда являются на помощь всем нуждающимся семьям, снабжая их вовремя рисом и рыбою, которая была изготовлена трудом тех же голодающих айнов.»
Названия айнских селений менялись (искажались), например, селение в районе нынешнего села Новиково, упоминается в дневнике японского путешественника Мацуура Такэсиро как Яванбецу. Яванбецу было указано и на карте 1860-го года от других японцев – Окамото Кансукэ и Нисимура Денкюро.
Комментарии 3