Газета «Голос Армении» пишет:
«Нашего собеседника нет нужды представлять читателям «ГА» - экс-омбудсмен Армении известен своей активной правозащитной и общественной деятельностью и принципиальной позицией по многим вопросам армянской действительности.
После ухода с поста Защитника прав человека Арман Татоян основал «Центр права и справедливости», кроме того, он преподает в Американском университете Армении, а также до недавнего времени представлял нашу страну в ряде структур Совета Европы и в ЕСПЧ. Тем не менее, Татоян известен прежде всего своей деятельностью в качестве Омбудсмена, а его работа в международных организациях никогда особо не акцентировалась. Почему? С этого вопроса началась наша беседа.
- Никогда об этом не задумывался. Мне кажется, что мотивы для профессионального подхода к работе, независимо от того, чем ты занимаешься в конкретное время, должны быть несколько иными, нежели вопрос о том, как тебя будут представлять.
- Обычно публика мало что знает о детских и юношеских годах общественно-политических деятелей. Вы не против вспомнить пару ярких эпизодов?
- Сходу, наверное, сложно вспомнить. Родился в обычной армянской семье служащих, увлекался спортом - волейболом, плаванием, даже какие-то турниры выигрывал. Учился хорошо, но не «прогуливал» и улицу, где за ту самую юношескую правду не раз попадал в драки.
Подростком увлекался Джеком Лондоном, Жюлем Верном, произведениями Александра Пушкина, Николая Гоголя… Мое детство пришлось на сложный период развала СССР, когда в Армении были серьезные перебои с электричеством, и телевизор был не всегда доступным развлечением, потому и приходилось рассчитывать на собственное воображение, мысленно путешествуя на «Таинственный остров».
Правом стал увлекаться достаточно рано, так что о выборе профессии долго думать не пришлось. Поступил на юридический факультет Ереванского государственного университета.
- Который окончили с отличием…
- Да, и с учетом финансового состояния семьи это было критически важно.
По складу характера я гиперответственный человек. Для меня это очень важная составляющая, которая отражается не только в отношении к детям, семье, друзьям, но и в значительной степени к работе. Если ты вызвался делать что-то, то должен руководствоваться «презумпцией совершенства» или хотя бы максимально к ней стремиться. Поэтому я всегда говорю своим сотрудникам «Работай сколько можешь, а затем сколько надо».
- С руководителем, у которого такое кредо, наверное, сложно работать.
- Возможно. Но я всегда придавал значение командной работе, чтобы быть примером для команды и чтобы каждый осознавал, что успех всех зависит также от его действий, и каждый член команды может быть уверен, что ты рядом с ним.
Здесь помимо профессиональных качеств важное значение имеют человеческие ценности, преданность делу и Родине, честность и уважительность. Эти принципы всегда укрепляют команду, мотивируют и в конечном итоге приводят к успешному решению поставленных задач. А когда рядом не просто коллега, а соратник, можно действительно преодолеть очень многое.
Без команды истинно преданных своему делу людей мне бы никогда не удалось достичь тех профильных преобразований, которое были введены в Армении.
- Почему для вас важно интервью на русском языке и для русскоязычного читателя?
- Для меня нет ничего необычного в том, чтобы говорить по-русски или давать интервью на этом языке. Для людей моего поколения и старше знание русского — это «базовая прошивка». К тому же у меня практически базовое русское образование, начиная с детского сада и заканчивая защитой диссертации — моим основным оппонентом был представитель НИИ Генеральной прокуратуры России. Моя первая монография была издана на русском языке, у меня также есть научные статьи на русском.
В период работы Защитником мои отношения с коллегой в РФ были одними из самых лучших, мы до сих пор остаемся друзьями благодаря в первую очередь последовательной совместной работе, взаимному уважению, честности и искренности в отношениях.
Одним из главных факторов стала огромная армянская диаспора в России - нашим соотечественникам нужна была моя помощь. Это касалось решения различных вопросов. Вместе с коллегой Татьяной Николаевной Москальковой мы проводили совместные мероприятия – не только конференции, но и посещения мест лишения свободы, центров по содержанию мигрантов как в Армении, так и в России, и т. д.
В этот период состоялось также мероприятие исключительного характера – приём граждан с участием омбудсменов РА и РФ, посла Армении в России и высокопоставленного представителя МИД РФ. Были приняты граждане РА, постоянно или временно проживающие в РФ, а также наши соотечественники, проживающие в этой стране, но имеющие проблемы с реализацией своих прав. Этот прием решил многие проблемы.
И конечно же, нам помогала многовековая история армянского и русского народов, культурные и другие ценности обоих народов. Мы первые и пока единственные, кто начал институциональное взаимодействие с Евразийской экономической комиссией, потому что многие вопросы были связаны с компетенцией данного института.
Подчеркну, что это отнюдь не мешало моим прекрасным отношениям с коллегами и друзьями в европейских странах, международных структурах, а также высокому уровню признания института Омбудсмена Армении на международной арене (ООН, Совет Европы, ОБСЕ и т.д.).
- Одним из основных направлений вашей деятельности является царящая в Азербайджане воинствующая армянофобия, за что вы, можно сказать, стали «антиперсоной» в бакинской прессе. Каким, на ваш взгляд, может быть «антидот»?
- Это очень важный вопрос, который власти Армении обходят вниманием. А над антидотом, как вы правильно заметили, надо серьезно думать.
Когда мы говорим о Холокосте, то понимаем, что, кроме лидеров Третьего рейха, которые воспринимаются как воплощение абсолютного зла, были и обычные люди – например, надзиратели в концентрационных лагерях, закрывавшие дверь за последним входящим в газовую камеру и верившие в некую парадигму, где евреям просто нет места.
Но такое отношение к евреям отнюдь не было стихийным – оно было результатом последовательного «воспитания», начавшегося задолго до Второй мировой войны. И, надо сказать, методы азербайджанских властей один в один копируют механизмы, которыми нацистская Германия дегуманизировала евреев.
Я об этом неоднократно говорил, будучи еще в должности омбудсмена, подготовлено множество докладов. Данная тема находится и под пристальным вниманием возглавляемого мною «Центра права и справедливости». Однако просто обозначать проблему недостаточно. Необходима скоординированная работа властей и общества с использованием всего международного инструментария.
Понятно, что культивируемая азербайджанской верхушкой армянофобия – залог долголетия их власти. Но если считать, что рано или поздно мы обречены на мир, поскольку к этому обязывает география, то возникает вопрос: как же достичь этого мира, если вражда и ненависть являются теми чувствами, которые азербайджанское руководство обязывает своих граждан испытывать к каждому армянину?
- Мы живем в сложнейшее и тяжелейшее для нашей Родины время, поэтому давайте перейдем к политике. Вы уже длительное время возглавляете «Центр права и справедливости» - правозащитную организацию, география помощи которой не ограничивается только Арменией. И, тем не менее, нередко комментируете действия властей РА.
- Всю свою сознательную жизнь я занимался делом, краеугольным камнем которого были права человека, помощь людям, оказавшимся в сложных ситуациях. Более того, всегда стремился высказывать свое мнение публично, если видел нарушения прав человека.
Сегодня мы наблюдаем действия абсолютной политической «близорукости», для оправдания которых власти активно проталкивают ложные нарративы. И если политическое решение при определенных условиях может быть изменено, то играть с сознанием людей и сеять нарративы вражды, разрушающие устои государственности, – не только подло в моральном смысле, но и крайне опасно в социальном и государственном аспектах.
Столь же недопустимо, когда отдельные действия властей продвигаются через открытую антироссийскую пропаганду либо в таком контексте, в котором это явно не просматривается, но уши властной команды все равно торчат. Например, очевидно, что заявления о якобы необходимости обсуждения причин Геноцида на самом деле являются политикой отказа от обязательств по признанию Геноцида и его осуждению. А утверждения о том, что вопрос Геноцида, дескать, был внедрен искусственно советской властью, не просто непозволительны, но и направлены в том числе против России.
Окончание в ближайших выпусках».
Источник
Panorama.am
Нет комментариев