Профориентация
Медицинский работник – профессия по призванию.
Сегодня, в век информационного общества и технологий, проблема выбора профессии – одна из наиважнейших, с которыми приходится сталкиваться старшеклассникам. Сделать хороший выбор профессии – это значит, выбрать такую работу, которая нужна обществу, востребована на рынке труда, приносит радость и удовлетворение. Основной проблемой профессионального самоопределения учащихся является их неосведомлённость о мире профессий, профессиональной деятельности и как сделать правильный выбор и не ошибиться в выборе профессии.
Профориентация (профессиональная ориентация) – это разносторонняя помощь в выборе профессии, максимально подходящей человеку по его интересам и способностям. Она включает знакомство с многообразием профессий на современном рынке труда.
Зачем нужна профориентация? Профориентационная работа нужна как минимум по четырем причинам:
1. Изменения на рынке труда происходят так быстро, что устоявшихся представлений о стандартном наборе профессий и их востребованности уже не хватает для выбора карьерного направления.
2. Некоторые традиционные специальности теряют актуальность, и не всегда очевидно, какую профессию можно выбрать взамен.
3. Появляется много новых профессий, но далеко не все в курсе, что в них есть совершенно разные специальности (профили).
4. Школьники, а часто и взрослые, толком не понимают, чем именно занимаются представители той или иной даже давно известной профессии, и считают, что работа им подойдет, потому, что хорошо оплачивается.
В итоге выпускники школ или взрослые выбирают профессию или новую специальность практически наобум. Профориентация дает исчерпывающую информацию для осознанного выбора.
Выбирая профессию, мы в первую очередь выбираем распорядок жизни – работу по графику с девяти до шести или частые переработки и отсутствие выходных, монотонные будни или регулярные нервные перегрузки и командировки. И уже ко всему этому прилагается определенного уровня зарплата и карьерные перспективы. Профориентация экономит жизненные усилия и помогает избежать разочарований, чтобы не тратить минимум четыре года на обучение профессии, которая совершенно не интересна.
На основании Постановления Правительства Луганской Народной Республики в г. Свердловске и районе проводится профессиональная ориентация населения в выборе профессии медицинского работника.
Кадровый дефицит в сфере здравоохранения - многолетняя проблема, затрагивающая все регионы России и имеющая отрицательную динамику. По данным Минтруда России, медицинские профессии входят в ТОП-10 самых востребованных профессий в стране на сегодняшний день. Наиболее остро ощущается недостаток врачей общей практики, а также специалистов ряда узких направлений (анестезиолог-реаниматолог, акушер-гинеколог, эндокринолог, педиатр, терапевт).
Медицинский работник – одна из самых важных и сложных профессий в мире. Именно от них во многом зависит не только качество жизни человека, но и сама жизнь. Он должен быть образованным, организованным, стрессоустойчивым, а самое главное милосердным, отдающим всего себя служению людям.
Приобретение профессии медработника должно быть не делом случая, а призванием, так считал один из основателей русской терапевтической школы Матвей Мудров (1776–1831). Престиж врача в ту пору был необычайно высок, широко обсуждались вопросы отбора кандидатов при выборе этой профессии. Чтобы поступить в медицинский, нужно было год проработать санитаром, и лишь затем, если желание остаться в профессии брало верх, можно было поступать. Набор числа первокурсников превышал цифры приема, предполагалось, что в процессе обучения произойдет большой отсев. Студентов, принявших решение об отчислении, не удерживали, ожидалось, что останутся только те, кто готов к милосердию, служению долгу, самоотверженности вплоть до самопожертвования. Именно эти качества личности медработника легли в основу медицинской деонтологии.
История знает немало примеров самоотверженности врачей того времени. Илья Мечников проводил опыты с введением себе крови больных возвратным тифом. Николай Гамалея, Даниил Заболотный вводили себе чистые культуры холерных вибрионов с целью изучения влияния на организм и возможностей лечения. Не забыты подвиги медработников во время Великой Отечественной войны, а современность останется в памяти периодом испытаний, самопожертвования врачей и всего медперсонала в борьбе с COVID-19. Но не только чрезвычайные события высвечивают особые качества. Специфические черты, которые объединяют и направляют в определенные сферы медицинской практики, проявляются и в ежедневном труде. Так, в анестезиологии, хирургии и реабилитации не удерживаются люди с замедленной реакцией и чрезмерной осторожностью, отсутствием склонности к обоснованному риску, когда от секунды промедления может зависеть человеческая жизнь. Представители таких специальностей должны иметь сильный тип нервной системы, позволяющий выдерживать большие нагрузки, постоянно быть в боевой готовности, уметь в самой сложной ситуации приступить к решительным действиям и взять ответственность на себя. Стрессоустойчивость, холодный ум, трезвый расчет — то, чего требуют специальности, напрямую связанные с жизнью пациента. Педиатрия, гериатрия притягивают личностей, склонных к эмпатическим чувствам, непосредственному взаимодействию с людьми, состраданию, заботе, участию в жизни пациента и его родных. Медработники санитарных служб, как правило, склонны к педантичности, точности, аналитике, документированию, а также проявляют принципиальность, честность. Абитуриенты, выбравшие медицину, обычно уже имеют необходимые для этой работы качества, хотя часто их не осознают, однако впоследствии нужные черты выходят на первый план, помогая оставаться в профессии.
Для формирования согласованной и реалистической жизненной перспективы нужно знакомить юношей и девушек с конкретными примерами удачных и неудачных жизненных путей, связанных с выбором той или иной профессии. Необходимо разъяснять старшеклассникам непосредственную зависимость будущих профессиональных и жизненных достижений от их готовности к самоотдаче в труде и самостоятельности в реализации жизненных целей.
Врач-методист кабинета санитарного просвещения
ГБУЗ «СЦГМБ» Корп Валентина Владимировна
Нет комментариев