Родилась 31 января 1910 года в семье изобретателя и лётчика Степана Гризодубова.
В 2,5 года совершила свой первый полёт на папином аэроплане, привязанная к отцу ремнями.
После школы поступила в Харьковский технологический институт и параллельно в консерваторию.
Но победила любовь к небу.
Она все бросает и идет учиться в Пензенскую школу лётчиков-инструкторов.
Облетела почти всю страну на различных типах самолётов того времени.
За один год установила пять мировых рекордов на лёгкомоторных самолётах.
В 1938 году, в качестве командира экипажа вместе с двумя другими легендарными лётчицами – Полиной Осипенко и Мариной Расковой – на самолёте «Родина» совершила беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток.
Это был международный женский рекорд дальности полёта (за 26 часов 29 минут советские девушки пролетели 6450 километров). За этот перелёт весь экипаж был удостоен звания Героев Советского Союза.
Помогла вернуть из лагерей и ссылок почти пять тысяч человек.
Бесстрашная (ей не было и тридцати), она не боялась даже Лаврентия Берии. В годы сталинских репрессий спасла от расстрела и лагерей многих летчиков и инженеров.
Однажды сказала Берии в его кабинете, заступаясь за очередного арестованного:
пока не увижу в окно, что он вышел из Лубянки на улицу, не уйду из вашего кабинета. И Лаврентий Павлович сдался!
Когда НКВД отправило на Колыму Сергея Королева, Гризодубова вместе с другим знаменитым летчиком Михаилом Громовым добилась возвращения Королева в Москву. Все это время у нее дома жила мама Сергея Павловича. Хотя помогать «врагам народа» и их родственникам было очень рискованно.
Любимая летчица Сталина, она отзывалась и помогала самым разным просителям.
В 29 лет назначена начальником Управления международных воздушных линий СССР - впервые эту структуру возглавила женщина.
В годы Великой Отечественной войны командовала созданным ею 101-м бомбардировочным Краснознаменным авиаполком Дальней авиации, самолеты которого вылетали не только на уничтожение объектов и вражеских формирований, но и совершали вылеты в глубокий тыл противника, доставляли партизанским отрядам продукты и оружие, забирали тяжелораненых.
За время войны совершила около 200 боевых вылетов, причем большую часть из них – в ночное время.
За ее голову была назначена крупная сумма. Самое интересное, что состав ее авиаполка был исключительно мужским.
Мужчины слушались ее беспрекословно и называли матушкой. Хотя ей было всего 32 года.
Послевоенная судьба летчицы практически не известна — Валентина Степановна создала закрытое предприятие, на котором испытывала
новейшее электронное оборудование для самолетов.
За выдающийся вклад в обороноспособность страны и за достижения в испытаниях авиационной техники ей было присвоено звание Героя Социалистического труда.
Среди воспитанников Гризодубовой немало известных авиаторов, среди которых и знаменитый летчик Борис Сафонов, в годы войны первым дважды удостоенный звания Героя Советского Союза.
На всю жизнь запомнили ее поддержку Главный конструктор космических систем Сергей Королев, авиаконструктор Андрей Туполев, поэт Сергей Городецкий, знаменитый изобретатель Лев Термен, лётчик-испытатель Марк Галлай, летчик-космонавт СССР Светлана Савицкая, лётчик-испытатель-космонавт СССР Игорь Волк и многие другие.
Находясь с 1946 года в запасе, она продолжала активную деятельность – участвовала в исследовательской работе, была начальником летно-испытательного центра, заместителем начальника московского НИИ приборостроения по летной части, была депутатом Верховного Совета СССР 1-го созыва.
Полковник, Герой Советского Союза и Герой Социалистического Труда Гризодубова была награждена орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды и медалями.
Умерла знаменитая летчица Валентина Степановна Гризодубова 28 апреля 1993 года в Москве, была похоронена на Новодевичьем кладбище.
#31января
Комментарии 2