Из воспоминаний его жены Софьи Гиацинтовой
"При всех этих качествах у Берсенева никогда не было и тени самонадеянности. Более того: приступая к какой-либо новой для него роли, он едва ли не всякий раз — иногда более, иногда менее длительное время — чувствовал себя неуверенным и смущенным.
Несмотря на свою внешнюю эффектность и элегантность, Иван Николаевич был очень застенчив. Застенчивость свою он удачно скрывал от тех, кто знал его поверхностно, но в самом деле был даже робок, и робость порождала его неверие в свои актерские возможности: он постоянно сомневался, что данная роль ему «по плечу».
У него было очень мало ролей, которые рождались сразу, неожиданно и легко. Напротив: все они, или почти все, требовали большого подготовительного периода. Эта подготовка шла всегда в его внутренней, скрытой от посторонних глаз жизни, а внешне порой казалось, что он очень рассеян по отношению к своей будущей роли, не обращает на нее внимания, забыл о ней.
Иван Николаевич был всегда очень занят как руководитель театра; он вечно был захвачен общетеатральными интересами, он постоянно куда-то ездил, чтобы посмотреть новую постановку или нового исполнителя, чтобы узнать, как живут и чем дышат его коллеги вне Москвы.
Театр был воздухом, страстью, бытием Берсенева. И не только свой театр, а театр в широком смысле слова интересовал его. Ему все нужно было знать в жизни современного ему театра. Формирование и становление его нового общественного лица, поиски репертуара, появление молодых талантов на сценическом горизонте — до всего ему было дело, все казалось (и действительно было) важным, во всей административной, организационной и художественной жизни принимал он самое активное, самое кипучее участие.
И все это, казалось, неизменно отвлекало его от новой роли, от работы над нею. Но это только казалось. Кто знает, если б Ивана Николаевича в один прекрасный день лишили этой предельной занятости всеми вопросами театра; если бы ему искусственно создали спокойную жизнь, в которой у него была бы всегда одна задача — подготовка новой роли или нового спектакля, — кто знает, не показалась бы ему такая нагрузка тяжелой?
Он привык к постоянной, безжалостной занятости. Он никогда не забывал ни одной из сотен своих обязанностей. За всю свою жизнь он не нарушил ни одного делового обещания. Его деятельная натура требовала самого напряженного тонуса жизни, и, быть может, без этого он и роли, и спектакли свои не мог бы готовить с такой неукротимой энергией.
Из-за этой привычки, а правильнее сказать — органической потребности постоянно быть занятым, постоянно ощущать свою необходимость в театре, Берсенев никогда не умел толком отдыхать. Стоило ему получить отпуск, как он немедленно заболевал. своим вещам он был, в сущности, чрезвычайно равнодушен и рассеян. Нередкими бывали случаи, когда он терял железнодорожные билеты или деньги во время поездки на отдых.
Его холеный вид создавал впечатление избалованного человека, привыкшего к комфорту, требовательного в быту. Ноэто было совсем не так.Он был совершенно не притязательным в еде: он никогда не замечал, что подается на стол, и когда приходил к кому-нибудь в гости, даже самая лучшая хозяйка бывала обижена его полнейшим равнодушием к еде.
Его мужественное отношение к неурядицам быта могло показаться неправдоподобным.
Делом Берсенева был театр. Здесь он был феноменально точен и организован, здесь не могло быть потерь и просчетов ни материальных, ни творческих. И когда он готовил новую роль, несмотря на все внешние впечатления окружающих, он не только, как оказывалось, не был к ней рассеян и невнимателен, а все время, еще до начала репетиций, незаметно занимался ею.
Дома он постоянно шептал слова своей новой роли; иногда он совершенно неожиданно задумывался, уходил в себя — это означало, что сейчас он общается со своей ролью.
Берсенев-актер с его непосредственностью в восприятии предлагаемых обстоятельств пьесы и роли никогда не был рабом режиссера. Он просто верил режиссеру, с готовностью шел за режиссером, доверчиво, с открытым сердцем принимал его указания.
Берсенев был артистом яркой индивидуальности. Отсюда все в работе над ролью, даже в самом строгом соответствии с замыслом режиссера, обретало неповторимо берсеневские черты. Артист с головы до пят, он проявлял столько фантазии, что постановщику, да и самому Ивану Николаевичу часто приходилось сдерживаться, отказываться от многих находок, выбирая лишь самое необходимое для данной роли.
Берсенев умел видеть сразу всю пьесу и место в ней своего героя. Вот от этого творческого богатства и проистекало то настроение праздничности, которое Берсенев нес с собой на репетицию. Если актер не может «сам себя накормить» своей творческой фантазией, своей любовью к театру, верой в него, умением прийти на каждую репетицию обогащенным, — он вечно ноет, что режиссер с ним плохо работает, что он не может распознать его неповторимо своеобразный талант, не может подсказать ему, как и что делать на сцене.
Если артист полон своим активным, творческим началом, если его собственная фантазия бьет через край и его собственный внутренний мир содержателен и богат, — никогда он не будет испытывать творческий голод. У Берсенева же была, кроме того, замечательная способность присоединять к своему собственному богатству богатство режиссера, способность идти за ним, все время обогащая его мысль, разнообразя его замысел.
Поэтому Берсенев всегда приходил на репетицию, как на праздник, и каждая репетиция была для него событием."
Брак между ними продлился тридцать пять лет. Иван Николаевич нежно и преданно любил и боготворил свою жену, пока не встретил Галину Сергеевну Уланову.
В 1949-м Берсенев встретил великую балерину Галину Уланову, которая была моложе его на 21 год, жили они в гражданском браке. Берсенев был влюблен настолько, что оставил свою ранее горячо любимую Софью Гиацинтову и стал встречаться с Улановой в "Метрополе", затем переехал к ней .
Разрывал отношения с законной супругой Иван Николаевич тяжело, очень страдал от собственного предательства, но устоять перед великолепной Улановой он не мог. Отношения Галины с известным режиссером и актером продлились всего два года. Роман был ярким и стремительным.
Иван Николаевич Берсенев снимался в кино с 1914 г, но снимался мало. Его первая роль — в фильме "Слёзы" (реж. Е. Бауэр, 1914). Берсенев был первым исполнителем роли Павла Власова (в фильме «Мать», 1920, по М. Горькому). Лучшая работа - роль Карташова в фильме «Великий гражданин».
Вёл педагогическую работу (ГИТИС).
Умер Берсенев Иван Николаевич 25 декабря
в 1951 году, и на панихиде у гроба стояли две любящие прекрасные женщины: замечательная актриса и законная жена Софья Владимировна и великолепная балерина и гражданская жена Галина Сергеевна.
#25декабря
Нет комментариев