Настоящую славу и известность принесла режиссеру его картина — «Третья Мещанская» (1927), в которой также нашла отражение тема человека с его слабостями и чувствами. Сегодня этот фильм — бесспорная классика кино, которым восторгается уже не одно поколение зрителей. В конце 1920-х годов вышло еще несколько картин Роома — «Ухабы», его первый документальный фильм о евреях-колонистах «Еврей и земля» и один из последних немых фильмов «Привидение, которое не возвращается». В последней картине Роом предложил свое провокационное видение феномена тюрьмы как места кардинального перерождения человека.
Предсказуемым образом режиссер впал в немилость у советской власти. Даже первый звуковой документальный фильм Роома «План великих работ» (1930), по мнению властей, был посвящен не объективному отражению ударного труда главных строек коммунизма, а эстетскому любованию техническим новшеством. Тем более интерес режиссера к внутреннему, частному миру человеку, с его интимной жизнью и чувствами отдавало эстетической крамолой, которая к середине 1930-х в СССР стала недопустимой. В конце концов, Роома фактически «сослали» в Киев, где с 1936 года он — режиссер киностудии «Украинфильм».
Там Абрам Матвеевич создал еще одно свое кинематографическое чудо — фильм «Строгий юноша». Но его запретили, как идеологически вредный. В вину картине вменялся отрыв от действительности и неясность концепции. Фильм был положен на полку, на экраны страны он выйдет лишь через 30 лет и будет казаться абсолютно современным. Такое давление не могло не сказаться на творчестве режиссера, и он практически уходит из кинематографа, занимается преподаванием сначала в Киеве, а затем в Москве. С 1940 года Роом — режиссер киностудии «Мосфильм». В этот период он снимает только официально одобренное кино — это картины «Эскадрилья номер 5», «Нашествие» (1945), «В горах Югославии» (1946), «Суд чести» (1949) и другие. Оттаял режиссер в 1956 году, сняв мелодраму «Сердце бьется вновь».
В 1960-е он осуществил ряд экранизаций классики: «Гранатовый браслет» по А.Куприну, «Цветы запоздалые» по А.Чехову, «Преждевременный человек» по М.Горькому. Помимо режиссуры, Роом был художественным руководителем фильмов «На графских развалинах» (1957) и «Дело № 306» (1956), а также снялся как актер в фильме «Поцелуй Мэри Пикфорд» (1927). В ряде своих картин он выступал и как сценарист. Во многих фильмах Роома снималась его жена, актриса Ольга Жизнева. Выдающийся советский кинорежиссер Абрам Роом начинал в 1920-е годы, в первом поколении кинематографистов.
Искусство Роома отличается острым чувством современности, дискуссионной трактовкой моральных проблем. Главное в его картинах — человек с его чувствами и внутренним миром, а также психологизм, внимание к среде и атмосфере действия. Народный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат двух Сталинских премий Абрам Матвеевич был награжден орденом Октябрьской Революции, а также другими орденами и медалями.
#28июня
Комментарии 1