Со многих домов были сорваны железные крыши, а для кораблей, находившихся в Цемесской бухте, последствия норд-оста были трагичными.
Ветер все более и более усиливался, горы и рейд покрылись непроницаемым туманом, воздух был наполнен обледенелыми водными брызгами, которые, примерзая к снастям и рангоуту, образовывали огромные глыбы льда. К тому же была сильная стужа - 13 градусов по Реомюру (-16 по Цельсию).
В бухте на тот момент находились:
фрегат «Медея», корвет «Пилад», бриг «Паламед», шхуна «Смелая», тендер «Струя», пароход «Боец», транспорт «Гостогай», бриг ‘Аргонавт’.
Читателю наверняка знакомы фотографии зданий, обледеневших в норд-ост, поэтому вы можете представить что происходило с кораблями. Сильнейшие порывы ветра обрывали цепи якорей. Намерзший лед давил на корабли, погружая их все сильнее и сильнее под воду. Отчаянные действия команд не всегда приводили в ощутимому результату, хотя для откалывания льда использовались и абордажное оружие, раскаленное железо и кипяток.
Какие-то корабли выбросило на мель.
Но печальнее всего была участь тендера ‘Струя’ - он затонул со всей командой… Всего при этом крушении было 57 человеческих жертв.
Этой трагедии, разыгравшейся в Новороссийске, была посвящено две публикации в газете ‘Черноморское побережье’ в 1903 году.
Очень подробно с отсылкой на рапорты командиров кораблей и других свидетелей этой стихии автор приводит подробности события. А в конце статьи задается вопросом:
Не требует ли справедливость, чтобы смерть их не была лишь достоянием архива, а была бы известна всей России и чтобы память о них никогда не исчезла? Пусть будущие поколения тоже знают, как русский человек исполняет свой долг; пусть знают, что русский человек исполнение долга ставить выше своей жизни.
Памятник следовало бы поставить на видном месте Новороссийской бухты - на возвышенном месте берега на краю их временной могилы, ибо, как мы сказали в начале, их вторых вечных могил не найти на старомь Новороссийском кладбище - они сгладились и поросли лесом, а может быть и … застроены домами новороссийцев.
Сохранилась карта бухты с местами судов выброшенных норд-остом - первое фото.
Остальные фото - последствия норд-оста 1888 и 1899 годов.
Материал подготовлен каналом: Новороссийск: история, книги, родословная
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1