Графская пристань в Севастополе – известный архитектурный памятник и главные морские ворота в городе. Это излюбленное место для прогулок у местных жителей и гостей города.
Название свое она получила в честь графа М.И. Войновича, который командовал Севастопольской эскадрой в 1786-1790гг. и Черноморским Флотом в 1789 – 1790 гг. Официальное название пристани – Екатерининская, его дал граф Потемкин, но было оно малоупотребимо, а в 1925г. ее переименовали в пристань III Интернационала. И лишь в 1990 г снова вернули название «Графская».
Изначально строение представляло собой деревянный шлюпочный причал, возведенный в 1783 году. Каменными ступени сделали к приезду Екатерины II в 1787 году.
Вид близкий к нынешнему Графская пристань приобрела в 1846 году, когда по проекту инженер-полковника Джона Уптона была построено новое сооружение, которое стало воротами в город со стороны моря. Утверждение проекта шло два года, поскольку сама идея изменений возникла в октябре 1844 г.
Строительство новой пристани было решено начать, потому что постепенно город разрастался, становился красивее, и внешний вид ее перестал соответствовать названию. Тогда у
М.П. Лазарева возникла идея сделать пристань жемчужиной Севастополя. Проект разрабатывался англичанином Джоном Уоптоном – талантливейшим архитектором и инженером.
План был подан на рассмотрение Николаю I и неожиданно император решил убрать колоннады. Сам Лазарев настаивал на том, что это главное украшение и их нужно обязательно оставить. В итоге он добился желаемого, и проект был согласован.
Парадный вход на пристань представлен сдвоенной колоннадой дорического ордера, который образует пропилеи. В центре установлены колонны, несущие антаблемент, украшенный аттиком, и на нем указана дата постройки «1846».
К морю ведет широкая лестница с мраморными львами по бокам – произведением искусства Фердинандо Пелличио. Длина колоннады составляет 18,2 м, ширина – 2,8 м, а высота – 6,5 м. Она выполнена из инкерманского камня, а лестничные марши и парапеты – из гранита. В боковых пилонах имеются арочные ниши, где установлены мраморные статуи.
История Графской пристани в Севастополе имеет несколько трагических моментов, во время которых она была практически разрушена. Первый случай произошел в период Крымской войны.
26 августа 1855 г. у самого причала взорвалась баржа груженая порохом. Это был взрыв огромной силы, такой, что даже здания далеко от моря разрушились. Реконструировать ее получилось лишь в 1867 году.
Вторая беда пришла во время Великой Отечественной Войны, когда причал опять сильно пострадал. На тот момент бои велись за каждый метр и на пристань попало около 30 снарядов.
Во время обороны Севастополя у Графской пристани 12 ноября 1941 года был затоплен крейсер Червона Украина. Слева от ступеней можно увидеть памятную доску.
Восстановление заняло около двадцати лет, поскольку производилось с перерывами. В 1968-1969 г. была отремонтирована лестница по проекту архитектора В.М. Артюхова и инженера А.И. Михайленко, а колоннаду отреставрировали в 1987-1988 году.
Графская пристань на сегодняшний день — это не только главные морские ворота, но и главная место, где проводят все торжества и с которой принимается ежегодный Парад Победы.
Прогуливаясь тут, можно увидеть пришвартованные катера, ялики и катамараны – они проводят платные обзорные экскурсии по бухте и рассказывают о боевых кораблях Черноморского флота.
На карте Графскую пристань можно найти: Россия, Крым, г. Севастополь, площадь Нахимова и по координатам: 44.616942, 33.52691.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев