В истории сванских башен много загадочного и много мифологии. Например, до сих пор не очень понятно, для чего они строились и для чего они вообще нужны. Существующие сейчас башни – творение VIII-XIII веков.
Алексей Мухранов. Сванские башни. 2019 год.
_________________________________
В 1920–21 и 1921–22 годах мне пришлось, товарищи, провести две научные экспедиции в Ингушскую автономную область и в 23 году –
в Чеченскую автономную область...
Для чеченцев и ингушей чрезвычайно важно поэтому осознать, какими они были в своем прошлом. Что этот вопрос назрел, видно, хотя бы из того, что когда к вам приезжаешь, то первый вопрос, с каким обращаются, это: «Объясните нам, откуда мы происходим? Откуда идет наш язык? Откуда эти башни, могильники в наших горах?» и т. д.
.
Н.Яковлев. Проблемы изучения культуры чеченцев и ингушей. 1924 год.
_________________________________
Страннее всего, что отдаленные кистины и галгаевцы постройку своих башен приписывают франкам.
.
К.Ф.Сталь. Этнографический очерк черкесского народа. 1852 гол.
_________________________________
Хотя народ не имеет преданий о сооружении башен, но можно, однако же, с некоторой вероятностью приписать его грузинам.
Умалат Лаудаев. Чеченское племя. 1872 год.
_________________________________
Известный ингушский этнограф и краевед Чах Ахриев так описывает возникновение Эрзи:
«Кист — сын одного знаменитого сирийского владельца из дома Комнен, во время первых крестовых походов перебрался из Сирии в Абхазию, а отсюда, через некоторое время, перешел в Грузию. Но Грузия в то время была в самом печальном положении от постоянных нападений арабов и турок, так что Кист принужден был убежать отсюда в неприступные Кавказские горы и поселился в одном из ущелий Северного Кавказа, недалеко от верховьев Терека… Сын Киста Чард имел сына Чарда же. Последний построил в Эрзи 16 осадных башен и замков, которые существуют и в настоящее время.
.
Г. К. Мартиросиан «История Ингушии», 1933 год.
_________________________________
Неведение даёт повод для полёта фантазии.
Местные историки придумывают легенды и выдают их за истину. Кавказ для исследователя регион сложный.
Федеральный архитектор Ингушетии и Карачаево-Черкесии В.А.Кузьмин. Христианские храмы Северного Кавказа. 2011.
________________________________
Первый царь Леван царствовал 20 лет. Воцарившись, этот Леон, овладев всей Эгриси, назвал ее не Эгриси, а Абхазией, и разделил сию Эгриси, а отныне Абхазию, на восемь эриставств:
1. Посадил [эристава] абхазов и дал ему Абхазию и Джикети до моря и Хазарской реки;
2. Посадил [эристава] в Цхоми и дал ему территорию за Эгриси -Анакопию с Аланией;
3. Посадил [эристава] в Бедиа...
4. Так как к тому Леону присоединились доставшиеся Одзрахосу земли с юга от Чорохи,..назвал [эту землю] Гурией и посадил там эристава своего; 5. Посадил [эристава] Рачи-Лечхуми; 6. Посадил [эристава] Сванети;
7. Посадил [эристава] в Шорапани [владетелем] всей Аргвети... 8. Посадил в Кутаиси [эристава] ...Он же построил город и крепость Кутатиси и сделал [там] резиденцию царя абхазов; как и Анакопию, сделал сей Кутатиси вторым стольным [городом]...
Тот Леон закрепил за собой Абхазию и управлял [ею], и после благополучного царствования скончался христианской [эры] в 806 [году].
Восьмой царь Георгий царствовал 39 лет...Против него выступил брат его Баграт... После же умер Баграт, и [Георгий] занял всю Абхазию. А этот царь Георгий был богобоязненным и набожным, статным, храбрым, мужественным, милосердным, щедрым, строителем церквей, оказывавшим милосердие сиротам и вдовам. Он свою дочь Гурандухт выдал за Гургена, сына царя Баграта Глупого. Этот же царь Георгий после смерти царя Адарнасе Куропалата захватил Картли и посадил [там] сына своего Константина... Тот же царь Георгий прибыл в Кахети, пленил кахетинского хорепископа Квирике и захватил Кахети... А после благополучного царствования умер христианской [эры] в 955 [году]...
Одиннадцатый царь Феодосий процарствовал шесть лет. После царя Дмитрия попавшие в безвыходное положение из-за прервания наследственности своих царей абхазы — ибо не было никого другого — вывели Феодосия Слепого и посадили царем абхазов; однако после шести лет царствования Феодосия, из-за того, что в его царствовании нарушились всякие порядки абхазов, вместо него попросили царя Давида Куропалата [дать] царем абхазов Баграта, сына Гургена, сына дочери абхазского царя Георгия. Дал он [его], привели в Абхазию и короновали в Кутатиси в 985 [году] христианской эры; и от сего Баграта началось царствование
Багратионов в Абхазии. А царствовали те цари абхазов [потомки Леона] в Абхазии 199 лет. Со времени царствования того Баграта первого до царей Давида, сына Лаша (Георгия) и Давида Нарини, сына Русуданы, вся Абхазия находилась под единодержавием. От воцарения Багратионов до разделения царства, между этими двумя Давидами [внуками царицы Тамары] прошло 274 года.
Вахушти Багратиони. История царства грузинского. 1745 год.
_________________________________
Государи [rois] Абхазии присоединили по наследству Грузию к своему государству и перенесли свою резиденцию в Тифлис...
Фридерик Дюбуа де Монпере. Путешествие вокруг Кавказа. 1833 год.
_________________________________
Могучие и славные были цари абхазские . Они первенствовали в Грузии и достигли такой власти, что...назначали в образовавшееся в Грузии особое Карталинское царство царями своих сыновей; да и в прочих грузинских владениях властвовали абхазские принцы.
.
П.П.Короленко. На берегах Абхазии. 1891 год.
_________________________________
Принадлежавшие к грузинскому сословию были, собственно, холопами. Они преимущественно приобретались из Грузии, оттуда или увозились в плен, или же приобретались посредством покупки...
.
Газета "Терские ведомости". 1889. № 69 , cтр 328
_________________________________
Дворянство [грузинское] проявляет над своими людьми власть более чем тираническую, обращаясь с ними еще хуже, чем в Колхиде [Мегрелии] и заставляя бесплатно и на своих харчах работать целыми месяцами. Обычай дает им право располагать свободой и жизнью своих подданных: брать и продавать их детей или обращать в своих рабов.
.
Жан Шарден: Путешествие по Закавказью в 1б72-1673 г.
_________________________________
Я имел снова случай убедиться в ничем не истребляемом влиянии дворянской власти... Азнаур...рассердился как-то на одного из проводников и начал бить его палкой по голове. Простолюдин ворчал, но не оказывал сопротивления...На мое замечание азнаур отозвался, что он пользуется только своим правом и наказывает своего подвластного.
.
И.А.Бартоломей. Поездка в вольную Сванетию. 1855 год.
_________________________________
А что об этом говорит царь?
— Царь дал согласие, мастер.
— Мелхиседек полагает, что трехсот пленных будет достаточно, чтобы построить такой храм?-
— Нет, царь предполагает пригнать еще две тысячи рабов из Тао-Кларджети и приставить к ним полсотни опытных греков-каменотесов...
Откуда возьмете строителей?
— Сто двенадцать человек вызваны из Болниси.
— Его святейшество изволит говорить, что в случае необходимости он велит привезти из еще тысячу рабов и пятьдесят лазов-каменщиков...
В Мцхетском дворце у царя Георгия находилась серебряная литая икона святого Георгия... Икона была прикована цепью к стене , так как исстари в семье абхазских царей жило предание, что если её не держать на цепи, то она исчезнет...
Константинэ Гамсахурдиа. Десница великого мастера.~1935
_________________________________
Ступили они на берег Чёрного озера. Там тысячи людей работали на каменоломне...
.
М.В.Дарчиева. Лексическая репрезентация мифологемы "вода" в осетинском нартском эпосе. 2015.
_________________________________
Шона и Синты, как и все прочие памятники древности на Кавказе, построены в самых неприступных местностях, не в дальних друг от друга расстояниях. Они большею частию сложены из камня и по своему объему не могли вмещать в себе более десятка или двух людей. Искусство и прочность их постройки из материала, которым адыги доныне не умеют пользоваться для своих жилищ, а в прежние времена не могли и подавно, обличают несомненно не адыгское происхождение этих зданий. Из этого мы вправе вывести следующее: все эти постройки принадлежали небольшой горсти пришельцев, поставленных в необходимость оградить себя от туземцев каменными стенами крепкою позициею, за которыми они легко могли защищаться против массы. Пришельцы обладали несравненно большею образованностию нежели туземцы, почему в памяти последних сохранились в образе мифических героев, не похожих на простых смертных. Эпитет нарт , пожалуй...мог легко остаться навсегда за последними, вместо настоящего их имени.
Каламбий Кешев. Записки черкеса.1860 год.
_________________________________
В большинстве дагестанских
сказок «живут
нарты-великаны отдельно от наро-
да, как правило, в лесах, в железных
башнях, которые достигают верхуш-
ками неба и огорожены железным
забором со стальными кольями; на
заборе нередко насажены человече-
ские головы. Но нарты-великаны не
людоеды»
Л.А.Чибиров. Нартовские сказания народов Дагестана: особенности распространения и бытования. Известия СОИГСИ. 2022.
_________________________________
Князья (пши) адыгские (черкесские), в том числе и кабардинские, традиционно называемые «Инал и бынхэр» («Потомство Инала»), правили у себя в стране на протяжении XV-XVIII вв...
Главный вопрос любой родословной это вопрос о родоначальнике...
В кабардинских преданиях рассказывается, что власть над Кабардой передал Иналу тлакотлеш Кабарда Тамбиев. Тамбиев поначалу сам был в ранге пши, т. е. правителя...
Кабарда Тамбиев двинулся по направлению к Псыж, откуда он прибыл сюда. Инал Одноглазый жил где-то очень далеко. Кабарда привез его...
У некоторых родов, повидимому, до ХlХв. хранились какие-то реликвии, связанные с Иналом. Я. Потоцкий упоминает его золотой крест. Святилище (аныха) Инал-куба на р. Псху, в верховьях Бзыби, до недавнего времени (по данным Ш. Д. Инал-ипа) почиталось абхазами...
Не подлежит сомнению...— взаимосвязь и генетическое родство абхазской и адыгской фамилии Иналов (абх. Иналаа, Инал-ипа, каб. Инал), представляющей высшее аристократическое сословие как в той так и в другой этнической среде.
К потомкам Инала, по преданию, относятся также бжедугские и темиргоевские князья. «Князья темиргоевские, гатугаевские и бжедугские считаются происходящими от Инала-Кеса и родными владетельным князьям Абхазии и Кабарды» — читаем мы у Леонтовича. По преданиям, на которые опирается Ш. Б. Ногма, Инал не с самого начала жил в Кабарде, он прибыл сюда с Черноморского побережья, то есть надо полагать из Абхазии, и «оказывал свои милости опским или абазинским князьям Аше и Шаше», то есть абхазским князьям Ачба и Чачба, последние из которых были владетелями Абхазии. Его первая жена, по преданиям в записи Ногма, была дочерью абазинского («осского») князя Ашева (Ачба)...
Л. И. Лавров был первым исследователем, кажется, кто указал на абхазо-абазинское происхождение кабардинской аристократии. «Тамбиевы происходят из Мудави», т. е. из абазинского общества медовеевцев, находящихся в горах Черноморского побережья, недалеко от Адлера, — писал он, — что же касается фамильного имени Тамбий, то оно означает князь или «бий» абазинского общества Там, существовавшего до середины XIX века в Закубанье. Старейшая родословная кабардинских князей начала XVII века сообщает, что у Инала был сын Тобулду. Конечное «ду» в имени Тобулду явно не коренное, ибо в другом варианте родословной того же времени вместо Тобулду указан Табула. Так как ду по абазински значит «большой», то интересующий нас сын Инала носил, оказывается, абазинское имя — Большой Тобыль. Совокупность всех этих фактов, — писал Лавров Л. И., склоняет к выводу об абазинском происхождении господствующего сословия в феодальной Кабарде»...
Инал умер на Кавказе и похоронен на границе с Абхазией. И до сих пор абазины и абхазы чтут его могилу и мавзолей «Инал-къубэ».
Период вхождения в состав Российской империи»... характеризуется уничтожением знати, в ходе столетней Русско-Кавказской войны (1764-1864гг)...
Чудом уцелевшие и дожившие до наших дней отдельные представители княжеского рода ведут жалкое существование...
Династия кабардинских князей достаточно долгое время управляла страной, определяя ее внутреннюю и внешнюю политику. Они же были предводителями в походах, и защитниками во время иноземных нашествий. Поэтому, все плохое и все хорошее в эпоху пшиуорков — ассоциируются прежде всего с именами господствующих князей...
Совершенно неоспоримы их заслуги в формировании некоторых важных компонентов традиционной этнической культуры, как историко-героический эпос «Нарты», адыгский этикет, черкесская одежда, кабардинской породы лошадей и т. д.
Адыгский историк В.Н.Сокуров. "Сказание о князьях черкесских" как исторический источник. 2011 год.
_________________________________
Башня "Адиюх" возвышается над долиной реки Малый Зеленчук (р.Инжич), была построена в 1760 году по велению черкесского князя Темрюк Аджи-Баматова.
О.Н.Авксентьева. Н.П.Девятова. Н.Н.Хафизова.
"Башня Адиюх". 2023 год.
_________________________________
Обратимся к Абадзехам...
Вот что подслушано у них.
С незапамятных времен, несколько именитых абхазских фамилий были вынуждены оставить родину и искать оседлости на северном склоне главного хребта...
Всякому горцу известно, что Абадзех, назвав себя Адыге, в то же время величался благородным своим происхождением, иначе хвастался...
.
Н.Л.Каменев. Бассейн Псекупса. 1867 год.
_________________________________
В сознании большин-
ства вайнахов представители карабулаков и аккинцев, зани-
мающие промежуточное географическое положение между
местными народами, предстают как особые тайпы, которые не
причисляют себя ни к чеченцам, ни к ингушам.
Академик Ш.Б.Aхмадов
Чечня и Ингушетия В ХVlll
- начале XIX века. 2002 год.
_________________________________
Дауев С. также относит к "пришлым" всех арштхойцев без разбора, а заодно с ними и аккинцев.
.
С.А.Натаев. К вопросу об этническом аспекте института чеченского тейпа. 2015 год.
_________________________________
Там, в стороне Баш-лама, рассказывают старики—чеченцы, есть горы, из которых вытекают р. Асса, Фортанга, Геха. Это—горы Аки-лам; там живут, или по крайней мере, жили при наших предках «лам-кристы» (горные христиане). Это наша колыбель, как и других чеченских родов. Сменилось четырнадцать поколений с тех пор, как наша часть «лам-кристов» вышла из своего гнезда по причине малоземелья и протянулась на восход солнца. Роды нохчи чеченцы ели тогда свинину и были «русские», т. е. христиане...
По этим преданиям, в Галгаевских горах жил некогда христианский царь, который оставил в своем ауле церковь. Старики, которых я расспрашивал, также неоднократно подтверждали все вышесказанное.
.
Дагестанский этнограф Б.К.Далгат.Первобытная религия чеченцев и ингушей. 1893 год.
_________________________________
Акуа - "люди Аки"...допустимо предположить, что Акуа - Сухум в древности был либо столицей колхидского царя Аки, либо местопребыванием его наместника.
Грузинский учёный Д.К.Капанадзе. Новые материалы к изучению статеров Аки. 1946 год, стр 150-155.
_________________________________
"Мы Мержой орстхойцы, нас относят ингуши к себе, а чеченцы к себе, но ни г1алг1ай ни нохчи мы не являемся.*
Сами орстхоевцы и аккинцы объединяют под именем орстхой четыре подразделения: собственно орстхой, аккий, мержой и цечой.
Мы все орстхой из Акки» , — говорят представители этих групп, вполне четко до сих пор сохраняя свое этническое самосознание
.
.// Н. Г. Волкова «Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII — начале XX века». Москва: «Наука», 1974. С. 163
_________________________________
Старейшины чеченского рода коренных аккинцев (ydna-L3) говорят о Сиккаме как о далекой прародине».
.
А. М. Нальгиев, Х. Б. Парижев, Артур Чеченский. Грозный, Магас, Москва — 2016.
_________________________________
Уместно тут вспомнить и широко бытовавшее у чеченцев
выражение: «Сиккам г1ойла хьо» – «Да уходи ты хоть в Сикким».
М.К.Осмаев. "Чеченцы, обычаи, традиции, обряды". 2016 год.
_________________________________
Что легло в основу этнонима Орстхой (Арстхой, Аьрстхой, Эрштхой, Арштхой), остается невыясненным...
Подчеркивая свое («эзди нах») высокородное происхождение, орстхойские мужчины вплоть до конца 18 века (по преданиям информаторов) носили длинные кудри, а женщины — высокие прически - кур, одновременно заставляли начисто брить головы всех мужчин, попадавших в их зависимость. До наших дней дошли предания о том, что орстхойцы — пришлые племена. Они пришли с берегов Черного моря. «Iаьрдж форд йисте ЗyгIyp хий даьхна Iаьрджа Мерджой да тхо!». Букв: «Мы — черные мерджойцы, что жили на реке Зугур с берегов Черного моря!» — можно услышать и сегодня от представителей подрода Орстхойщев.(Информатор Мержоев Майрбек Мурцалиевич, 1940 года рождения, уроженец с. Бамут Ачхой-Мартановского р-на).Орстхойцы отсылают нас к аьккхинцам как к своим славным -предкам, в других преданиях — как родственному племени. Орстхойцев вайнахи связывают с именем — мифических героев нартов. Имя нартов обычно произносят в сочетании с орстхойцами, напр. наьрт-орстхой...
В религиозных верованиях Орстхойцев ведущее место занимал культ священного оленя...
Окончательное решение вопроса об этнической природе орстхойцев мы оставляем для будущих более глубоких исследований.
Орстхойцы-Эрштхойцы не относят себя ни к чеченцам, ни к ингушам. Они заявляют о себе, как об отдельной этнической группе, со своим историческим прошлым и своим особым путем исторического развития. Это одно из самых воинственных племен вайнахского народа. Занимает промежуточное между ингушами и чеченцами место.
Ахмад Сулейманов: "Топонимия Чечено-Ингушетии". 1978 год.
_________________________________
У арстхойского народа несколько пре
даний, связанных с его происхождением.
Одно из древнейших, передающееся из
поколения в поколение, звучит (без лекси
ческой обработки) так: «Мы оарстхой и по
томки оарстхой. Наши предки занимали эти
земли еще при иных посланниках-проро-
ках, во времена предшественников Мухам
мада (с.а.с.) и Исы (с.а.с.). Но было это позже
пророка Мусы (с.а.с.(-Моисея. Д1ай (дэай)
от нас отделились, оставили свои поселения
и ушли в сторону Персии. С того же направ
ления много позже пришли к нам г1ажарой
(гажарой) — наши соплеменники. После
чеченцев и ингушей нам родственны черке
сы — абзе: абзой, жани, шепсаги и другие.
Не чужды по крови и балкхарой, и караши
(карачаевцы), и знать гэабарти (кабардин
цев). Наши предки ходили войной в дальние
походы, свергли (низложили) в давнее вре
мя Йазида-царя...»
Аслан Эльмурзаев. "Кавказ и его народы: Арстхой". 2012 год.
_________________________________
Курчалой - селение в Шалинском районе на речке Хумг.
Алхазан барз (Алхазан барз) «Апхаза курган». На южной окраине села.
Дашо ага дIадоьллина барз (Дашо ага дадёллина барз) «Золотую колыбель (куда) закопали курган».
Ахмад Сулейманов. Топонимия Чечни. 1997 год. стр 49.
_________________________________
К домонгольской эпохе относится, безусловно, расцвет каменого строительства в горах Чечни. Такие сложные архитектурные сооружения как башни, замки, склепы, храмы и святилища могли появиться только при условии высокого уровня производительных сил общества, при наличии феодальной верхушки...
В ферховье Фортанги и её притоков карабулаки (арштхойцы) в период средневековья создали интереснейшие памятники - башенные посёлки своеобразной архитектуры.
Ю.А.Айдаев. Чеченцы: история и современность. 1996 год.
_________________________________
По представлению жителей сел. Ольгеты, орстхой — это реальный народ, родственный аккинцам и малхистинцам, но не галгаевцам. Сохранившееся до наших дней среди западных вайнахов понятие об орстхойцах как своего рода «военной касте» в известной мере отражает реальную историю орстхойского народа. Их башни, построенные в верховьях р. Фортанги, считались наиболее совершенными постройками. Эти народные представления находят свое подтверждение и в Исторических источниках.
Н.Г.Волкова. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. 1973 год.
_________________________________
В абхазско-ингушских параллелях
обнаруживаются общие основы, обозн
ачающие наименования местностей, жив
отных, зерновых культур и т.д.
.
Ф.М.Костоева. Лексические параллели ингушского и ашуйского (абхазский, абазинский, убыхский) языков. 2016 год.
_________________________________
Некогда на земле жили нарт-орштхойцы. Среди них были выделяющиеся герои... Они положили начало всем порядкам среди ингушей и чеченцев, от них производят свою родословную многие фамилии ингушей.
Башир Далгат. Первобытная религия чеченцев и ингушей. 1893 год.
_________________________________
Однако выслушайте о таковых, во-первых, это: царство Абхазское малое имел, убавленное и малое было, и из-за пленений и вышепомянутых бед малый отряд воинства...
Царь Давид, видя столь многие вышние от Бога милости, поспешества, одоления и победы свои и царства, страны, города и крепости, которые Бог отдавал ему, ибо не было такого множества войск в царстве его, которых для стояния и удержания городов и крепостей и при нем же самом пребывания и походов достаточно было при неустанном хождении его походами зимой и летом...
И забрал крепости дарьяльские и всех врат осетинских и кавказских гор. И сотворил мирный путь для половцев, и вывел множество весьма великое...руками их сокрушил совершенно силу персидскую, и навел страх и ужас на всех царей земных, и с их поддержкой сотворил дела неуверяемые...
А сколько при этом построил он церквей, сколько мостов через суровые реки, сколько дорог, утомительных для ходьбы, сделал мощеными, сколько церквей, поруганных язычниками, освятил в дом Божий, сколько родов языческих обратил в сынов святой купели и примирил со Христом.
Грузинский анонимный автор. "Житие и деяния царя царей Давида". Хll век.
__________________________________
Абхаз цветущая местность, как и города этой местности.
.
Ал-Мукаддасий.
"Лучшее из деления для познания климатов". 985 год.
_________________________________
Эмхвари заговорил с Арзаканом по абхазски. Я немного понимаю этот своеобразный язык: порой похожий на птичье щебетанье, порой журчащий, как ручеёк...
Сегодня он...заговорил о приключениях воеводы царицы Тамар - Дагато Шервашидзе... воскрешал имена каких-то абхазских рыцарей...
Крепость , - сказал Тараш (Эмхвари) - образец гармонического сочетания архитектуры с природой... Они тянутся до Чечни вдоль реки Аргун...
И так по всей Грузии , вдоль каждой реки в шахматном порядке расположена система крепостей...
Когда в старину двигался неприятель...тотчас же крепости , расположенные в шахматном порядке зажигали огонь...и подхватывали боевую тревогу.
.
Мингрельский дворянин Константинэ Гамсахурдиа. "Похищение луны". 1935 год. стр 133, 386, 478.
_________________________________
Царица Тамара была тёткой юной красавицы Ширины и являлась правительницей Абхазии.
.
Ариф Ардавилл. " Фархад-наме". ХlV век
_______________________________
Именем бога, я, Тамар Багратуниан, волею бога апхазов, картлов, ранов, кахов и армян царь и царица, шарванша и шаhанша, и всего Востока и Запада самодержица.
Титул царицы Тамары из грамоты Гелатскому монастырю. 1193 год. _________________________________
Разрушить церкви и монастыри никто не осмеливался. По сию и по ту сторону караваны никто не мог грабить. Древнее царство их — Абхазию держала [Тамара] в спокойствии... воров и злодеев не было...Овсы, горцы, кипчаки и сваны не осмеливались грабить. Таким богатым было это царство, что вассалы дворян одевались наравне с их патронами.
Грузинская "Летопись времени Георгия Лаша". Хlll век.
_________________________________
Профессор В.Ф.Минорский. История Ширвана и Дербенда.1963 год. Карта N1
_________________________________
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев