На южном склоне снеговых гор и на равнине Черного моря живут абазинские племена убыхов: убых, шапсих, ибсип, кубихан, аратховас, бах, налькупи, маджави. Черкесы называют их кушхазип абазы, или загорные абазины. У них нет никаких князей, но хорошего наездника и хорошего вора они считают необыкновенным человеком и охотно ему подчиняются.
...Они разводят виноград, особенно убыхи, изготовляющие хорошее вино и притом в большом количестве.
Г.Ю.Клапрот. «Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807-1808 гг.»
______________________________
Южные склоны снеговых гор и долины на побережье Черного моря до речки Гагрипши населяют племена убыхов и саше, которых называют также джикеты, пшавы, ясхипсы, иналкупы, свадзвы, артаковцы и марьявы. Черкесы называют их «куш-ха-зир абазы»...
Иоганн Бларамберг.
«Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа». 1834 год.
______________________________
Между землями, населенными с одной стороны Натухажцами, а с другой Джигетами, находится отдельное племя Убыхи. Из них прибрежных черкесы называют Абадзе; живущих-же на верховьях речек к хребту — Убыхами...
Слова: Абазия (Abadze) и Абхазия (Abhaze) есть название одной и той-же страны: первое, произносимое по-черкесски, а второе — по-грузински...
Во избежание всякого недоумения следует объяснить, что Abasintzi и Abadzas...суть одни и теже; поэтому не основательно было-бы полагать какое либо различие между названиями Абаза, Абазинцы и Абхазцы.
Л.Я.Люлье.«Общий взгляд на страны, занимаемые горскими народами: Черкесами (Адыге), Абхазцами (Азега) и другими смежными с ними». 1857 год.
_______________________________
Приморские племена, в том числе и убыхи, слывут [известны] у адыгов, живущих за хребтом к востоку и далее за Кубанью, под именем абаза или абадза.
.
П.К.Услар. О языке убыхов. 1816-1875.
________________________________
Воинственные поколения, известные в Европе под неопределительным названием черкесов...
Первое главное племя абадзе; сюда принадлежат колена:
а) Собственно называемые абадзе, живущие по Черному морю на реках Саше, Субеше и Шахе;
b) Натухайцы, в окрестностях Анапы и в направлении оттуда по берегу Черного моря до р. Туапсе и вверх по Кубани до р. Адагума.
с) Шапсуги, живущие отчасти в смешении с натухайцами по Черному морю, но преимущественно по ущельям и долинам рек Абина, Уля, Афипса и Пшепша, в Кубань впадающих;
d) Абадзехи, живущие по р. Белой и впадающим в оную другим речкам.
В средоточии сих четырех племен, на вершинах Белой и Шахе, близ последних снеговых гор, на западной оконечности Кавказского хребта, живет племя убыхов, которое хотя и различествует много в языке, но в политическом и географическом отношениях должно быть сопричислено к оным...
Адыгейский князь Ф.А.Бекович-Черкасский и полковник Г.Х.Гасфорт. Докладная записка фельдмаршалу И.Ф.Паскевичу. 17 сентября 1830 год.
_________________________________
Ахыном мы называем Черное море.
Именем Ахына клялись — существовало это как обычай.
«Ахын, не отдам!», «Ахын, не знаю», — вот так говорили.
Басхаги *, что ни год, для угождения Ахыну закалывали
корову.
Говорят, таковы должны были быть приметы той коровы:
масти совершенно черной без белой звездочки на лбу. Если
и была корова вся черная, а только кончик хвоста белый, уже
она считалась непригодной. Если в стаде обнаруживалась корова указанной масти,
почитали ту корову посланной Ахыном.
Оттого и называли ее: «Ахыном ниспосланная».
В предназначенный срок такую корону приносили в жертву
Ахыну.
Черное море, именуемое Ахыном, — море студеное, очень
холодное. Бушуют на нем ветры. Налетают с того моря на
берег частые ураганы и бури.
И так как эти вихри приносили большие опустошения,
то, пожалуй, верно будет, что в древние времена люди очень
боялись Ахына, и Ахын почитался ими как божество грозное,
страшное. Ахыну поклонялись как божеству.
Есть и другой рассказ.
Будто бы существовал какой-то человек, называвшийся
Ахыном.
Этого человека представляли огромным, высоким, могу-
чего телосложения, с виду страшным, дико уродливым, а по
силе, храбрости и мужеству несравненным.
В те далекие времена пребывавшие в страхе люди могли
пользоваться для крепкой клятвы именем этого человека из-за
устрашающего его вида.
«Ахыном клянусь, того-то не знаю». «Ахыном клянусь,
того-то не говорил».
Говорят, что Ахын происходил из басхагов*.
У Ахына будто бы был только один очень длинный штык.
С ним он охотился, им убивал диких зверей и хищных птиц А
Полагают, что существовал какой-то лютый, суровый муж,
по имени Ахын.
Он получил свое прозвище от того, что походил на Ахын-
море, был он грозен, холоден, злодей бездушный, без состра-
дания.
Всё же вернее повествуют, что Ахыном называлось
Черное море.
Кабардинский фольклор. 1936 год , стр 84-85.
_______________________________
Заметки свои я составил в 1849 году после трехлетнего пребывания моего за Кубанью. Ныне я решился привести их в порядок и дополнить при помощи подпоручика Омара Берсеева, абадзехского уроженца...
Басхаги * выходцы из Абхазии...
Постепенное выселение абазы из Абхазии продолжается и доныне. ...
Барон К.Ф.Сталь. Этнографический очерк черкесского народа. 1852 год.
_______________________________
Самое любопытное божество был Ахин, покровитель рогатого скота. Я слышал рассказ очевидца празднества, отправляемого в честь его. Впрочем, Ахин не коренное божество Черкесов; по-крайней мере, часть Абхазии более имеет права на его благосклонность, как видно из того обстоятельства, что он избрал себе там постоянных поклонников и служителей. В Абхазии есть общество Ардкоадь, в котором находится род Цсбе. Это семейство ознаменовано особенным благоволением Ахина. Из стада его избирает он себе жертву, именно корову, еще не телившуюся. Когда наступит время осенью, корова, избранная им, разными движениями и ревом дает разуметь хозяевам, что она удостоена чести быть принесенною в жертву божеству. Тут все семейство собирается к Ахиновой корове, моют ее молоком. Хозяин стада отправляется вместе с нею в путь, имея с собою тхие (вареное тесто, род освященной булки). Коровы не гонят, а она сама идет к месту жертвоприношения, хотя это место очень далеко, почему и называют ее обыкновенно самошествующею коровою Ахина (Ахин итчем лерук). Она идет чрез места, называемые Цзужи и Чеккофи, Хмишь-тчей, а потом переходит реку Сфеши и вступает в Убыхское Поколение Сшаше. Здесь Ахинова корова останавливается у рода Чземух; отдохнув, она снова вступает в путь, сопровождаемая крепостным человеком старшины Чземух, так же с тхием, и сверх того с черною козою. Путь самошествующей жертвы лежит через общество Ордане, где старшина из рода Зейфш принимает её. Потом проходит через общество Десчен.
Тут старшины разных кланов присоединяются с тхиямии козами к свите самошествующей, и идут к месту жертвоприношения, называемому Ахин-итхачех, которое находится на вершине реки Шахе, и состоит из купы вековых огромных дерев, на которых висят разные оружия.
В старину почтение к сему священному месту доходило до обожания: убийца, преследуемый кровоместниками, спасался скрывшись под тенью Ахиновых дерев. Около сих священных дерев живут с незапамятных времен Берзековой фамилии отделение Бабуков.
Шествие Ахиновой коровы представляет любопытное зрелище : пестрые толпы народа идут, с открытыми головами, в праздничных одеждах, и гонят множество черных коз. Ахинова корова, подойдя к священным деревам, сама ложится под их тенью, и остается в течение наступающей ночи . Народ также здесь ночует, соблюдая некоторого рода пост — не едят и не пьют до следующего дня. Поутру, по произнесении с величайшим благоговением молитвы, самошествующую корову приносят в жертву божеству Ахину. Следующее слова в молитве, при том произносимой, особенно замечательны:Я Оббе! я Ахин!
Атчен-бe ясни
Стчен-бe ясни!(Сии слова убыхские. Это доказывает, что Ахын божество собственно не черкесское, однако ж в Абедзахском Племени и до сих пор божатся Ахином, следовательно, там народ чтил его наравне с своими богами. Сверх того сие обстоятельство показывает происхождение Абедзахов.)
Слово в слово переводя, значит:
О Боже! о Ахин!
Если и пойду — даруй мне!
Если и придут — даруй мне!
Т. е. когда пойдут на войну и когда прийдут неприятели, в том и в другом случае, даруй, чтобы добыча досталась нам.
Один из странных обрядов жертвоприношения Ахину есть тот, что зарезанную жертву несколько раз переносят с места на место: там, где зарежут, не сдирают кожи, где снимут кожу не раздробляют тела на части, и т. д. Под священными деревьями есть огромный ковш, полный белым вином; в день жертвоприношения, которое совершается через каждые три года раз, старшины пьют, при произнесении молебственных слов , этого вина по чарке. Тут находится и вековой котел, огромный, поставленный каким-то Едиком, как видно из преданий. В нем варят мясо Ахиновой жертвы. В одно время режут и пригнанных черных коз. По приготовлении козлиного мяса начинают пиршество — пьют, едят, поют и пляшут. Замечательно, что пляшут снявши с себя шапки. Мясо Ахиновой жертвы носят по домам, и дают по куску (тейхх) каждому, и даже младенцам кладут его в рот. Кожу, голову и ноги Ахиновой коровы зарывают в землю, на месте жертвоприношения.
Адыгейский историк Султан Хан-Гирей. "Черкесские предания". 1841 год.
_______________________________
...Оздемир удалился в Абхазию. Инал пошёл за ним к абазехам...
.
Шора Ногмов. История адыхейского народа. 1861 год.
_______________________________
Апсуаязычные поселения были распространены вплоть до Таманского полуострова на севере и вплоть до Малой Кабарды на востоке.
Адыгейский историк Самир Хотко. Адыги и народы Кавказа. 2009.
_______________________________
_______________________________
_______________________________
Абазинцы выходцы из Абхазии основались между главными и второстепенными Кавказскими хребтами между рр.Ходзь
и Большой Лабой.
Древнейшие и главные места расположения народа Абазы
суть южные склоны горы между Кубанью и Черным морем. Они
подвластны туркам и разделены на две части: восточную и западную подведомственные двум пашам, обыкновенно избираемым из знатных лиц самого населения. Один из таких пашей
находится в Суджук–Кале, а другой в Сухум–Кале. В их владении состоят: шапсуги, убыхи, тубы Египта, Кодзь, Тсиобсик,
столица Анакопир в древности Никопис. Замечательные местности: Анаклия древняя Геракле, крепость при урочищах Ингура, Витсивинта и Питгуна – древний великий Титгус при устье
Кобегпа, Бедга, Стакан, Драбела (древний Данбор), пребывание
епископов, Ийори, Кодры, Тмоши, Золушка, Зопи, Борредиан по
берегу моря и Джанкетлабла [Абзах], большое селение, растянувшееся
по берегам р. Пшог на 15 миль; этих абхаз черкесы называют
Кушх–Хачип (т.е. живущий по ту сторону гор).
Малая часть этого племени, расположенная на севере, называется черкесами Тапанта, а татарами – алты–кесек, т.е. шесть
колонн или родов. Им дозволено было поселиться между кабардинцами и бесленеями. Таким образом, подчиняясь Кабарде, они поделились на шесть родов: Кизильбек, Тамме. Шегирей
и Берчек [Берзек?] по 300 дворов каждый; Башильбей 1000 и Шабой тоже
1000 дворов. Эти абазы (нынешние абазинцы) говорят языком,
не похожим ни на одно наречие, хотя, по–видимому, он родственен языку черкесскому. Страну свою они сами именуют Абане [Апсны],
татары, турки и черкесы называют ее Абаза, грузины – Абхазет.
Это Абазна у английских историков и Абаргиа Императора Константина; Абазское племя в настоящее время почти язычники,
хотя между ними и сохранились следы христианства.
Относительно абазинского общества депутаты объяснили:
абазинцы принадлежат к абхазскому племени и первоначально
жили в Абхазии (на восточном берегу Черного моря)...
.
Автор неизвестен. «Пояснительная записка о личных
правах туземного населения Кубанской области»1.
Не раньше 1872 г.[?]
(Извлечение).
Р.К.Кармов.
Абаза на Северном Кавказе
(исследования и источники)
1648–2020 гг.
__________________________________
К племени абаза принадлежат, совершенно исчезнувшие на Кавказе
народности: джигиты (садзуа) и убыхи. Эти рыцари угрюмого Кавказа, прометеевы сыны, до сих пор в Турции сохранили прежний облик своего грозного величия. Известно, что главную касту эмигрировавших в Турцию горцев составили
лучшие, протестующие, свободолюбивые, сильные народности Кавказа.
Симон Апсуа [Басариа]. Горцы Кавказа в Турции.
«Отклики Кавказа», Армавир, 1913, № 22.
_________________________________
Насильственное выселение абх
азцев (до 400 тысяч человек) из Абхазии в Турцию...составляет самую печальную страницу...исчезли целые абхазские племена: джигеты, шапсуги, убыхи, гечь, цан, гуи, дал, цабал, чегем . Исчезли они поголовно, не осталось от них ни души . Часть погибла в войне; остальные были выселены в Турцию.
М. Д. "Трагическая страница истории (абхазские переселенцы)".
«Трудовая Абхазия», Сухум-Кале, 1926 год,, 3 июня, № 123.
[М.Д.? -- Маан Дмитрий?]
_______________________________
Я знал, что убыхи — одно из абхазских племен, говорившее на особом наречии, зачастую непонятном другим родственным племенам. Мне было также известно, что в XIX веке убыхи были поголовно выселены в Турцию и вымирали в жестокой нужде на чужбине.
Михаил Лакербай. Абхазские новеллы. 1901-1965.
________________________________
Владетель Абхазии воспитывался в доме Аджи Берзека...
.
Начальник 2-го отделения Черноморской береговой линии генерал М.Ольшевский. Рапорт начальнику Черноморской береговой линии Н.Н.Раевскому. 10 марта. 1840 года.
_______________________________
Хуаша - легендарный герой из рода Бырзыкь, с его конём арашем по имени Зар связана песня абхазских всадников Азар.
По преданиям, горное общество Мдзаа или Мамдзаа состояло из фамилий: Абатаа, Абырзыкь, Адагуа, Аираа, Аублаа, Аджыраа и Нанба.
Ш.Д.Инал-ипа. Антропонимия абхазов. 2002 год,
_______________________________
На западе, по берегу Черного моря, до самой Анапы жили Абхазские племена: абазины, абадзехи, шапсуги, убыхи, джигеты и др., следы пребывания которых остались и до настоящего времени в географических названиях и разного рода
памятниках.
Абхазский историк [вменяемый] С.М.Ащхацава. Официальный доклад на Всесюзном краеведческом съезде: "Пути развития абхазской истории". 12 сентября 1924 год.
_____________________________
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев