О крепости Темрюк и о характере народа татарского и казацкого племени, живущих в ее окрестностях.
Население окрестностей, принадлежащих к указанной крепости, достигает двух тысяч человек; они имеют своих черкесских беев и сипахи . Раньше, когда крепость Азак находилась во владении османов, им поручалась доставка и охрана припасов и денежной казны, присылаемых в крепость Азак.
Четыреста-пятьсот татар, известных вне полуострова Шахи как племя бурлак из народа, называемого ямансадак ногаилы (ногайцами ямансадак) , проживают у абазинских и черкесских беев. И опять из той же группы людей имеется восемь тысяч, которых называют племенем джедисан . Они живут на земле черкесской области, на берегу реки Лана , недалеко от места, называемого Тыган калеси (крепость Тыган), которая раньше была восстановлена Девлет Гирей-ханом . И еще говорят, что из упомянутого народа здесь находятся две тысячи человек, а живут они на полуострове Минтана, где расположена крепость Ачу. Они известны как племя иштерек-оглу . И еще имеется из названных групп до шести тысяч человек, которые составляют племя кыпчак. И еще пять тысяч человек составляют племя кытай. Последние живут на берегу реки Кубань, недалеко от крепости Ачу. Кроме полу острова Минтана они рассеялись в сторону Азака.
Казацкий народ пришел на полуостров Шахи после битв и сражений с московскими кяфирами из тридцати двух военных укреплений, которые находились по течению рек Бозук и Тен (Дон).
Нам сообщили, что и до настоящего времени общее число их достигает десяти тысяч. А сами они живут между реками Анапой и Пучгаз на склоне горы Абаза. Они имеют шесть пушек тимур и три пушки шахи . Они насыпали валы вокруг того места, где проживают. Пусть всевышний Аллах нас сохранит! — если бы неприятель пришел на полуостров Шахи со стороны Азака по суше или по морю, первой, куда бы он пришел, была бы крепость Темрюк. В том случае, если бы он пришел морским путем, то прежде всего ему бы подчинились и стали послушными казаки. Ведь эти казаки и теперь родственны московитам. Правда, они не подчиняются с готовностью всякому. Однако по смыслу изречения: «Все кяфиры — одной веры», если [те] окажут им покровительство, видимо, и они склонятся к повиновению.
Что касается татар ямансадак, о которых мы уже писали, то нам сообщили, что это народ, который не имеет ни пушек, ни ружей. Они не проявили враждебности и отправились к реке Итиль (Волге), которая находится на расстоянии тридцати конаков , чтобы поселиться там.
Что касается абазинцев, то они одержали победу над неверными черкесами, живущими недалеко от них...
Зденка Весела. Турецкий трактат об османских крепостях Северного Причерноморья в начале XVIII в.
_________________________________
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев