В 1862 году мне довелось посетить Кавказ. Целью моей поездки было свидание с моими родными, которых я не видал лет пятнадцать, т. е. со дня поступления в кадетский корпус. Мне хотелось также побывать в экспедициях, с каким-либо из отрядов, действовавших на правом крыле Кавказа, в земле воинственного черкесского племени абадзехов...
Три часа нашего горского марша — и мы около обоза. Понятно, что мы уже не могли идти таким ходом, как шли всё время, и потому только к пяти часам вечера следующего дня достигли благополучно укрепления Майкоп. Правда, на рассвете, с левой стороны дороги, из лесу высыпало до ста абадзехов, вероятно, предуведомленных о следовании обоза к Майкопу; но многочисленность конвоя удержала их от нападения. Выскакивали только одиночные всадники, как бы вызывая на единоборство; однако с нашей стороны не оказалось охотников. Абадзехи ограничились на первый раз угрозой, что мы не избегнем встречи с ними за Курджипсом.
«Советуем вам проберечь до времени храбрость и заряды свои», иронически ответили с нашей стороны.
«Верно, вы строго поклялись добросовестно заслужить тот абаз , который вы получаете за каждый день экспедиции», дразнили абадзехи наших.
Этого было достаточно, чтобы наши решились проучить абадзехов за дерзость. Двадцать всадников
«В косматых шапках, в бурках черных,
К луке склонясь на стремена»
и, придерживая приклады своих винтовок, понеслись в рассыпную к лесу. Абадзехи недолго заставили себя ждать: в двадцати местах произошло состязание на полном скаку. С нашей стороны были ранены человек шесть и четыре лошади; абадзехи потеряли более.
Ни одно племя горцев не могло сравниться в храбрости, ловкости и лихости наездничества с теми обществами кабардинцев, которые, именуясь хаджиратами, живут на Кубани, обеих Зеленчуках, Урупе, Лабе, Ходзе и в других местах правого крыла Кавказа. Это не те изнеженные кабардинцы, которые сохранили в наездничестве одну только манерность. Наши оказали изумительное уменье ловко владеть оружием: только в момент решительного столкновения с противником выхватывали они винтовки, а до того стремительно налетали на абадзехов, чтобы сшибить их с коня. Для хаджиратов седло тот же мягкий диван, на котором они располагаются так удобно и так грациозно.
Да не обвинят меня в пристрастии к моим землякам. Ссылаюсь на всех имевших случай узнать их.
Хагондоков. Записки черкеса. 1867 год
_________________________________
Имеется немало материалов, прямо указывающих на абазинское происхождение фамилии. Один из таких документов — “прошение абазинского 1-й степени узденя Якуба Хогондокова”, адресованное 28 июня 1862 г. командующему войсками Кубанской области генерал-лейтенанту Евдокимову. Другое прошение исходило от прапорщика Лафишева и предназначалось начальнику Кабардинского округа Орбелиани. Оно начинается словами: “По Претензии на меня абазинского узденя Якуба Хагундокова я вызван в Кабардинский суд...”.
Адыгейский историк С.Н.Бейтуганов. Кабардинские фамилии: истоки и судьбы. 1989 год.
_________________________________
Безонта и вся юго-западная полоса гордийских гор принадлежит сильному, боевому древнему народу, который называет себя Абхаз (Абгаз) и свою страну "Аваза"...
Народ, живущий на Кубани под именем Абазек, считает себя давно отделившейся колонией абхазов и называет эту страну Большая Аваза, а своему местожительству дает название Малая Аваза...
Якоб Рейнеггс.
Всеобщее историко-географическое описание Кавказа. 1783 год.
_________________________________
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев