Пройдя Дербенд-Ширвана, татары вступили в области, в которых много народностей; аланов, лакзов, и несколько тюркских племен (та'ифа), ограбили и убили много лакзов — мусульман и неверующих, и произвели резню среди встретивших их враждебно жителей тех стран и дошли до аланов, состоящих из многих народностей. Получив известие о них (татарах), аланы поспешили собрать у себя много кипчаков; они сразились с ними (татарами), но ни одна сторона не преодолела другой. Тогда татары послали сказать кипчакам: “Мы с вами одного рода (происхождения), а эти аланы вам не родня, чтобы вы им помогали, и их религия не похожа на вашу. Мы вам даем обещание не трогать вас, и мы вам дадим сколько хотите денег и одежды, если вы не будете вмешиваться между нами и ими”. И действительно между ними состоялось соглашение относительно количества денег, одежды и т. д., которые они (должны были) дать им (кипчакам) и они действительно преподнесли им (кипчакам) то, о чем было уговорено, после чего кипчаки покинули город аланов: и на них напали татары, многих из них перебили, ограбили и увели в плен.
Потом они направились к кипчакам, которые, чувствуя себя в безопасности, в силу заключенного между ними и (татарами) мира, разошлись, но не успели они опомниться, как неожиданно напали на них татары, вторглись в их страну и по очереди нанесли им поражение и отняли у них вдвое больше того, что они им дали. Кипчаки, жившие далеко, услышав об этом, бежали далеко без боя, причем одни из них искали убежища в лесах, другие в горах, а иные ушли в страну русов; татары же остались в стране кипчаков, богатой большими постбищами зимой и летом. В ней есть холодные летом и теплые зимой места, богатые пастбищами. Это — страна лесов на берегу моря. Они (татары) дошли до города Судака, (главного) города кипчаков, где их главные силы; он находится на берегу Хазарского моря и к нему пристают корабли.
Ибн Ал-Асир. Полный свод истории. Хlll век.
_______________________________
Внешний вид их [монголов] был адским и наводил ужас. Борода не росла, лишь у некоторых росло несколько волосков на губах или подбородке, глаза узкие и быстрые, голос тонкий и пронзительный. Живут они долго.
Язык их дик и непонятен нам, ибо бога они называют тангри, человека — эрэ, аран, женщину — эме, апджи, отца называют эчка, мать — ака, брата — ага, сестру — акатчи, голову — тирон, глаза — нигун, уши — чикин, бороду — сахал, лицо — йюз, ниур, рот — аман, зуб — схур, сидун, хлеб — отмак, быка — окар, корову — унэн, барана — гойна, ягненка — гурган, козу — иман, лошадь — мори, мула — лоса, верблюда — таман, собаку — нохай, волка — чина, медведя — айтку, лису — хонкан, зайца — таблга, тула, курицу — тахеа, голубя — кокучин, орла — буркуи-гуш, воду — усун, вино — тарасун, море — наур-тангыз, реку — моран-улансу, меч — иолту, лук — ныму, стрелу — сыму, царя — мелик, патрона — ноин, великого патрона — екка ноин, страну — эл, иркан, небо — гога, солнце — наран, луну — сара, звезды — сарга, хутут, свет — отур, ночь — сойни, писца — битикчи, сатану — барахур, элэп и тому подобные варварские названия, которые в течение многих лет были нам неизвестны, а теперь поневоле стали известны.
.
Киракос Гандзакеци. Краткая история. Хlll век.
_______________________________
В древности это государство было страною Кипчаков, но когда им завладели Татары, то Кипчаки сделались их подданными. Потом они (Татары) смешались и породнились с ними (Кипчаками), и земля одержала верх над природными и расовыми качествами их (Татар) и все они стали точно Кипчаки, как будто они одного (с ними) рода, оттого, что Монголы (и Татары) поселились на земле Кипчаков, вступали в брак с ними и оставались жить в земле их (Кипчаков). Таким образом, долгое пребывание в какой-либо стране и земле заставляет натуру человеческую уподобляться ей и изменяет прирожденные черты согласно ее природе, как мы сказали уже выше. Иногда же замечается большая или меньшая разница цвета (тела) вследствие другой (какой-нибудь) причины, помимо влияния страны.
Ибн Фадлаллах Аль-Омари.
Пути взоров по государствам разных стран. ХlV век.
_______________________________
"Могущественный хан Эдыгей, который после покорил нас и назвал своим именем, эдыгеями, при нарте Айдемиркане не мог даже основать близко около нашей земли свой нынешний высокий Джулат, откуда теперь татары наблюдают за нами".
Кабардинская песня о нарте Айдемиркане; записана Клишбиевым со слов 70-летнего старика Аслан-гирея, жителя сел. Клишбиева. — Гори : 1885.
Сборник материалов для описания местностей и племён Кавказа. Выпуск 5. Тифлис 1896.
_______________________________
Черкесы, которых я часто имел случай видеть в Новороссийске, являются здесь в двух родах, резко отличительных: одни с лицами четырёхугольными с придавленным носом, высунутыми скулами и с длинными мошенническими глазами, - они составляют тип физиогномий монгольского смешения с черкесами. Другие носят на лице своём отпечаток или патент чистой, греческой красоты: овальное лицо, правильный, резкий, умный профиль; глаза чёрные, большие, взгляд дикий, дерзкий, часто тяжёлый, волосы каштановые, небольшая бородка, иногда они бреют бороду, но непременно отпускают усы. Рост средний, корпус крепкий, сильный, но лёгкий и эластический. С первого взгляда на них видно, что физическая организация их получает полное развитие и составляет главную цель в их воспитании; так они гордятся отважной осанкой, надменною стойкой, ловкими ухватками и быстрыми телодвижениями...
Лейтенант линейного корабля "Силистрия" И.Н.Сущёв. "Записки: об укреплениях расположенных по берегу от Анапы до Гагры, и о сопредельных с ними племенах горских". /1817-1851/.
_______________________________
Крымские ханы, некогда повелевавшие ногайцами и обнимавшие горы своими владениями, постоянно стремились утвердить свое влияние в горах. Ханские дети (хануко) поселились между горскими народами... Но не смотря на связи с Крымом, не смотря на родство с черкесскими князьями, ни один из этих хануко не составил себе малейшего владения, не получил нигде (кроме как личными качествами) влияния на судьбу общества в котором он жил. Везде местный черкесский князь больше значил, чем хануко.
Барон К.Ф.Сталь. Этнографический очерк черкесского народа. 1852 год.
______________________________
Существует два вида князей – Хануки, которые не слишком многочисленны, и Пши .
Второй класс составлен дворянами, некоторые из которых становятся очень мощными, вступая в союз
с многочисленными семействами
{и носят титул Ворки или Уздени;
им позволяется, как и князьям, носить красную обувь}.
Тебу де Мариньи. Путешествие в Черкесию. 1818.
_______________________________
Истоки реки Карданик берут начало в углу, образованном единственным северным отрогом и основной грядой. Она течет на север до Малки. Этот северный отрог известен под названием Баксан. На его западном склоне живут чиркасы, черкесы и кабардинцы (черкесы). Судя по внешнему облику, они смешанного происхождения, которое сейчас неизвестно им самим. Некоторые ведут свое происхождение от Чингисхана; другие считают себя потомками арабов и настаивают на том, что они много столетий назад жили в Дешт-Кипчаке; третьи, напротив, говорят, что они происходят от кумуков и аварского происхождения. Однако мы видели в их облике явные отличия, которые некоторые мыслящие черкесы производят от различных древних чужих народов, мигрировавших там. Они сразу определяют по внешнему виду древних черкесов, фамилии которых никогда не смешивались с чужой кровью, и отличают их от фамилий, которые появились здесь позднее.
Настоящие, природные черкесы хорошо сложены, стройные и красивые, имеют выразительное лицо и гордый вид; нечистокровные, напротив, совершенно похожи на татар и в них невозможно обнаружить и намека на дворянскую гордость.
Одна очень запутанная и легендарная история миграции древних черкесов относится к ним;...
«В те времена, — говорят они, — когда наши предки населяли берега Черного моря, они часто воевали с эммечами (имеретинцами).
Якоб Рейнеггс.Всеобщее историко -топографическое описание Кавказа. 1783 год.
_______________________________
Л.И.Лавров был первым исследователем, кажется, кто указал на абхазо-абазинское происхождение кабардинской аристократии...
Кабардинский историк В.Н.Сокуров. "Сказание о князьях черкесских" как исторический источник. 2011 год.
______________________________
Всякому горцу известно, что Абадзех, назвав себя Адыге , в то же время величался благородным своим происхождением, иначе хвастался...
Н.Л.Каменев. Бассейн Псекупса. 1867 год.
______________________________
По местным преданиям, писанным мною со слов известного всем в Кубанской области бжедухского князя Кемгуя Ахеджагова, преклонных лет старца, живущего на покое в Бжедуг-хабле, племя бжедухов, абхазского происхождения, перешло на северный склон под предводительством князя Хамысша; а раньше оно обитало в ущельях бассейна реки Бзыби...
.
А.Н.Дьячков-Тарасов: "Абадзехи". 1902 год.
______________________________
Бжедухи, как и все вообще черкесские племена, за исключением шапсугов и абадзехов, имевших демократическое правление старшин, подчинялись владетельным князьям из рода Хамиш и Черчана...
Тогда один из потомков крымских султанов, некто Хан-Гирей, флигель-адъютант Императора Николая Павловича, человек весьма честолюбивый, пользуясь близостью ко двору, подал государю прошение, составленное от имени, будто бы, всего бжедухского народа, следующего содержания:
«Так как деды султанов всегда ведали делами дедов наших, то и мы дерзаем просить, дабы Хан-Гирей Высочайше поставлен был нашим начальником и управлял бы нами по нашим обычаям».
Государь приказал препроводить это прошение на заключение генерала Емануеля, к которому отправлен был и сам Хан-Гирей. Емануель, лично знавший князя Алхаса, как владетельного князя бжедухского племени, был крайне удивлен этим прошениям. Он вызвал князя Алхаса вместе с другими почетными лицами и представителями простого народа в Екатеринодар и лично снял со всех показание, выяснившее, что прошение было подложное, что Хан-Гирей введен был в заблуждение, и что, наконец, султаны никогда не принимали никакого участия в делах правления, а считались только почетными гостями народа.
Т.Т.Хаджимуков. Народы Западного Кавказа. 1910.
_______________________________
Крымские гиреи действительно ставились высоко по рангу, но прежде всего среди своей народности – у ногайцев. Они жили, породнившись с черкесскими князьями, также у бжедухов, егерухаевцев, хаттукаевцев, кизилбековцев и пр. и пользовались должным почетом. Но князья-черкесы называли их «хануками» и с высокомерием отзывались «у нас хануков много», давая тем понять, что собственно князья черкесскаго происхождения были более крупными величинами.
.
Ф.А. Щербина. История Кубанскаго Казачьяго войска.
Том I. Екатеринодар. 1913
______________________________
Первые черкесы, которых мы встречаем в истории, были бандой разбойников с большой дороги разных национальностей, среди которых господствовал турецко-татарский элемент...
Абазы уже на многих своих народных собраниях серьезно обсуждали, не будет ли лучше уничтожить всю эту чужую касту или прогнать...
Теофил Лапинский. Горцы Кавказа и их освободительная борьба против русских. 1863 год.
_______________________________
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев