После смерти князя Киевского Мстислава Великого в 1132 г., наступает эпоха раздробленности на Руси. Появляется множество княжеств. Князьям служат бояре, которым тоже принадлежат некоторые территории земель. Например сёла на территории современной Москвы (Воробьёво, Симоново, Высоцкое, Кулишки, Кудрино, Сущёво) принадлежали суздальскому боярину Ку́чке. По каким-то причинам боярин впал в немилость у князя Юрия Долгорукого. Юрий казнил Кучку и завладел его землями. В 1147 г. на территории этих земель в близи сёл Юрий Долгорукий выстроил град Москва.
В этот же период, на землях за границами древней Руси в Волго-Вятском двуречье, проживали черемисы (марийцы) входившие в состав фино-угорских племен. Луговые марийцы, населявшие бассейны рек Немда и Пижма, достаточно свободные личности, селились в близи рек и лесов жили родовыми общинами, и вынуждены были защищать свои земли от чужеземцев.
Согласно преданиям, здесь образовалось марийское Княжество. Легендарный князь-воин, вождь, военачальник Чумбылат –собрал под свое покровительство большую часть разрозненных марийских племен и приказал строить города-крепости. Чумбылат (в переводе от тюрк. «чум», муж + «булат», «сталь особой прочности»), отличался богатырской силой, суровостью и мудростью. Под его началом марийские рати не знали поражений. Уже в ХII–веке Чумбылат имел княжескую резиденцию в Кукарке (ныне Советск), куда она была перенесена из Какшара (город Котельнич) после его захвата в 1181 новгородскими ушкуйниками. Впоследствии Чумбылат руководил нападением на укреплённые центры ушкуйников Котельнич и Хлынов (ныне Киров). В боевых доспехах, на коне, во главе своих воинов беспощадно крушил он врагов, осмелившихся вторгнутся в пределы подвластных ему земель, и стёр их с лица земли. Чумбылат прожил долгую жизнь.
После смерти князя-богатыря похоронили на реке Немде в горной круче в полном боевом снаряжении, с лыжами-самоходами и верным конем. С тех пор это почетаемое место "Чумбылат гора"
Вооружение марийских воинов в те времена состояло из луков со стрелами, боевых топоров, копий, булав и ножей, знатные марийские воины носили кольчуги. Наши предки могли сражаться пешими, конными, на лодках и на лыжах. Используя сигнальные трубы, они очень быстро производили сбор воинов и выполняли по специальным звуковым сигналам определенные боевые команды. Главное, что ценилось в марийских воинах – это их меткая стрельба из лука, умелая организация засад, применение различных военных хитростей и быстрые передвижения.
Марийские князья - лужавуи - организовали достаточно сильные военные организации, противостоящие монголо-татарскому нашествию. Возможно поэтому монголо-татарские захватчики предпочли не воевать с марийцами. В место этого заключили договор. Обещали не вторгаться в их земли не вмешиваться в жизнь общин, оставить земли в полное пользование и при необходимости оказывать помощь в защите территорий. Но при этом луговые мари, были достаточно прочно втянуты в орбиту власти ордынских правителей. Они были разделены на сотни и десятки, платили ясак, прочие подати, выполняли различные повинности, в том числе и военные.
После распада Золотой Орды, марийцы по прежнему платили ясак, несли повинности и прочие подати только уже Казанскому ханству.
Луговые Мари имели 16 племен и 200 родов которые были разделены как минимум на 10 сотней. В каждой сотни (сообщества) из общины выбирался правитель (староста). Уже в тот период существовало Пайнурское сообщество (название от д.Пайнур, ныне д.Отюгово).- родина предков.
В свою очередь сотными старостами, был выбран князь луговых мари - Балтуш.
После завоевания русскими Казанского ханства и становления Казанской губернии, Князь Балтыш 26 апреля 1553г.- убит. Для сдерживания вооруженных марийских восстаний царь Иван Грозный распоряжается восдвигнуть новые крепости (города). Таких на территории Казанской губернии было выстроено около 15 городов (в том числе и Яранск.) Управлял каждым городом или уездом приказной наместник-воевода. Он командовал гарнизоном, обладал судебной и административной властью, следил за сбором податей. Как правило, наместники присылались из Москвы и менялись каждые два года.
Все бы ничего, да слишком активно у марийцев отбирали земли и угодья в пользу помещиков и монастырей, церквей, их служителей и в обязательном порядке для их крестьян. При этом никто никогда не спрашивал чьи это земли, кому принадлежат. Их просто захватывали и об устраивали как свои наделы. Даже обеспеченные юридическими документами угодья марийцев часто попадали в руки русских помещиков. «Ввозная» грамота на земли никого не интересовала. Как буд то документов не существовало. Защитить Марийцев не кому. Кругом захватчики, преобладающие своим количеством над местным населением. Шесть избранных человек отправляются на поклон к царю в Москву, с целью переговоров о неприкосновенности марийских владений. Царь согласился на их просьбу, но потребовал
платить ясак как и Казанскому хану пушниной.
Ясак вносится в казну, соболями, лисицами, бобрами, куницами и другой пушниной, а иногда и скотом. Все эти меха (мягкая рухлядь) составляли для казны важный источник дохода и серьёзную статью отпускной торговли. Царь собой был доволен :)
Ясак назначался для каждого племени или рода в отдельности, «смотря по людям и по промыслам». Впредь необходимо не только платить ясак, выкупать потенты на покос но и :
- на ловлю рыбы,
- на охоту,
- на собирание меда,
- на извоз и т.д.
Наши предки были вынуждены подчинится
Система избрания правителей сотен (сообществ) у марийцев переходит в наследственную т.е. староста больше не избирается. На удельные земли царь переселяет крепостных и удельных крестьян. Марийцы по прежнему остаются лично свободными и в отличие от крепостных и удельных крестьян могут свободно передвигаться, за исключением в уездные города - путь для них туда закрыт. Большенство марийцев помимо ведения сельскохозяйственных работ, охоты, рыболовства занимаются извозом.
Уже знакомое нам Пайнурское общество существовало еще на протяжнии двух столетий. Правда в разные года в её состав входило разное количество деревень. После принудительного крещения марийцев в 1840 гг многочисленные их общества расформировывают. Марийские деревни присоединяют к русским, меняют их названия, тем самым образуя новые русские сообщества ( поселения). Кстати, город Кукарка в котором находилась резиденция Чумбылата, а при русском царствии становая квартира пристава - сборщика налогов, непосредственно которому Пайнурское общество платила ясак, в 1918 году тоже переименовывают. Марийцев которые там проживали и почитали своего князя Чумбылата массово расселять за 20 км от г.Советска.
История марийского края стерта, потеряна, забыта или успешно переведена в разряд марийской сказки. Т.е. было сделано все, чтобы окончательно покорить марийские земли и властвовать :)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4