СХИАРХИМАНДРИТ СЕРАФИМ
(продолжение)
Местом своего жительства отец Серафим избрал Сухуми. Сначала он прописался у жителя Илори Фомы Радченко – прихожанина нашей церкви, а затем купил небольшой домик в Сухуми. Это место было выбрано им не случайно.
Пресс хрущевских гонений в Грузии ощущался слабее – он как бы амортизировался самим характером грузин, которые обычно не любили смотреть через чужие заборы на то, что делают соседи, а к доносчикам даже начальство относилось с нескрываемым презрением. Гонение на духовенство и верующих проводилось в это время довольно вяло, периодически, для отчета и отписки. Произвола уполномоченных по делам религии мы также не ощущали. Случаи безобразного отношения к верующим имели место лишь со стороны милиции, и то, как потом оказывалось, для выманивания денег.
Отец Серафим уже бывал в Сухуми в 20-х годах. В Малой Сванети, в нескольких десятках километров от города, в районе озера Амткел, в горах, в дремучем лесу, где даже днем стоит полумрак, на Черной речке жили пустынники, с которыми он был духовно связан. Они строили деревянные домики с келиями, расчищали лес и на образовавшейся поляне разводили огород, собирали ягоды и каштаны, распиливали упавшие стволы деревьев, так что топлива было достаточно для самой лютой зимы. Основную пищу составляли толченые сухари: из белого хлеба благодетели пустынников сушили сухари, затем толкли их в ступе, и получалась как бы мелкая крупа. Можно было сварить несколько очищенных картофелин, затем бросить горсть толченых сухарей в кипящую воду, налить постного масла – и обед готов! На зиму сушили также шиповник и листья брусники, которые употребляли как чай. Жили пустынники или как скитяне – по три-четыре человека, или как отшельники.
Отец Серафим считал главной целью своего приезда в Сухуми духовное окормление пустынников. Свой огромный опыт, молитвенный труд и, главное, свою отцовскую любовь он вложил в это духовное служение. Нередко в сопровождении нескольких спутников он посещал пустынников. Путь в несколько десятков километров проходил среди зарослей, пересекал речки, то поднимаясь, то спускаясь по склонам гор. Этот труд, непосильный для многих юношей, совершал семидесятилетний старец. Пустынники и сами приходили к нему в Сухуми, почти всегда по ночам. Несмотря на то, что особых притеснений они не испытывали, опасаться различных провокаций, неприятностей и даже высылки старца из города все же приходилось, так как идеологическому аппарату нужны были доказательства антирелигиозной работы. Легкий стук, дверь тихо отворялась – и посетитель быстро заходил во двор дома. Иногда беседы с пустынниками длились всю ночь. Знали ли об этом власти? – Мне кажется, лишь делали вид, что не знают.
Зная многих пустынников, могу сказать, что те, кто находился под молитвенным покровом отца Серафима и слушался его как наставника, шли ровным духовным путем. Казалось, что старец вел их за руку через духовные стремнины и пропасти, более глубокие, чем пропасти и овраги в горах, где стояли их келии. Послушание – это крылья монаха. Пустынники, имевшие духовными отцами опытных старцев, таких, как схиархимандрит Серафим, отличались рассудительностью и мирным устроением духа. А те, которые жили самовольно, начав свой духовный путь с непосильных подвигов, впадали в тяжелые искушения и неожиданно теряли приобретенные годами труды.
Святые отцы пишут, что в монастыре диавол бросается на монахов как пес, а в пустыне – как лев. Главное оружие пустынников – смирение и молитва. Но смирение без послушания стяжать невозможно. Разгоряченное воображение, основанное на вере в свою исключительность, – это черные крылья гордости, которые могут поднять обольщенного человека над землей, но они внезапно ломаются, и гордый подвижник падает на землю, разбиваясь при этом падении.
Я знал пустынников, которые взяли на себя подвиг полного безмолвия и уединения, предварительно не подготовившись к нему послушанием, и поэтому впали в умопомрачение. Один из таких обольщенных демоном бегал по пустыне и кричал: «Серафим – это колдун, который не дает покоя мне ни днем, ни ночью!».
Упомяну и о таком случае. Один монах уже закрытой Глинской обители на пожертвования, предназначавшиеся пустынникам, купил себе в Сухуми дом и прописку. Первоначальной причиной падения этого монаха явилось его непослушание духовному отцу, которое началось уже в последние годы существования Глинской пустыни и кончилось самым страшным образом. Он снял с себя крест, ушел в мир и спился до такого состояния, что его подбирали на улице. Как скорбел об этом человеке отец Серафим! Как он плакал, молясь, чтобы Господь не оставил погибнуть несчастную душу! И Господь услышал старца: перед смертью этот монах как бы очнулся, пришел в себя, принес глубокое покаяние, снова надел крест и умер, пособоровавшись и причастившись, открыто исповедуя свои грехи.
Продолжение следует…
(Воспоминания написаны до причисления старцев к лику святых)
Архимандрит Рафаил (Карелин),
из книги «ВСТРЕЧА С ПРОШЛЫМ».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев