1. В какой срок граждане должны доказать, что их домовладения
отапливаются электричеством?
Факт оборудования дома электроотопительными установками в силу
пункта 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации № 1178 от 29 декабря 2011 года «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», подтверждается техническим паспортом жилого помещения.
С учётом высокой социальной значимости вопроса, в том числе для
продолжения работы по аргументированному отстаиванию интересов
жителей Иркутской области на федеральном уровне, соблюдение
вышеуказанного требования является также объективной необходимостью.
В настоящее время достигнута договорённость с гарантирующими
поставщиками электрической энергии (энергосбытовыми организациями),
что сведения, подтверждающие наличие электроотопительных установок,
собственникам жилых помещений необходимо подать не позднее 1 мая 2025 года. До этого времени оплата за потреблённую электрическую энергию будет начисляться с применением сезонного повышающего коэффициента, который расширяет первый диапазон потребления до 7020 кВт*ч (вместо ранее определённых Правительством РФ 3900 кВт*ч), второй диапазон – до 10800 кВт*ч вместо 6000 кВт*ч), а также для жителей городских территорий, использующих в домах электроотопление, – с применением понижающего коэффициента 0,7, приравнивающего стоимость одного киловатт-часа в городском тарифе к сельскому тарифу.
В случае непредставления в указанный срок гражданами сведений,
подтверждающих техническим паспортом оборудование жилого помещения электроотопительными установками, начиная с мая 2025 года
гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями) в
соответствии с законодательством будет сделан перерасчёт платы за услуги по электроснабжению без применения повышающего коэффициента 1,8.
2. Как граждане должны это сделать?
В соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», снабжение потребителей электрической энергией осуществляется по договорам с гарантирующими поставщиками,
энергосбытовыми (энергоснабжающими) организациями.
Информацию об оборудовании жилого помещения электроотопительными установками необходимо направлять в адрес
организации, с которой потребителем заключен договор энергоснабжения.
Пакет документов включает в себя:
1. Заявление о целях потребления электроэнергии;
2. Документ, подтверждающий право собственности (выписка ЕГРН)
на жилой дом;
3. Скан-копию технического паспорта жилого дома;
4. Скан-копию паспорта собственника;
5. Согласие на обработку персональных данных.
Крупнейший гарантирующий поставщик электроэнергии Иркутской
области ООО «Иркутская энергосбытовая компания» информирует, что
документы могут быть предоставлены любым из удобных жителям способов: через личный кабинет на сайте «Иркутскэнергосбыта» или мобильное приложение, на электронную почту отделения компании, лично в отделение компании по месту обслуживания, через сайт компании в разделе «Направить документы онлайн».
3. Когда планируется разработать упрощенный порядок
предоставления гражданами информации о том, что их домовладения отапливаются электроотопительными установками? Есть ли предварительные оценки, как это будет происходить?
Правительством Иркутской области совместно с заинтересованными
ведомствами и организациями уже разработаны и доведены до органов
местного самоуправления и гарантирующих поставщиков электроэнергии
рекомендации по организации работы по подтверждению использования
электроотопления в жилых помещениях на территории региона (далее –
Рекомендации).
В частности, Рекомендациями предусмотрена регулярная передача
министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской
области адресного перечня жилых домов и квартир, в которых проживают
семьи, имеющие статус многодетной семьи, в энергосбытовые
(энергоснабжающие) организации, осуществляющие электроснабжение
населения. Таким образом, многодетным семьям с установленным статусом нет необходимости самостоятельно передавать документы в энергосбытовые (энергоснабжающие) организации.
Администрациям муниципальных образований необходимо
предоставить в адрес энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций
перечни домов, оборудованных системами централизованного отопления от тепловых электростанций и котельных, а также домов, зарегистрированных в установленном порядке, с электроустановками. Это позволит энергосбытовым (энергоснабжающим) организациям с 1 января 2025 года при расчёте платы за услугу электроснабжения применять сезонный повышающий коэффициент, который расширяет первый диапазон потребления до 7020 кВт*ч (вместо ранее определённых Правительством РФ 3900 кВт*ч), второй диапазон – до 10800 кВт*ч вместо 6000 кВт*ч), а также для жителей городских территорий, использующих в домах электроотопление, – понижающий коэффициент 0,7, приравнивающий стоимость одного киловатт-часа в городском тарифе к сельскому тарифу. Таким образом, для жителей продлён срок предоставления документов, подтверждающих использование электроотопления, до 1 мая 2025 года.
4. Когда планируется разработать упрощенный порядок получения
гражданами техпаспортов, где как раз прописывается вид отопления? Как и в какие сроки это можно сделать?
Порядок учёта жилищного фонда в Российской Федерации, в том числе
выдачи технических паспортов жилых помещений, регламентирован
федеральным законодательством.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Жилищного кодекса Российской
Федерации государственный учёт жилищного фонда наряду с иными
формами его учёта должен предусматривать проведение технического учёта жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и
техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений – документов, содержащих техническую и иную информацию о жилых помещениях, связанную с обеспечением соответствия жилых помещений установленным требованиям).
В соответствии с Положением о государственном учёте жилищного
фонда в Российской Федерации, утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации № 1301 от 13 октября 1997 г. № 1301«О государственном учёте жилищного фонда в Российской Федерации» государственный учёт жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учёт, официальный статистический учёт и бухгалтерский учёт.
Основу государственного учёта жилищного фонда составляет
технический учёт, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учёта и технической инвентаризации объектов капитального строительства.
Технический учёт жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации
технической инвентаризации – унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро.
Инструкция о проведении учёта жилищного фонда в Российской
Федерации утверждена Приказом Министерства Российской Федерации поземельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству № 37 от 4 августа 1998 года.
С учетом изложенного, упростить данный порядок на территории
Иркутской области не представляется возможным.
На территории Иркутской области технические паспорта можно
оформить в ОГБУ «ОЦТИ – Областное БТИ» ( https://obl-bti.ru/ ) и в МУП
«БТИ г. Иркутска» ( https://irk-bti.ru/ ). В соответствии с информацией,
размещенной на официальных сайтах организаций, сроки оказания услуг по разработке технических паспортов составляют от 10 до 20 дней.
С учётом в том числе и этих сроков до 1 мая 2025 года продлён срок
предоставления жителями технических паспортов в энергосбытовые
(энергоснабжающие) организации.
5. Что нужно сделать тем гражданам, у которых домовладение не
зарегистрировано, но отапливается с помощью электроустановки? В
какие сроки это нужно сделать?
Требование пункта 71 Основ ценообразования в области регулируемых
цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации № 1178 от 29 декабря 2011 года «О
ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», распространяется на дома, оборудованные
стационарными электроотопительными установками, что подтверждается
техническим паспортом жилого помещения.
В этой связи домовладение должно быть зарегистрировано
установленным порядком (статьи 16 и 18 Жилищного кодекса Российской
Федерации).
В соответствии с Рекомендациями, муниципальным образованиям
необходимо организовать работу по информированию граждан о
необходимости государственной регистрации индивидуальных жилых домов, незарегистрированных в установленном порядке, в том числе для
возможности применения повышающего сезонного коэффициента 1,8 для
жителей, проживающих в жилых домах, оборудованных
электроотопительными установками.
6. Как и когда к этой работе будут привлечены муниципальные
образования? Возможно ли предоставить информацию о потребителях с электроотоплением энергосбытовым компаниям централизованно, чтобы облегчить взаимодействие граждан с энергосбытом и органами, оказывающими государственные услуги (в частности? По регистрации домовладений)?
Рекомендации о привлечении к данной работе направлены в адрес
администраций муниципальных образований Иркутской области 13 декабря 2024 года.
В частности, как уже было указано выше, муниципальным
образованиям рекомендовано предоставить в ООО «Иркутская
энергосбытовая компания», АО «Витимэнергосбыт», ООО «Русэнергосбыт» перечни индивидуальных жилых домов, домов блокированной застройки и многоквартирных домов, зарегистрированных в установленном порядке, с электроотопительными установками для применения в расчётах повышающего коэффициента 1,8.
Муниципальным образованиям также рекомендовано предоставить в
ООО «Иркутская энергосбытовая компания», АО «Витимэнергосбыт», ООО «Русэнергосбыт» перечни индивидуальных жилых домов, домов
блокированной застройки, в том числе консолидированных по
муниципальным образованиям первого уровня, оборудованных системами
централизованного отопления от тепловых электростанций и котельных.
Эти меры продлили для жителей срок предоставления пакета
документов, подтверждающих использование электрической энергии для
электроотопления и иных бытовых нужд.
7. Как на сегодня оценивается количество домовладений с
электроотопительными установками в Иркутской области? Как оценивается количество домовладений, по которым нет информации овиде отопления?
По результатам сверки данных со всеми гарантирующими
поставщиками (ООО «Иркутская энергосбытовая компания», АО
«Витимэнергосбыт», ООО «Русэнергосбыт») было уточнено общее
количество лицевых счетов по физическим лицам Иркутской области,
которое по данным на декабрь 2024 года составило 1086,3 тысячи штук, из которых 391,1 тысячи штук относятся на индивидуальные домовладения или дома блокированной застройки.
По имеющимся данным, около 83 тысяч адресов (21%) из общего
количества индивидуальных домовладений или домов блокированной
застройки уже имеют подтвержденный статус электроотопления.
8. Куда обращаться, если качество электроснабжения не
соответствует установленным требованиям (высокое/низкое
напряжение, частые отключения электроэнергии)?
Потребитель вправе направить обращение в адрес организации, с
которой заключен договор электроснабжения. Такое обращение подается
через официальный сайт в сети «интернет», личный кабинет или иным
способом, позволяющим подтвердить факт его получения.
При направлении обращения обязательным условием является
указание следующих сведений: ФИО и контактные данные (№ телефона,
адрес эл.почты) потребителя, № договора электроснабжения, адрес энергопринимающего устройства, время нарушения качества
электроснабжения, предпочтительный способ получения ответа, требования потребителя.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов потребители
электрической энергии прилагают к обращению документы и материалы
либо их копии.
Проверка изложенных в обращении фактов должна быть проведена
гарантирующим поставщиком и сетевой организацией в течение 15 рабочих дней со дня поступления обращения.
В случае непринятия мер по обращению потребитель вправе направить обращение в службу государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области, приложив копию обращения, направленного ранее поставщику электрической энергии.
9. Что такое диапазоны объемов потребления и как они
применяются?
Введение тарифов на электрическую энергию для населения,
дифференцированных по объемам потребления, на территории Иркутской
области обусловлено требованием федерального законодательства.
В настоящее время пороговые значения диапазонов устанавливаются
на федеральном уровне. Постановлением Правительства РФ от 1 ноября
2024 года № 1469 с 1 января 2025 года диапазоны потребления
электрической энергии определены одинаковыми для всех субъектов РФ:
максимальное значение для первого диапазона - не более 3 900 кВт*ч в
месяц, для второго – от 3 901 до 6 000 кВт*ч в месяц, для третьего – свыше 6 000 кВт.ч.
В результате работы по отстаиванию интересов населения Иркутской
области, проведенной Правительством Иркутской области, постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2024 года № 1628 введен сезонный коэффициент 1,8.
Таким образом, для регионов с низким уровнем газификации населения (менее 5 процентов), к которым относится Иркутская область, для населения, проживающего в жилых домах, оборудованных электроотопительными установками, в январе – апреле 2025 года будут действовать новые пороговые значения диапазонов: для первого диапазона – не более 7 020 кВт*ч в месяц (3 000 кВт.ч * 1,8), для второго диапазона – от 7 021 до 10 800 кВт*ч. (6 000 кВт.ч. * 1,8), для третьего диапазона – свыше 10 800 кВт.ч.
По итогам отопительного периода 2024-2025 будет проведен
мониторинг изменения платежей граждан, результаты которого будут
представлены в Правительство РФ для принятия соответствующего решения.
10. Почему повышающий коэффициент установлен только с
января по апрель 2025 года?
В настоящее время пороговые значения диапазонов объемов
потребления электрической энергии устанавливаются на федеральном
уровне.
Для регионов с низким уровнем газификации, куда входит Иркутская
область, в отопительный период 2024–2025 гг. (с января по апрель)
пороговые значения диапазонов объемов потребления установлены с учетом сезонного повышающего коэффициента 1,8: для первого диапазона – 7 020 кВт.ч в месяц, для второго диапазона – 10 800 кВт.ч в месяц.
По итогам отопительного периода 2024-2025 будет проведен
мониторинг изменения платежей граждан, результаты которого будут
представлены в Правительство РФ для принятия соответствующего решения.
11. Для кого будет применяться коэффициент 0,7?
На региональном уровне принято решение установить для городского
населения, проживающего в домах с электроотоплением, понижающий
коэффициент 0,7.
Таким образом, с 1 января 2025 года для населения, проживающего в
городских населенных пунктах в домах с электроотоплением, оплачивающего электроэнергию по городскому тарифу, как и для жителей
сельской местности, стоимость киловатт-часа в первом диапазоне
потребления будет 1,106 руб., во втором – 1,778 руб., в третьем – 3,43 руб.
12. Сохранится ли льгота для многодетных семей?
Согласно пункту 1 таблицы «Диапазоны объемов потребления
электрической энергии» приложения к приказу службы по тарифам
Иркутской области от 30 ноября 2024 года № 79-345-спр установлены
диапазоны объемов потребления электрической энергии в отношении
объемов потребления потребителями, включающими домохозяйства,
состоящие из семей, предусмотренных подпунктом «б» пункта 6 Указа
Президента Российской Федерации от 23 января 2024 года № 63 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», без ограничения пороговым значением.
Таким образом, для многодетных семей независимо от объема
потребления электрической энергии применяется тариф на электрическую
энергию (мощность) для первого диапазона.
13. Тариф для второго диапазона будет применяться ко всему
объему потребления электрической энергии или к объему,
превышающему первый диапазон?
В случае, если объем потребления в месяц превысит объем,
установленный для первого диапазона, расчет платы за электрическую
энергию будет производиться следующим образом.
Объем электрической энергии в пределах первого диапазона будет
оплачиваться по тарифу для первого диапазона. Объем электрической
энергии, превышающий значение первого диапазона, будет оплачиваться по тарифу для второго диапазона. Например, общий объем потребления электрической энергии для населения, проживающего в сельском населенном пункте в доме с электроотоплением, составил 10 000 кВт*ч за месяц, тогда расчет платы за потребленную электрическую энергию будет произведен следующим образом:
7 020 кВт*ч по тарифу для первого диапазона 1,106 руб./ кВт*ч.,
2 980 кВт*ч (10 000 – 7 020) по тарифу для второго диапазона 1,778
руб./ кВт*ч.
14. Как будут оплачивать электрическую энергию садоводческие
некомерческие товарищества с 1 января 2025 года?
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.11.2024 года
№ 1469 для населения, проживающего на территории Иркутской области в
жилых домах с электроотоплением, с января по апрель 2025 года применятся сезонный повышающий коэффициент 1,8 для определения диапазонов объема потребления.
Указанный коэффициент 1,8 применяется для категории потребителей
«население». Садоводческие некоммерческие товарищества (далее – СНТ) относятся к потребителям, приравненным к населению. В этой связи объемы потребления электрической энергии в расчете на один садовый земельный участок установлены для СНТ в следующих размерах:
- для первого диапазона в размере до 3 900 кВт*ч в месяц
включительно;
- для второго – от 3 901 до 6 000 кВт*ч в месяц включительно;
- для третьего – свыше 6 000 кВт*ч в месяц.
Тарифы на электрическую энергию для приравненных к населению
категорий потребителей по Иркутской области установлены с 1 января
2025 года в следующих размерах:
- город: для первого диапазона потребления – 1,58 руб., для второго –
2,54 руб., для третьего – 4,90 руб.;
- село: для первого диапазона потребления – 1,106 руб., для второго –
1,778 руб., для третьего – 3,430 руб.
Перечень категорий потребителей, приравненных к населению,
определен Приложением 1 к Основам ценообразования в области
регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных
постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2011 года № 1178.
15. Почему для СНТ не применяется коэффициент 0,7 к городскому
тарифу и увеличенные диапазоны (7 020 кВт.ч. и 10 800 кВт.ч.)?
Повышающий коэффициент 1,8 установлен для группы потребителей
«население».
Садоводческие некоммерческие товарищества (далее – СНТ) не
относятся к группе потребителей «население».
В соответствии с федеральным законодательством СНТ, а также
гаражно-строительные кооперативы, воинские части, религиозные
организации относятся к группе потребителей «приравненные к населению».
Коэффициент 0,7 к городскому тарифу также установлен для группы
потребителей «население». В этой связи коэффициент 0,7 применяется
только к садоводческим некоммерческим товариществам, находящимся в
границах сельских населенных пунктов и вне границ населенных пунктов.
16. Диапазоны и тарифы с 1 января 2025 года?
Тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к
нему категорий потребителей по Иркутской области на 2025 год, а также
диапазоны потребления установлены приказом службы по тарифам
Иркутской области от 30 ноября 2024 года № 79-345-спр.
Приказ размещен на официальном сайте службы по тарифам
Иркутской области http://irkobl.ru/sites/sti/ в разделе «Правовые акты службы
/ Электроэнергетика / 2024».
Диапазоны объемов потребления электрической энергии и тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей с января по апрель 2025 года
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2