От гвоздей — до микронной проволоки
(продолжение)
1934 год начался при более благоприятных условиях. Созданные на металлургическом заводе запасы каменного угля и более нормальное снабжение в зимние месяцы позволили избежать длительных простоев в первом квартале.
То были годы пафоса строительства и реконструкции, овладения новой техники.
Неустанная борьба за реконструкцию и расширение завода, за изменение ассортимента продукции за счет более ответственных и дорогих изделий, за улучшение их качества, за непрерывный рост производительности труда с одновременным повышением зарплаты, улучшением условий труда и быта рабочих - вот что было предметом мечты, планов и практических действий.
Во всем этом я нашел полную поддержку со стороны парткома, завкома, райкома партии и Башобкома ВКП(б).
Основой основ всякого производства является надлежащая сырьевая база. Переход с выпуска железных изделий на выпуск стальных и расширение завода требовали коренной перестройки технологии производства катанки и соответствующей реконструкции металлургического завода.
Проволочный стан тогда мог катать слитки весом не более 200 килограммов. Такие слитки имели усадочную раковину почти на всю длину, были не равномерны по составу.
Это не имело значения для гвоздей и железной проволоки. Но стальная проволока из такого металла нередко расслаивалась. При испытаниях на разрыв, изгиб и скручивание противоположные концы одного и того же мотка давали большие отклонения.
В результате этого древесно-угольная стальная канатная проволока по качеству уступала заграничной, изготовленной из коксового металла. По отзывам специалистов Одесского канатного завода, на шахтах Донбасса в аналогичных условиях канаты из белорецкой проволоки изнашивались в два раза быстрее, чем канаты из импортного металла.
Необходимо было перевести металлургический завод на отливку крупных слитков с утепленной головкой, прокатываемых предварительно на заготовку на обжимном стане с последующей отрезкой усадочной головки.
Установка обжимного стана за собой целый ряд других проблем, в частности, возникал вопрос об источниках энергии для обоих реконструируемых заводов и возраставших в связи с этим городских потребностей. Белорецкая узкоколейка не смогла бы перебросить топливо для новой, более мощной тепловой станции.
Выход был только в подключении к электросистеме Магнитогорск - Челябинск. Одновременно с расширением заводов должно было развиваться культурно-бытовое строительство и подготовка кадров.
Для строительства новых цехов были снесены в Нижнем селении 400 домов.
Были перестроены обе домны с увеличением их производительности, воздвигнута мартеновская печь № 4, реконструирован заново мартен № 1, начато строительство новой котельной, реконструирован прокатный цех Тирлянского завода на новую технологию, построены здание ФЗУ, общежитие техникума, Дворец культуры металлургов, летний театр, баня-прачечная, 46-квартирный дом, начато строительство 72-квартирного дома.
В трехмесячный срок на Нуре был выстроен поселок для 500 семей, давший производству и строительству почти 1000 рабочих. Был составлен проект линии электропередачи Магнитогорск — Белорецк.
Строительство линии электропередачи Магнитогорск – Белорецк было возложено на металлургический завод, но был составлен только проект и никаких работ не производилось.
Подстанция была построена быстро, а оборудование пришлось добиваться годами.
Все же в 1938 году завод получил все недостающее оборудование, и линия электропередачи, как я узнал впоследствии, вступила в строй. Тем самым была разрешена одна из важнейших проблем, и развитие завода было обеспечено энергетической базой.
(окончание следует).
***
На снимке: СПКЗ - комсомольская стройка тридцатых годов.
(Фото из архива историко-краеведческого музея).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев