***
Садык Мидхатович Чанышев, инженер — экономист. Окончил Верхнеуральское реальное училище, Московскую промышленную академию, Московский институт народного хозяйства им. Г.В. Плеханова (1930). В 1926-28 годах заместитель управляющего Белорецкого горнозаводского треста. С 1932 года ачальник капитального строительства Белорецкого металлургического завода, в 1932-35 директор сталепроволочного завода.
В 1935 году для ознакомления с производством катанки, стальной проволоки, канатов, метизного оборудования выезжал в командировку в США, Германию.
Чанышев внедрил в производство технические новшества, позволившие повысить качество многих видов продукции и уровень технологии. Под его руководством была изготовлена ервая партия термически обработанной в масле пружинной проволоки для авиационных канатов, был начат выпуск ремизной и гребочесальной проволоки, введен в строй цех по производству тончайшей проволоки.
В 1938 году репрессирован, реабилитирован в 1954 году.
А.А. Егоров. «Белорецкая энциклопедия». 2007 год.
***
Ниже мы предлагаем вниманию читателя небольшие отрывки из его воспоминаний.
От гвоздей – до микронной проволоки
В октябре 1926 года я приехал в Белорецк как один из двух заместителей управляющего вновь организованным Белорецким горнозаводским трестом, выделившимся из состава Южно-Уральского треста.
На проволочно-гвоздильном заводе уже осваивалась опытная протяжка стальной канатной проволоки и свивка канатов простейших конструкций.
Большим достижением считалась проволока диаметром 0,5 миллиметра.
Изготовлявшиеся канаты долгое время накапливались на складе. Через несколько месяцев с трудом удалось сбыть весь запас (около 300 тонн) самым неразборчивым потребителям - сплавным организациям. Лишь со временем белорецкие канаты стали пользоваться доверием, и на них поступили заказы...
Вскоре я уехал на учебу. Вернувшись после окончания Промакадемии осенью 1930 года, я с большим удовлетворением увидел строящиеся новые корпуса завода проектной мощностью 9 тысяч тонн стальной проволоки.
Вскоре Белорецкий горно-заводской трест был перепланирован в завод, а бывшие проволочно-гвоздильный, Тирлянский заводы и другие его составные части стали называться цехами. Отдел капитального строительства завода, которым руководил я, проводил реконструкцию домен, мартеновских печей, энергетического хозяйства, прокатного производства в Тирляне, строил сталепроволочные корпуса и монтировал в них оборудование.
Во второй половине 1931 года новые цехи были приняты в эксплуатацию.
В этот же период завод выделился из системы черной металлургии и перешел в ведение метизобъединения, органа Главного управления машиностроительной промышленности.
Осенью 1932 года приказом по ВСНХ СССР я был назначен директором Белорецкого сталепроволочно-канатного завода и проработал в этой должности до рокового для меня - 13 марта 1938 года.
… 1933 год. С первых дней нового года завод стал испытывать перебои в снабжении электроэнергией, поставляемой тогда силовой станцией Белметзавода, а с середины января остановился совсем.
Начиная с зимы 1930-1931 годов, резко снизилась вывозка угля из Кузбасса. Многие уральские заводы, в том числе и белорецкие, переводились на «голодный паек». Запасов топлива хватало до января, а потом начиналось постепенное свертывание производства. Так было несколько лет.
В течение почти двух месяцев 1933 года цехи пустовали. Рабочие были отправлены на лесозаготовки. На заводе работали только ремонтно-механический цех и слесари, чтобы оборудование после пуска завода могли использовать на полную мощность.
В начале марта поступление угля стало нормальным, и цехи один за другим возобновили работу.
(продолжение следует).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев