Безопасности детства и безопасному поведению ребенка в настоящее время уделяется большое внимание со стороны государства, общества и системы образования. Безопасность ребенка представляет собой состояние защищенности его жизненно важных интересов от внутренних и внешних угроз для устойчивого развития его личности. Сохранение здоровья и формирование комплексной безопасности в чрезвычайных ситуациях у детей старшего дошкольного возраста на сегодняшний день рассматриваются как одна из основных задач системы дошкольного образования. Основными направлениями деятельности дошкольной образовательной организации и родителей (законных представителей) в контексте данной проблемы являются: − обеспечение безопасности жизнедеятельности детей; − взаимодействие с семьями воспитанников в обеспечении безопасности ребенка в домашних условиях, − организация образовательной деятельности, нацеленной на формирование у дошкольников навыков комплексной безопасности при чрезвычайных ситуациях. Задача педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Ключевое значение при формировании навыков комплексной безопасности имеет выбор форм организации совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной детской деятельности. Безусловный приоритет имеют методы, обеспечивающие познавательную и творческую активность дошкольников.
КОНСПЕКТЫ ИГРОВЫХ ЗАДАНИЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ С ИНСТРУКЦИЯМИ ДЛЯ ВЗРОСЛОГО И ДЕЙСТВИЯМИ ДЛЯ РЕБЕНКА БЛОК № 1 «ОСТОРОЖНО, ОПАСНОСТЬ!»
Задачи:
− формировать умение сосредотачивать внимание детей на опасных предметах, встречающихся в жизни;
− дать представление о том, что опасные предметы могут нанести вред нашему организму;
− обогащать опыт детей в умении использовать различные предметы по назначению; − продолжать расширять и активизировать словарный запас детей; − развивать внимание, логическое мышление;
− воспитывать умение слушать взрослого и делать простейшие умозаключения.
− Запомни совет очень нужный и важный, Он может тебе пригодиться однажды: НЕ ТРОГАЙ предмет, что лежит на пути! Советуем срочно за взрослым пойти! Чужие машинки, блокноты и книжки, Пакеты, коробки и плюшевый мишка
– Все это в себе может прятать опасность! НЕ ТРОГАЙ! Не нужно трагедий напрасных! Н.В. Яковлева
1. Задание: «Лишний предмет» Инструкция взрослого: Каждый герой был когда-то ребёнком, наверняка он был любознательным и смелым малышом. А ещё – очень внимательным, ведь опасность может подстерегать в самых неожиданных предметах. Ты тоже станешь отважным героем, но для этого нужно тренировать своё внимание. Сосредоточенно посмотри на изображённые вещи, подумай, где можно спрятать взрывчатые вещества! Зачеркни их и запомни: прикасаться к оставленным кем-то предметам очень опасно! Действия ребёнка: зачеркнуть те предметы, в которых может скрываться опасность.
2. Задание: «Прятки для сыщика» Инструкция взрослого: Многие мальчики и девочки мечтают стать сыщиками, чтобы среди обычных вещей подмечать необычные. Мы с тобой уже сейчас можем начать тренироваться и на этом листе, и даже в жизни – подмечать все скрытое от глаз, ведь опасность может подстерегать нас в самых неожиданных местах! Обрати внимание на самые обычные вещи, подумай, куда из них можно спрятать мину «лепесток», а какие для этого не подойдут. Раскрась только те изображения, куда мину спрятать невозможно. Действия ребёнка: раскрасить те предметы, куда невозможно спрятать мину «лепесток».
3. Задание: «Знак из ладошки» Инструкция взрослого: Ты не задумывался, что существуют люди, которые придумывают этикетки для конфет, упаковки для игрушек, а еще плакаты и всевозможные знаки. Наверное, создать знак, чётко и кратко объясняющий детям какую-то инструкцию, очень сложно. А давай попробуем! Ты знаешь, что вокруг могут быть разбросаны предметы со взрывчаткой, но не все дети понимают, как опасно к ним прикасаться. Придумай знак «Не трогай, опасность!», используя пунктирную ладошку. Может, именно твой знак поможет малышам остановиться и не натворить бед. Действия ребёнка: соединить линии на изображении так, чтобы получилась ладошка и дорисовать карандашами и фломастерами запрещающий знак.
БЛОК № 2 «ОСТОРОЖНО, ОБСТРЕЛ!»
Задачи:
− научить детей противостоять опасности и защитить себя в экстремальной ситуации; − формировать представление о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах защиты;
− привить навыки уверенного поведения в экстренных ситуациях; − продолжать расширять и активизировать словарный запас детей; − развивать внимание, логическое мышление;
− воспитывать умение слушать взрослого и делать простейшие умозаключения. Запомни, что делать тебе при обстреле: Игрушки оставь поскорей и качели…
К знакомому взрослому сразу спеши,
Тебе он поможет проблему решить!
Не плачь понапрасну, на землю ложись!
И за воспитателя крепко держись!
А если обстрел тебя в доме застал,
Скорее со взрослым спускайся в подвал!
Не стой у окна, не залазь под кровать!
Тебя будет некогда взрослым искать!
Послушным ребенком советуем быть,
Чтобы жизнь и здоровье себе сохранить!
Н.В. Яковлева
1. Задание: «Запрещённый силуэт»
Вариант №1
Инструкция взрослого: Все девчонки и мальчишки, наверняка любят играть в прятки. А во время игры они должны быть очень находчивыми, ведь никто не хочет быть замеченным первым, так же и при артиллеристском обстреле нужно очень быстро и правильно сориентироваться на месте. Сосредоточенно посмотри на изображённые силуэты, подумай, где можно укрыться при обстреле! Обведи те силуэты, к которым нельзя подходить или прятаться во время артиллерийских налётов!
Вариант №2
Инструкция взрослого: Ты когда-нибудь играл в следопыта? Мы можем попробовать прямо сейчас. У следопыта зоркий глаз. Он может издалека, по силуэту определить, что за животное или предмет перед ним. У нас задача сложнее, нам надо определить опасные объекты в комнате, к которым нельзя подходить во время обстрела или прятаться за ними. Найди и обведи предметы, к которым нельзя подходить во время артиллерийских налётов! Действия ребёнка: обвести те силуэты, к которым нельзя подходить или прятаться при обстреле!
2. Задание: «Опасные места»
Вариант №1
Инструкция взрослого: Где бы ты не находился, в любом помещении есть безопасные места, в которых ты сможешь укрыться при обстреле. Мы с тобой уже сейчас начнём тренироваться на листе бумаги, на которой изображены две квартиры. Опиши расположение комнат. Найдите сходства и различия. Пометь красным те места, где нельзя находиться при обстреле. А зелёным - те места, где можно находиться.
Вариант №2
Инструкция взрослого: Что нужно, для того, чтобы быть героем? Необходимо совершать хорошие поступки, помогать кому-то, и стать для других примером. Давай поиграем в игру, где надо быстро уметь определять опасные места в комнате, чтобы обезопасить себя и помочь другим. Давай, поиграем. Найди отличия в расположении комнат на картинке, и выдели цветом опасные и безопасные места. Опасные - красным, а безопасные - зелёным. Действия ребёнка: Описать расположение комнат. Найти сходства и различия и отметить красным цветом те места, где нельзя находиться при обстреле. А зелёным цветом – те места, где можно находиться.
3. Задание: «Безопасная половинка»
Вариант № 1
Инструкция взрослого: А ты, знаешь, что существует такое место в доме, в котором безопасно и можно переждать обстрел. Это место называется - подвал. Обычно он находится под домом. Подвалом, в котором можно укрыться от обстрела, может служить и погреб, в котором хранятся заготовки на зиму.
Вариант №2
Инструкция взрослого: Скажи, тебе нравится профессия архитектора? Он придумывает проекты красивых зданий, мостов, планирует парки и скверы города. Чтобы научиться придумывать новые сооружения, нужно уметь также ремонтировать старые, делая их удобными и безопасными для людей. Посмотри на этот дом, безопасно ли в нём жить? Давай сделаем его безопасным, дорисуем крышу, стены, окна. А еще чтобы быть готовым к опасным ситуациям надо устроить в доме подвал. Зачем он нужен? От чего может защитить человека? Действия ребёнка: При обстреле разлетелись стекла. Найти осколки от каждого окна. Восстановить половинку дома, дорисовать подвал, куда нужно бежать при обстреле.
4. Задание: «Нужная пара»
Вариант № 1
Инструкция взрослого: Ты, уже знаешь все безопасные места, но помимо них существуют места, в которых очень опасно находиться во время обстрела. Давай тебя проверим: знаешь ли ты эти места. Посмотри внимательно на предметы, изображённые на картинке. Найди одинаковые предметы. Раскрась их. Куда нельзя прятаться во время обстрела? Что из изображенного поможет при обстреле?
Вариант №2
Инструкция взрослого: Посмотри на картинку, здесь изображена комната. Ты хотел бы жить в такой унылой черно-белой комнате? Давай исправим ситуацию… Раскрась одинаково одинаковые предметы и скажи где можно, а где нельзя прятаться во время обстрела. Что из изображенного поможет при обстреле. Действия ребёнка: Найти одинаковые предметы. Раскрасить их. Определить куда нельзя прятаться во время обстрела, что из изображённого поможет при обстреле. Почему так думает?
БЛОК № 3 «ОСТОРОЖНО, МИНЫ!»
Задачи:
− учить предвидеть опасности и защищать себя в любых жизненных ситуациях;
− совершенствовать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах защиты;
− формировать представление об алгоритме, как последовательности действий; − уточнять понимание смысла слов «внутри» и «снаружи»;
− прививать навыки уверенного поведения в экстренных ситуациях;
− продолжать расширять и активизировать словарный запас детей;
− развивать внимание, логическое мышление, умение сознательно направлять внимание на заданный предмет;
− воспитывать умение слушать взрослого и делать простейшие умозаключения.
− Под ноги смотри, если быстро шагаешь,
Ведь то, что укрыто в траве, ты не знаешь!
ВНИМАНИЕ! Мины там могут скрываться,
Их стоит тебе, как огня опасаться.
Без взрослых не нужно бродить по округе,
С собакой гулять или мчаться к подруге,
Про парк или лес ненадолго забудь!
И только со взрослым прокладывай путь!
Н.В. Яковлева
1. Задание: «Внутри «снаружи»
Вариант № 1
Инструкция взрослого: Наверняка ты любишь играть во дворе со своими друзьями. Представь, что во время игры вам на глаза попались незнакомые предметы необычной формы, но очень интересные. Вы не должны брать их в руки или наступать, лучше отойти подальше и сообщить взрослым. На нашей картинке изображен город, а вокруг разбросаны мины «лепестки». Проведи линию так, чтобы мины «лепестки» оказались снаружи, а дома внутри.
Вариант № 2
Инструкция взрослого: Давай, представим, что мы команда героев, которая должна установить преграду и отделить площадь, засыпанную минами «лепестками» от жилых домов, чтобы не допустить на нее людей, пока специалисты по борьбе с минами-саперы - их не уничтожат. Наша задача: провести линию ограды так, чтобы дома оказались внутри, а мины «лепестки»- снаружи. Действия ребёнка: Провести линию так, чтобы мины «лепестки» оказались снаружи, а дома внутри.
2. Задание: «Отыщи контур»
Вариант № 1
Инструкция взрослого: Давай снова поиграем в сыщиков. Мы уже знаем, что сыщику надо быть очень внимательным и сосредоточенным, чтобы не пропустить никакой мелочи, поэтому давай устроим тренировку. На картинке надо соединить стрелочкой цветные изображения взрывоопасных предметов с их контурами. Запомни, как они выглядят, найди те предметы, которые опасности не представляют. Важно запомнить главное правило: − не приближаться к предмету − не пользоваться рядом с ним мобильным телефоном − быстро рассказать о находке взрослому (позвонить в диспетчерскую службу 102 или 112)
Вариант № 2
Инструкция взрослого: Представь, что тебе приснился сон, где ты спасал свой город от злодея, который хотел разрушить его с помощью опасных предметов. Тебе в этом сне удалось со своими друзьями помочь найти опасные предметы и сообщить о них взрослым, а также очистить от мусора все улицы. Действия ребёнка: Соединить стрелками цветную картинку с контуром. Обвести тот предмет, который не несет опасности. Зачеркнуть опасные предметы.
3. Задание: «Найди мину «лепесток»
Вариант № 1
Инструкция взрослого: Наверняка ты активно проводишь время со своей семьей на свежем воздухе. Мина «лепесток» бывает незаметной среди травы. Все прогулки должны быть безопасными, нужно внимательно осмотреть место для игр и отдыха. Найди среди травы мину «лепесток» на рисунке. Раскрась её.
Вариант № 2
А давай еще поиграем в следопыта, зоркость необходимо тренировать постоянно. На этот раз нам надо среди кустов и травы отыскать мину «лепесток» и сделать поляну безопасной для детей и взрослых. Найди мину «лепесток» и раскрась её. Действия ребёнка: Найти мину «лепесток» на рисунке. Раскрасить её и зачеркнуть красным цветом. Определить, какую ошибку допустил художник, изображая лето.
4. Задание: «Прочти и нарисуй»
Вариант № 1
Инструкция взрослого: Тебе подарили памятку «Опасные предметы». Но чтобы знать названия этих предметов, тебе необходимо ее прочитать, а потом нарисовать.
Вариант № 2
Инструкция взрослого: Как ты думаешь, важно ли для каждого ребенка уметь читать, рисовать? А для его безопасности это может пригодиться? В каких ситуациях? Предлагаю тебя поупражняться в этих умениях. Прочти названия предметов под окошками. Проведи стрелочки от изображения к окошку с надписью. Нарисуй предмет. Действия ребёнка: Прочитать название опасных предметов. Провести стрелочками от изображения к рамке. Нарисовать в пустых рамках взрывоопасные предметы и зачеркнуть красным цветом.
5. Задание «По порядку»
Вариант № 1
Инструкция взрослого: Ты с друзьями любишь играть в игры, а у каждой игры есть свои правила, которым вы должны следовать. Так же соблюдать правила нужно и в чрезвычайной ситуации.
Вариант № 2
Инструкция взрослого: Не знаю, согласишься ли ты со мной, но если хочешь, чтобы все получалось и удавалось, важно следовать чёткому плану или алгоритму. Для безопасности это особенно важно. Есть люди, которые такие правила-алгоритмы для всех нас разрабатывают. Если ты запомнил все правила безопасности, то ты сможешь правильно определить последовательность действий. Посмотри на картинку и поставь в кружочках цифры, определяющие порядок действий при обстреле. Действия ребенка: Поставить цифру по порядку: что нужно делать при обстреле. Раскрасить.
6. Задание: «Грибники»
Вариант № 1
Инструкция взрослого: Соедини грибы по очереди, ориентируясь на цифры. Выучи пальчиковую разминку. Придумай для неё движения, используя пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять.
По грибы нельзя шагать!
Там опасность может ждать,
Их никак нельзя срывать!
Н.В. Яковлева
Действия ребенка: Нарисовать запрещающий знак по образцу! Найди и зачеркнуть все мины «лепестки».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев