Объект культурного наследия регионального значения «Здание железнодорожного вокзала, связанного с событиями гражданской войны», 1913-1915 гг. (Приморский край, г. Спасск-Дальний, ж/вокзал) зарегистрирован в ЕГРОКН с привоением регистрационного номера 251510404390005.
Вокзал для Спасска — это не просто визитная карточка города. Это место, с которого, собственно, и начался город Спасск-Дальний, как самостоятельное поселение.
Весной 1891 года, высочайшим рескриптом императора Александра III, было объявлено о начале строительства Великой Сибирской железной дороги - самого фантастического проекта в России того времени. И уже в мае 1891 года, во Владивостоке, его сын - цесаревич Николай Александрович, участвует в торжественной закладке Уссурийской железной дороги.
Весной 1892 года началось строительство участка № 4 Уссурийской железной дороги, проложенной недалеко от с. Спасского. Летом 1894 года открылось экспериментальное движение поездов на участке от станции Владивосток до станции Спасская. В 1895 году для военных чинов, служащих и рабочих Уссурийской железной дороги заложили станционный поселок, который разместился в полосе отчуждения, с западной стороны железнодорожного полотна.
Здание пассажирского вокзала было построено не ранее 1894 года. В 1896-1897 годах по Уссурийскому краю путешествовала А.П. Динесс и в объектив ее фотоаппарата попало только что построенное здание вокзала, на вывеске которого читается название железнодорожной станции - «Спасская».
3дание вокзала станции Спасская по своей архитектуре мало чем отличалось от промышленных и военных построек конца 19-го века. Кирпичная кладка, карнизы, башенки, оформление оконных проемов - все эти элементы повторялись и в других постройках, связывая все здания на станции в общий архитектурный комплекс, выдержанный в одном стиле со строениями по всей железной дороге.
В 1903 году, во избежание путаницы с другими железнодорожными станциями Российской империи, станция «Спасская» была переименована в станцию «Евгеньевка». Происхождение этого топонима имеет несколько версий, одна из самых распространенных - станцию назвали в честь жены начальника Управления железных дорог, действительного статского советника К.К. Губера. Хоть эта версия и выглядит несколько сомнительно, но именно с таким названием - «Евгеньевка», станция вошла в историю 20-го века.
Пассажирский перрон возле здания вокзала видел членов императорской семьи, губернаторов, начальников Приамурского военного округа. В годы революционных преобразований и гражданской войны, станцию посещали командармы враждующих сторон; представители командования интервентов; герои, о которых позже напишут книги; тысячи беженцев со всей России - бывшая элита рухнувшей империи. Мимо здания вокзала проходили бронепоезда атаманов, теплушки с солдатами воюющих армий, санитарные эшелоны и составы, на которых вывозили награбленное в России имущество.
После окончания гражданской войны здание вокзала перестало удовлетворять растущие потребности в пассажирских перевозках, и в 1926 году к прямоугольному зданию пристроили два дополнительных крыла - северное и южное, которые увеличили площадь вокзала почти в три раза. Пристройки хоть и несколько отличались по своей архитектуре от старого здания, но при этом удачно вписались как в общий облик обновленного вокзала, так и в стилистику зданий, строившихся в те годы на железных дорогах Советской России.
Менялся облик вокзала, менялся облик привокзальной площади и железнодорожной станции, менялся облик города. Увеличивающийся станционный поселок «Слобода Евгеньевская» со временем сомкнулся с другими участками застройки, вытянувшимися вдоль железнодорожного полотна - Спасской слободкой и военным гарнизоном. Образовалась небольшая агломерация, которая еще в 1917 году была преобразована в город Спасск-Приморский (с 1929 - Спасск-Дальний). И еще спустя полвека, станция, бывшая когда-то географически отдельным поселком, окончательно поглотилась стремительно растущим городом. В 1967 году было принято решение о переименовании железнодорожной станции «Евгеньевка» в «Спасск-Дальний».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев