Краткий исторический очерк села Зорино и местной церкви
Про село Зорино Ухоловского района Рязанской области, вернее про его церковь мы слышали давно, местный храм славится своими сохранившимися росписями, поэтому как магнитом привлекает любителей «заброшек», а те в свою очередь щедро делятся впечатлениями и фотографиями в интернете.
Сведений о селе немало, есть и полноценное описание храма в известном труде Иоанна Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии». Однако, традиционно без загадок не обошлось. Итак, начнем.
Название «Зорино» довольно молодое, так село стало именоваться с 1966 года. Переименовано оно было в честь уроженца этих мест Сергея Петровича Зорина.
Гвардии сержант, связист С.П.Зорин совершил бессмертный подвиг в ходе сражения на Курской дуге. Рискуя жизнью, он 12 раз восстанавливал связь подразделения со штабом полка. За мужество и отвагу ему было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).
До этого село носило не совсем благозвучное название «Самодуровка», а до революции наименование села значилось как «Новоникольское, Самодуровка тожъ»
Небольшой, но любопытный факт, вообще в Рязанской губернии название «Самодуровка» не было особо редким, к примеру, был такой населенный пункт и в Михайловском уезде. Довольно часто людская молва наделяла села вторым наименованием, происходило это по разным причинам, не в последнюю очередь и для того, чтобы не путаться в многочисленных «тезках». Самое интересное, что бывали и «двойные» тезки. Как мы указывали выше, будущее Зорино именовалось «Новоникольское, Самодуровка тожъ» и относилось в Сапожковскому уезду, но в Данковском уезде Рязанской губернии существовало село с аналогичным наименованием, Новоникольское, Самодуровка (и тут наш народ с блеском вышел из затруднительного положения добавив третье наименование), Аннин Верх(или Каменный Верх) тожъ. Название Аннин Верх, к слову, объясняют интересной легендой о некогда прожившей в селе разбойнице Анне, которая со своей ватагой победила, пытавшихся изловить ее казаков, то бишь «взяла верх». Сейчас село называется просто Новоникольское и относится к Данковскому району Липецкой области.
Но вернемся к нашей Самодуровке Сапожковского уезда.
Населенный пункт был основан в 1680-х годах сапожковскими служилыми людьми, драгунами и казаками, получившими здесь земли для поселения. Изначально новое поселение получило название «Никольское». В «Историко-статистическом описании церквей и монастырей Рязанской епархии» весьма подробно описаны эти события:
«Во 194 (1686) году июня в 25 день по указу великих государей из Иноземнаго приказу, за приписью дьяка Петра Берсенева, в митрополей Духовный приказ к приказному Ивану Осонкову написано, с повелением преосвященнаго Павла, митрополита Рязанскаго, церковь Божию Рождества Христова велено престроить в Сапожковском уезде, против челобитья сапожковских козаков и драгунов – Артюшки Залонова с товарищи, на их на казачей и драгунской земле в новоселенной деревни Никольской; а под тое церковь и под церковное кладбище и под дворовые места попом и церковником вымереть – отвесть земли из их драгуских и казачьих дач и дать пашенной земли 20 четвертей, сенных покосов 20 копен.
А по скаске того новоселебнаго села попа Иякова да прихожен – сержанта Тимофея Голикова, соцкаго Микиты Громова, Козмы Бордаковскаго с товарищи, под церковь и под кладбище на обе стороны по 40 сажен, да к церкве Божий и попу с церковники на пропитание великих государей жалованья – пахатной земли по 20 чети в поли, в дву потомуж, сенного покосу на 20 копен, а лес де и всякое угодье с приходскими людьми вопче. Да в приходе: двор поп Ияков, 3 двора – пономарев, дьячков и просвирницын, 69 дворов драгунских, 14 дворов казачьих, всего 87 дворов. Дани доведется на год по 2 рубли по 14 алтын и пошлины 4 алтына з денгою. А поп де Ияков перешел в то село во 195 (1687) году марта в день и служит в часовне, – церковь еще не построена. Память из Иноземнаго приказу в сталпе 196 году в Казенном приказе. А обложена та часовня во 197 году, – выписка в столпу в том же году».
В каком именно году на месте часовни в «новоселебной» деревне Никольской была построена деревянная Христорождественская церковь точно неизвестно, но в конце XVII века она уже существовала, в связи с чем населенный пункт стал именоваться селом и получил название «Новоникольское».
К концу XVIII века старая деревянная Христорождественская церковь в селе Новоникольское сильно обветшала и в 1799 местный священник Андрей Семенов подавал прошение о построении на ее месте новой. Строительство осуществлялось на средства прихожан и было завершено уже в следующем году. 24 сентября 1800 священник Симеон Алексеев освятил новый также деревянный Христорождественский храм.
К середине XIX века село стало настолько многолюдным, что возникла проблема наделения крестьян землей. Тогда, по инициативе властей, сельский сход принял решение переселить «по жребию» часть жителей села на земли в пойме реки Лукмос. Обосноваться на новом месте, где не было распаханных земель, и предстояло строить дворы, было делом трудным. Поэтому намеченные к переселению крестьянские семьи всячески сопротивлялись этому. Уездным властям пришлось применить силу: ломать старые дома переселенцев в Новоникольском и под конвоем отправлять их к новому месту жительства. Говорят, что именно с этого времени село получило у окрестных жителей свое второе название – Самодуровка.
В 1850 переселенцы из села Новоникольского основали на берегу реки Лукмос новое поселение – Ново-Красную слободу (совр. село Новокрасное Сапожковского района).
В общем эти сведения о селе и храме довольно известны, они кочуют из статьи в статью на просторах интернета. А вот дальше будет интереснее. Мы остановились на том, что в селе в конце XIX века имелась деревянная церковь, освященная в честь Рождества Христова. Но в настоящее время там находится недействующая кирпичная церковь о которой у Добролюбова сведений нет. Мы обратились к подшивке Рязанских епархиальных ведомостей и вот, что удалось обнаружить.
В №22 Рязанских епархиальных ведомостей за 1886 год находим описание обозрения архиепископом Феоктистом приходов Рязанской епархии. В ходе этой поездки он посетил и Самодуровку.
Как видно из текста, местная деревянная церковь сильно обветшала и возникла потребность постройки новой. Приезд владыки стал катализатором данного процесса.
В №17 Рязанских епархиальных ведомостей за 1890 год находим заметку об освящении в Самодуровке иконостаса и престола в честь Нерукотворного Образа Христа Спасителя. Разумеется, речь идет уже о новом храме.
Потаенная красота. Краткий исторический очерк села Зорино и местной церкви, изображение №9
Далее в №23,24 Рязанских епархиальных ведомостей за 1896 год опубликовано две заметки:
Потаенная красота. Краткий исторический очерк села Зорино и местной церкви, изображение №10
Потаенная красота. Краткий исторический очерк села Зорино и местной церкви, изображение №11
Как мы видим, храм успешно строится и здесь используется распространенная практика, когда церковь строили частями, обустроенные части храма освящали и в них начинали проводить богослужения. Жаль, что здесь не указаны наименования приделов…
И наконец, в №21 за 1913 год мы можем прочесть о том, что храм полностью достроен и освящен в честь Вознесения Господня.
Потаенная красота. Краткий исторический очерк села Зорино и местной церкви, изображение №12
Таким образом в селе Самодуровка до революции действовал Вознесенский храм, с приделом в честь Нерукотворного Образа Христа Спасителя и еще одним неизвестным приделом.
Имелась здесь и школа.
Потаенная красота. Краткий исторический очерк села Зорино и местной церкви, изображение №13
С наименованием храма существует немалая путаница. Непосредственно у входа в храм находится следующая табличка:
Потаенная красота. Краткий исторический очерк села Зорино и местной церкви, изображение №14
Судя по всему здесь имеет место быть путаница. В честь Рождества Христова был освящен предшествующий деревянный храм, о котором пишет Добролюбов.
А вот на сайте sobory.ru храм назван Воскресенским. Мы затрудняемся сказать, почему он там так обозначен, хотя сами изначально взяли это наименование в для обозначения храма в предыдущих публикациях, теперь будем исправлять…
Потаенная красота. Краткий исторический очерк села Зорино и местной церкви, изображение №15
Правда, есть одно предположение… В алтаре на горнем месте сохранилось, пусть и не очень отчетливо, изображение иконы «Воскресение Христово».
Потаенная красота. Краткий исторический очерк села Зорино и местной церкви, изображение №16
Потаенная красота. Краткий исторический очерк села Зорино и местной церкви, изображение №17
Но само по себе наличие в алтаре изображения такой иконы ничего не значит и не может служить доказательством того, что престол был освящен в честь Воскресения Христова.
Вот такая занятная история храма и села получилась. Жаль, что столь красивая церковь ныне заросла кустарником, но все еще крепка и доступна. Любителям старины очень рекомендуем приехать полюбоваться росписями.
Или, как вариант, ознакомиться с созданной нами панорамой и видео: https://iskateli62.ru/images/3dpano/zorino.html YouTube1:20
В тексте использованы материалы сообщества https://vk.com/@62iskateli-potaennaya-krasota-kratkii-istoricheskii-ocherk-sela-zorino
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 17